Обобщение опыта "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованных игр в постановке по произведениям С.В.Михалкова"
статья на тему

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Педагогическая идея, которой руководствуется педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад «Белочка» в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей. Педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованных игр  в постановке по произведениям С.В.Михалкова.

1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

2. Условия формирования опыта.

Педагогическая идея, которой руководствуется педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад «Белочка» в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей. Педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, педагоги придерживаются её главных принципов: развитие, творчество, игра,  поддерживают те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

3. Теоретическая база опыта.

В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по приобщению детей к театральному искусству.

В своей я использую литературу:

• Выготский А. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М., Просвещение, 1991.,

• Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» - М., Просвещение, 1971.,

• Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» - Просвещение, 1990., Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» - М., Просвещение, 1985., Синицына К. С. «Умные сказки» - М., Просвещение, 1997.,

• Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»,

• Буренина А. «Театр всевозможного».

4. Технология опыта.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа.

Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста выявляется уровень их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В группе оформлены театрализованные уголки, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.

Не последнее место занимает составление программы мероприятий по реализации опыта, предпринимаются попытки по воплощению задуманного в жизнь, а на заключительном этапе проводится мониторинг по результатам работы.

Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы:

1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;

3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;

4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;

5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;

6. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

•Воспитание у ребёнка основ общей культуры;

•Приобщение детей к искусству театра;

•Развитие творческой активности и игровых умений детей.

Основные направления работы с детьми:

- Театральная игра

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.

- Ритмопластика

Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

- Культура и техника речи.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

- Работа над спектаклем.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.).

Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Исходя из этого основного положения, цели и задачи работы формулируются следующим образом:

развитие эстетических способностей, пробуждение в душе каждого ребёнка чувства прекрасного и привитие любви к искусству;

развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

овладение навыками общения и коллективного творчества.

формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

5. Анализ результативности опыта.

Результатом проводимой педагогами работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.

Результат опыта:

- повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;

- появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей;

- появилось осознанное поведение и общение в обществе.

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании данного опыта работы мы столкнулись с некоторыми проблемами и трудностями:

Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей?

Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

7. Адресность опыта.

Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемые формы трансляции опыта работы:

– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;

– мастер-классы, мероприятия

– консультации;

- показы театрализованной постановки для родителей и воспитанников;

– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– сайт ДОУ.

8. Наглядные приложения.

В своём опыте предлагаю сценарий театральной постановки «А что у вас?», которую участники театральной студии «Улыбка» МБДОУ «Детский сад «Белочка» представил зрителю. Эта постановка приурочена к 105 – летнему юбилею со дня рождения С.В.Михалкова.

Сценарий постановки «А что у вас?»

К 105 – летию С.В. Михалкова

Утро. Слышны звуки улицы, звучит  «Спортивный марш»,

девочки исполняют акробатический номер

Акробатический номер

(муз. Ю. Чичкова «Физкульт – ура!»)

На сцене улица города, выходит дворник, звучит вступление к  песне А.Петрова и Г.Шпаликова «Я иду, шагаю по Москве».

Увертюра.

(танцуют девочки с зонтиками, выходят мальчики – шоферы, девочки с колясками, появляется регулировщик)

Регулировщик (рассказчик)

Это – папа,

Это – я,

Это – двор и улица моя.

Наступает вечер. Девочки и мальчики  выходят на детскую площадку.

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

Боря: - А у меня в кармане гвоздь.
            А у вас?

Толя:  - А у нас сегодня гость.
          А у вас?

Галка: (прыгает в классики)

- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

Коля: - А у нас на кухне газ.
            А у вас?

Нина: - А у нас водопровод.
             Вот.

Толя:  - А из нашего окна
              Площадь Красная видна.
             А из вашего окошка
             Только улица немножко.

Выбегает Наташа с красным шариком

Наташа: - Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.

Боря:    - А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.

Вова:     С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.

