Обобщение опыта "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей"
опыты и эксперименты

Шарова Мария Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_sharova_m.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

ул.50 лет СССР 13

                                                             2025 г.

Современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед взрослыми важнейшую задачу – подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Одной из задач образовательной программы является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективных направлений на современном этапе.

Детская одаренность, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы и в юношеском возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение творчества и педагоги, чей уровень культуры и профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребёнка к творчеству.

Поэтому, мною была выбрана тема работы «Развитие творческих способностей  дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей в соответствии с ФГОС»

Целью моей работы является создать условия для развития творческих способностей дошкольников через совместную деятельность педагогов и родителей.

В соответствии с поставленной целью мною были определены следующие задачи: изучить и определить закономерности развития творческих способностей  детей дошкольного возраста, выявить педагогические условия, определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи и

активизировать воспитательные возможности родителей для развития творческих способностей детей.

До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования.

   В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных.

В своей работе уделяю внимания: фольклору, народным традициям и обычаям.

Совместно с педагогами, родителями и детьми проводим традиционные праздники «День земли», «Троица», «Масленица», «Зимние забавы»,  «В гостях у Маши и Дуняши», сезонные развлечения, инсценируем русские народные сказки.

Совместно с воспитателями провели фольклорное развлечение «У милой матушки в дому».

Опыт совместной деятельности педагогов и родителей неоднократно представлялся на районных методических объединениях, семинарах. Совместно с воспитателями подготовительной группы проведён ряд открытых мероприятий «Мой Алтай», «Родина моя – Россия», конкурсно – игровая программа «Семью семь», «Путешествие в прошлое», «День театра». Грамотная организация занятий, эффективность используемых методов и приёмов обучения, умение внести степень новизны, игровые моменты,  тщательно подобранный дидактический материал и атрибуты привели к успешному результату проводимых мероприятий.

Одним из главных видов взаимодействия педагогов, родителей и детей являются праздничные утренники. Праздник является действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребёнка.        

Праздники, которые несут в себе радостные впечатления, занимают большое место в жизни дошкольника. Радостный праздник – праздник навсегда!

Но особенным отличием праздничных утренников, является присутствие родителей. Любому сотруднику детского сада известно, как загораются глаза у ребёнка в присутствии матери или отца, как хочется ему показать свои успехи, свои таланты.

Именно совместные праздники, их дух доброго соперничества позволяет в полной мере испытать чувство единства, сплочённости и гордости за свою семью.

Совместно с воспитателями при составлении календарного плана намечаем, какие занятия, экскурсии по развитию речи и ознакомлению с окружающим необходимо провести с детьми, чтобы они смогли получить необходимые знания и сведения о подготовке к праздникам.

  Вовлекаем родителей в совместную деятельность по изготовлению  костюмов, атрибутов, декораций…

Музыкально – литературный материал служит созданию эмоциональной атмосферы утренника. Особое место отвожу музыкальному репертуару, который подбираю в соответствии с общим характером праздника, его отдельным моментам. Большое внимание уделяю русской  народной музыке,  обычаям, играм, фольклору.

    Каждый сценарий хорошо продумываю. Считаю, что нельзя превращать праздник в концерт для взрослых, когда дети выполняют роль актёров. Ведь исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризными моментами, играми, зрелищами, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник запоминающимся на всю жизнь.

За последние годы в организации праздничных утренников много изменилось, более активными стали педагоги, родители. Каких только ролей они не исполняют: Баба Яга, Кощей бессмертный, снежная королева, Буквоед, Царица Осень, лесник, Почтальон Печкин, Злючка – Колючка, Лиса Алиса, снежная королева, Ломайкин, Дед Мороз, старуха Шапокляк.

Присутствие сказочных героев делает праздничные утренники эмоциональными, зрелищными, увлекательными. Дети всерьёз выполняют задания, участвуют в спорах, стараются проявить себя положительно.

Особой отличительностью этих мероприятий является участие сестёр и братьев, родителей, бабушек и дедушек. Они участвуют вместе со своими детьми в конкурсах, играх, соревнованиях, что создаёт атмосферу доверительности, поддержки, сопереживания, доброго соперничества.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играют развлечения, которые не требуют большой подготовки (день смеха, дни рождения, спортивные, экологические, сезонные). На этих развлечениях больше проводится игр, конкурсов, соревнований, где принимают участие даже очень замкнутые дети, которые стесняются  большой аудитории. Это позволяет вселить в них уверенность в своих силах и в дальнейшем выполнять более сложные роли.

Раскрепощению детей, умению держаться на сцене способствует подготовка сольных номеров.

Показателями успешности развития творческих способностей детей является активное участие воспитанников в художественной самодеятельности Дома Культуры, конкурсы, выступления на родительских собраниях,  днях открытых дверей, на районных методических объединениях, на районных конкурсах «Золотая нота», «Радужный калейдоскоп», на зональном фестивале детского творчества «Голос будущего» в г.Яровое и т.д.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что у детей повысилась самооценка, стремление к активной музыкальной деятельности и танцевально – игровому творчеству. Дети эмоционально отзывчивы, любознательны.

Отмечая положительные результаты своей работы, я не останавливаюсь на достигнутом и постоянно ищу новые формы и методы совместной деятельности с родителями, делюсь инновационными находками со своими коллегами, участвую в различных международных, всероссийских интернет-конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»

Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, поэтому главное достоинство экспериментов заключается в том, что этот метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаем...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы компле...

Семинар Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Семинар Тема:  «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»...