Презентация проекта«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Творчество, является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». В. В. Давыдов Вид проекта - исследовательско- творческий Участники - воспитатель, дети, родители Продолжительность -1 год
АКТУАЛЬНОСТЬ Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, поэтому главное достоинство экспериментов заключается в том, что этот метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей.
ПРОБЛЕМА В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Цель: Развитие творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи: - Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Ожидаемый результат: - Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; - Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; - Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; - Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; - В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы .
1этап Организационно – диагностический Формы работы: 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Мониторинг на начало учебного года 3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями. 4. Подборка опытов с описанием проведения. 5. Организация предметно – развивающей среды. Содержание деятельности: Определение актуальности, проблемы, цели. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. Создание условий для детского экспериментирования: Подбор оборудования для проведения опытов. 5. Приобретение набора «Опыты с водой».
2 этап Формирующий Формы работы: Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями. Содержание деятельности: 1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием). 2. Работа с детьми: Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. 3. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
3 этап- заключительный Формы работы: 1. Мониторинг на конец учебного года 2. Сравнительный анализ результатов 3. Перспективы Содержание деятельности: Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.
Перспективный план работы с родителями Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой. Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии Беседа: «Как организовать игры с водой». Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой. Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку. Консультация: « Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с. 2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка. 3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с. 4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с. 5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с. 7. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с. 8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с. 9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"
Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....
Проект «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, поэтому главное достоинство экспериментов заключается в том, что этот метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаем...
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"
«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы компле...