Галка:    А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.

                А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!

Наташа: - Всех важней,- сказала Ната,-
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

Нина: (качает коляску)

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.

Коля:      Лётчик водит самолёты -
Все: Это очень хорошо.

Вова:     Повар делает компоты -
Все:    Это тоже хорошо.

Боря:    Доктор лечит нас от кори,
Толя:    Есть учительница в школе.

Все дети вместе:

Мамы разные нужны!
Мамы всякие важны!

Галка:            Из чего же, из чего же, сделаны наши мальчишки?

Наташа:        Из колючек, ракушек и зелёных лягушек!

Коля:             Из чего же, из чего же, сделаны наши девчонки?

Боря:             Из конфет и пирожных, из сластей всевозможных!

Коля и Боря: Сделаны наши девчонки!

Галка и Наташа (дразнятся): Сделаны наши мальчишки!

 «Из чего же, из чего же» муз. Ю.Чичкова, сл. П Синявского

( исполняет вокальная группа вокальная группа)

Выходит регулировщик

Регулировщик:

Дело было вечером,
Спорить
 было нечего.

Звуки улицы, звучит «Скерцо» Ю.Чичкова.

Выходит Люба, читает стихи «Финтифлюшкин».

Делать было нечего?

Спорить было не о чем?

А у нас, ребята,  вот что!
У папы Финтифлюшкина,
У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) -
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.

Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины...
Но все же Финтифлюшкины -
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтифлюшками -
Что сами лезли в рот.

Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтифлюшкою
Теперь зовут его.

Как жить с такой фамилией
И как ее терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше – Иванов!

Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия -
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!

А Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!

А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!

Звучит «Полька» И.Дунаевского.

Дети исполняют польку парами

Выходят два приятеля под музыку польки.

Толя: Мы с приятелем вдвоем

Замечательно живем!

Мы такие с ним друзья —

Куда он.

Туда и я!

Боря:   Мы имеем по карманам:

            Две резинки,

            Два крючка,

            Две больших стеклянных пробки,

            Двух жуков в одной коробке,

            Два тяжелых пятачка.

Толя:  Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить — четыре,

Боря:   Ну, а мне — двенадцать раз.

Наташа: И живут в квартире с нами

 Два ужа

 И два ежа,

 Целый день поют над нами

 Два приятеля-чижа.

И про этих  двух ужей,

Двух ежей

И двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей.

Сосед:    Пишет жалобу сосед:

«Никому покоя нет!

Зоопарк отсюда близко.

Предлагаю: всех зверей

Сдать юннатам под расписку

По возможности скорей!»

Толя:  Мы вернулись из кино —

Дома пусто и темно.

Зажигаются огни.

Мы ложимся спать одни.

Еж колючий,

Уж ползучий,

Чиж певучий —

Где они?

Боря: Мы с приятелем вдвоем

Просыпаемся,

Встаем,

По дороге к зоопарку

Не смеемся, не поем.

Неужели зоосад

Не вернет зверей назад?

Толя: Мы проходим мимо клеток,

Мимо строгих сторожей.

Сто чижей слетают с веток,

Выбегают сто ежей.

Только разве отличишь,

Где какой летает чиж!

Только разве разберешь,

Где какой свернулся еж!

Боря:  Солнце село.

Поздний час.

Сторожа выводят нас.

Толя: — Не пора ли нам домой?

Боря:      Говорит приятель мой.

Наташа:        Вот пришли друзья домой,

                      Окна открываются.

Голос мамы: Руки мыть!

                      Цветы – в кувшин!

Наташа:        И стихи кончаются.

«Детство» Ю.Чичков.

Хореографическая композиция, исполняет танцевальная группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

презентация "«Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Театр – один из доступных видов искусства для детей, помогающий решить актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:-с художественным образованием и воспитанием;-формированием эс...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности

Средством  формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм...

Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...

Статья "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...