Обобщение опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами тестопластики"
методическая разработка по аппликации, лепке

Шеина Людмила захарьевна

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста при использовании тестопластики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_testoplastike.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕСТОПЛАСТИКИ»

 «Истоки способностей и

дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают

источник творческой мысли»

В.А. Сухомлинский

Введение

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем, и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.

        Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие детского творчества является актуальной проблемой.

        Большой потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), пришли к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников.

        Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств.

        Тестопластика является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей. Дети учатся лепить всей кистью и пальцами рук, делать пальчиками рук мелкие детали, прищипывать, разминать, раскатывать, приминать, посредством тестопластики развивается также координация движений. Во время занятий с тестом у гиперактивных детей улучшается настроение, тестопластика оказывает благотворное влияние на нервную систему. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, повышается самооценка, совершенствуется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

        Детям дошкольного возраста особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию.

Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук.  Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.

        Целью моей  творческой работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Для достижения цели определила и решила поставить перед собой следующие задачи:

        Задачи:

Обучающие:

- знакомить детей и родителей с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- закрепить и расширить знания, полученные на занятиях       знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,  цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою     мысль с помощью объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие

- развивать творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

- развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Воспитательные

- приобщать воспитанников  к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как  высшей меры воспитанности);

- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

        Для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности воспитанников были созданы необходимые условия для работы с соленым тестом, были подобраны материалы и инструменты, доступные детям, изготовлены демонстрационные пособия.

В группе созданы следующие условия для развития творческих способностей детей средствами тестопластики: в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для лепки; оформление помещения способствует творческому развитию; мною был разработан и реализован тематический план работы и занятия с детьми по тестопластики.

Преимущества соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей)

- можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;

- краска ложится любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

- краску хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

- с готовым "изделием" можно играть - без боязни, что оно потеряет форму;

- является экологически чистым материалом;

- тестопластика помогает мамам, которые не знают, чем занять своих малышей.

Недостатки:

- фигурки могут деформироваться при высыхании - особенно если тесто недостаточно крутое;

- поделки хрупкие - часто бьются и ломаются;

тесто - материал одноразового использования, хороший пластилин можно использовать сколько угодно;

- срок хранения теста меньше, чем у пластилина

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики

        Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований

        Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

        Итак, творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

        Условиями возникновения и становления опыта по данной тематике являлись изучение теоретической психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения.

Проанализировав, педагогическую, методическую литературу и педагогический опыт по данной теме, можно сделать вывод, что работа по данному направлению в ДОУ может быть направлена на развитие творческих способностей детей. Лепка – это один из видов выполнения художественных работ по ручному труду, способствующий развитию творческих способностей.

        Глубокий и всесторонний анализ учебно-воспитательного процесса, профессиональных и творческих возможностей детского коллектива, его готовность в включиться в творческую работу, показал, что лепка из теста вызывает большой отклик и интерес дошкольников.

        Выявив способности и возможности детей к художественно-эстетическому развитию посредством тестопластики в ДОУ, я пришла к выводу, что необходимо создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения и дальнейшего совершенствования педагогической деятельности по данному направлению.

Тестопластика — нетрадиционная техника лепки предметов, которая является исконно русским изобретением, следовательно, знакомя детей с тестопластикой, мы невольно приобщаем их к русской национальной культуре. Кроме этого тесто является наиболее пластичным материалом в работе, что позволяет создавать интересные поделки, панно для украшений интерьера, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений.  Самую прямую связь тестопластика имеет с народными праздниками, которые со своей полнотой отражают русский национальный характер, так как они подчинены ритму природы, проверены древней логикой жизни.

Проектирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики

С чего я начала свою работу?

В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, не все сразу получалось.         Но методом проб и ошибок подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, который подойдет в работе с детьми.

        На первых занятиях познакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность самим замесить и подействовать с тестом: потрогать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Предлагала детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой- пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы.

        Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки- декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания- формочки для печенья.

        Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – снеговик, т.е. на большой колобок крепиться с помощью зубочистки маленький и уже потом к этой форме добавляется характерные признаки: нос-морковка, глазки, и т.д. Поле того, как дети освоят лепку из двух шаров, предложить тему «по замыслу». На этих занятиях проанализировать степень усвоения материала.

        Дальнейший этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек изпод детского питания, сока, баночки и другого бросового материала, карандашниц. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы- цветы, грибы, шляпки и др.

        Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски- гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно, тряслись руки. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Что бы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой – либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить угощение на праздник для Мишки – вкусное печенье и конфеты, а затем Мишка с друзьями приходит в гости и «пьет» чай с печеньями. А на следующее занятие к детям приходит письмо от ежика, где он просит помочь ему найти друзей. И дети довольны – ведь это они помогли зверушкам!

        Строю работу с детьми в данном направлении в соответствии с комплексно-тематическим планированием и с учётом сезона и календарных праздников то, что детям близко и дорого. Например: «Овощи - фрукты», «Дед Мороз», «Елочные игрушки», «Собачка», и т.д.

        Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

        Давно известно, что АРТ- терапия – прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками – это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывая новые горизонты.

У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности:  умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать  и оценивать свой индивидуальный опыт. Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

Цель  технологии тестопластики– научить лепке из соленого теста, развить художественные способности, абстрактное мышление и воображение.

     В ходе творческой деятельности закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.      

         На занятиях дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:

- смешивание цветов и составление своей палитры;

- соединению деталей;

- изготовлению плоских фигур;

- изготовлению объемных фигур с помощью фольги, а также сочетанию изделий из теста с другими материалами:     тканью, деревом, картоном, проволокой, сухоцветами.

   Разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Это наглядно отражается в дельнейшем на качестве выполненных изделий, более свободном, полноценном речевом общении. При работе с тестом у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих условий ДОУ.

 В результате обучения дети должны уметь:

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки;

- сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

- последовательно вести работу ;

- применять разные формы лепки;

- определять последовательность действий при выполнении работы;

изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;

- объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

Вывод

        Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного возраста. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

        Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Для развития творческих способностей детей в группе мною было выбрано одно из направлений художественно-эстетического развития- лепка из солёного теста. Были созданы условия для развития творческих способностей детей средствами тестопластики: в группе, в свободном доступе для детей имелся необходимый материал для лепки; оформление помещений способствовало творческому развитию; разработаны конспекты занятий и наглядные пособия к ним.

        Результаты проведенной работы показали, что у детей проявляется увлеченность и заинтересованность лепкой из солёного теста. Воспитанники научились использовать разнообразные способы и приёмы в лепке из солёного теста, использовать различные материалы для передачи выразительности образа, проявляют умение самостоятельно подбирать материал для создания образа.

                

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ

  1. Кискальт И., «Соленое тесто», Москва, 2003
  2. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Подарки из соленого теста», изд. «Карапуз» Москва, 2008г.
  3. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Интерьер» из соленого теста», изд. «Карапуз» Москва, 2008г.
  4. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Технологические карты », изд. «Лира» Москва,2008г.
  5. Фирсова А.В. «Чудеса из соленого теста», Изд. «Айрис – Пресс», Москва 2008г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

Презентация опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

Развитие творческих способностейдошкольников средствами нетрадиционной техники рисования...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованных игр в постановке по произведениям С.В.Михалкова"

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это мож...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Обобщение педагогического опыта воспитателя: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Обобщение педагогического опыта воспитателя: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Обобщенный педагогический опыт старшего воспитателя –Урлаповой Е.А.: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...