Проект "Мы все родом из Детства"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется проект в течение одного учебного года. Занятия длились 25-30 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня.

          Проект охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой и др.

          Проект призван побудить детей к размышлениям, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

          Проект способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_slovami.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

«…Ребёнку для полного и гармоничного

 развития его личности необходимо

 расти в семейном окружении,

 в атмосфере счастья,

любви и понимания.»

Из Конвенции ООН

 о правах ребёнка

Мы все родом из  
                        Детства

Автор проекта
Семилетова Людмила Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад«Солнышко»
г.Уварово

Тип проекта:

  1. По доминирующей деятельности – практико-ориентированный.
  2. По содержанию – ребёнок и его семья.
  3. По составу участников – групповой.
  4. По характеру контактов – открытый, в контакте с семьёй.
  5. По срокам реализации – 1учебный год.

База проведения: МДОУ «Детский сад«Солнышко» г.Уварово

Участники проекта:

  1. Воспитанники  старшей группы.
  2. Родители.
  3. Педагогические работники.
  4. Работники учреждения культуры (библиотеки).

Актуальность проекта

  1. Положение детей в России в начале 21века вызывает всеобщую тревогу. Проявляется это в увеличении количества больных детей и детей,
  2. оставшихся без попечительства родителей, не посещающих дошкольные учреждения в связи с тяжелым материальным положением в семье, в появлении малолетних алкоголиков и наркоманов.
  3. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство.
  4. Дети должны знать свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут, и понимать: власть взрослого над ними не безгранична, она подчиняется требованиям этих законов.
  5. «Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере  зависит от детей, которых мы оставим миру».(Федерико Майор – генеральный директор ЮНЕСКО)

Формирование правовых отношений даёт попытку исправить нарушение системы отношений к себе, другим, к окружающему миру в целом.

Основное окружение:      Члены семьи ребёнка.  Друзья. Педагоги.

Ожидаемые результаты.

У детей:

  1. Развитие способности чувствовать и сопереживать другим людям.
  2. Приспособление к меняющимся условиям.
  3. Повышение самооценки.
  4. Преодоление комплексов, страхов и стрессов.

У родителей:

  1. Возникновение понимания трудностей своего ребёнка и умение помочь в нужной ситуации.
  2. Стремление к принятию новой позиции – партнёра.
  3. Умение принять игровую роль – роль ребёнка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.

Основополагающий вопрос:
Можно ли оценивать знание родителей и детей правовых норм, как залог полноценного детства?

Проблемные вопросы:

  1. Нужно ли повышать правовую и педагогическую культуру родителей?
  2. Нужно ли воспитывать в детях чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим?
  3.  Как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

Цель:

познакомить детей с собственными  правами и установление сотрудничества ДОУ  и семьи в вопросах  воспитания и обучения.

Задачи:

Сформировать у детей  первоначальные  правовые знания  на основе Конвенции ООН о правах ребёнка

Преодолеть барьер  недоверия родителей К ДОУ

Повысить правовую и педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения

Методические задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по данной проблеме.

  1. Изучить передовой педагогический опыт по теме: «Правовое образование в ДОУ».

  1. Разработать методические рекомендации для родителей по данной проблеме.

  1. Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей.

Гипотеза.

Если с раннего периода ребёнку и его семье не оказывать профессиональную правовую и педагогическую помощь, не развивать детско-родительские отношения, то не будет достигнуто понимание проблемы социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе.

Аннотация:

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется проект в течение одного учебного года. Занятия длились 25-30 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня.

          Проект охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой и др.

          Проект призван побудить детей к размышлениям, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

          Проект способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений дошкольника.

Составление
маршрутной карты.
Дидактические материалы в помощь реализации плана:

Проект «Мы все родом из Детства»

Знакомство с правами человека. Изобразительная, трудовая деятельность. Игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы коммуникативных умений и навыков. Проблемно – поисковая деятельность. Физкультурно – оздоровительная деятельность. Сюжетно- ролевые игры,  инсценировки, дидактические игры. Беседы на  этические темы,  мини- дискуссии.

Этапы и сроки реализации проекта.

  I.Организационно-подготовительный (сентябрь).

  II.Основной (октябрь – апрель).

  III.Заключительный (май – июнь).

Этапы
реализации проекта.

I.Организационно-подготовительный

  1. Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме.
  2. Изучение материалов данного направления

     с применением Интернет-ресурсов.

  1. Диагностика правовой компетентности родителей и представлений детей об их правах.
  2. Подбор материалов для бесед, занятий с детьми, бесед и консультаций для родителей.
  3. Подбор игр, игрового материала, упражнений.
  4. Составление перспективного плана по правовому воспитанию.

  1. Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме.
  2. Изучение материалов данного направления

     с применением Интернет-ресурсов.

  1. Диагностика правовой компетентности родителей и представлений детей об их правах.
  2. Подбор материалов для бесед, занятий с детьми, бесед и консультаций для родителей.
  3. Подбор игр, игрового материала, упражнений.
  4. Составление перспективного плана по правовому воспитанию.

II.Основной этап

Тема

Содержание

Сроки

для детей

 для родителей

Как мы отдыхали летом

(дети имеют право на отдых и досуг) ст.31

Конвенции ООН

Беседа «Какие бывают праздники». Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Дидактическая игра «Загадывание желаний»

Беседа о праве ребёнка на

 отдых. Домашнее задание: «Наша семья на отдыхе» (Фото, рисунки, сувениры). Проведение осенней ярмарки.

сентябрь

Моя семья.

(дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход) ст.9

Конвенции ООН

Занятие «Моя семья».Рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».Беседа о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о других. Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Развлечение «Папа, мама, я – дружная семья»

октябрь

Имена и дети.

(Каждый ребёнок с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства, право на заботу родителей). ст.7

Конвенции ООН

Занятие «Я и моё имя. Что значат наши имена». Беседа «По разному зовутся дети». Игра «Назови ласково». Подвижная игра «Угадай, кто позвал». Рассматривание документов (свидетельство о рождении и паспорт)

Совместная работа с детьми – изготовление именных карточек – визиток для детей. Развлечение «День Матери».

ноябрь

Здоровье и болезни.

(дети имеют право на медицинский уход). ст.24

Конвенции ООН

Беседы «Кто и как заботиться о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании». Экскурсия в медицинский кабинет. Занятие «Сохрани своё здоровье сам».

Круглый стол: «Здоровье моё и моей семьи». Дни здоровья: прогулки и походы.

декабрь

Я самый, самый…

(дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную и семейную жизнь) ст.16 Конвенции ООН

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Беседа «Что такое дружба».Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Скажи другу комплимент». Чтение художественной литературы: В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Выставка любимых игрушек детей. Индивидуальные консультации. Стенды о воспитании у дошкольников положительных моральных качеств.

январь

Наши защитники.

(право на защиту от всех форм насилия…) ст.19; 33; 34; 35;37. Конвенции ООН

Беседа о защитниках Родины, о подвигах солдат. Экскурсия к Вечному огню. Чтение художественной литературы. Игры: «Добрый и злой человек», «Свой, чужой, знакомый». Изготовление подарков папам, дедушкам.

Беседа «Почему нужно доводить ребёнка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю»

февраль

Мама – первое слово.

(право на знание родителей и на их заботу) ст.7 Конвенции ООН

Составление рассказа «Мама – самая лучшая – это моя». Чтение стихотворений о маме. Изготовление подарков для мам, бабушек.. Викторина «Что ты знаешь о своих родителях?»

Развлечение «Мамин день». Составление семейных альбомов, изображение «Генеалогического древа» семьи.

март

Мы дружим с книгой.

(право детей на бесплатное и обязательное начальное образование) ст.28 Конвенции ООН

Развивать интерес к чтению, книге, библиотеке. Беседы:  «Как важно быть грамотным», «Откуда люди берут информацию». Экскурсии в школу, библиотеку. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Художественная литература для детей.

Совместный конкурс рисунков обложки любимой книжки ребёнка.

апрель

Дом, в котором я живу.

(право детей на неприкосновенность жилища) ст.16 Конвенции ООН

Беседа «Мой дом – моя крепость». Конструирование, рисование дома для всей семьи. Лепка и рисование домашней посуды для игры в «Семью». Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба».

Индивидуальные консультации. Развлечение – «Путешествие в страну Светофорию»

май

Моя безопасность.

(право на защиту от всех форм физического и психологического насилия) ст.19; 33; 34; 35; 37. Конвенции ООН

Чтение художественной литературы: «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака, отрывок из «Красной шапочки» Ш.Перро. Подвижная игра «Салочки-выручалочки» Дидактическая игра «Если чужой стучится в дверь»

Советы родителям «Пять рецептов избавления от гнева» Развлечение - «1 июня - день защиты детей»

июнь

III. Заключительный.

  1. Проведение диагностических процедур. Анкетирование детей и родителей.
  2. Предоставление методических рекомендаций для воспитателей.
  3. Презентация проекта для руководства ДОУ и родителей группы.
  4. Подготовка материалов (статьи) для публикации в СМИ.
  5. Подготовка материалов для размещения на сайте «Тамбов - Вики.

Диагностика.

Для того, чтобы проследить динамику формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, терпимости к другим людям и их правам в процессе реализации проекта, я проводила диагностику в начале и в конце проекта.

        Диагностика показывает качественный скачок в развитии правового мировоззрения и нравственных представлений дошкольников.

        А также повысился уровень правовой и педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и обучения.

Диаграмма правового  развития детей.

                                                                                           

Как видно из диаграммы, уровень формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах повысился: дети стали приветливее, научились понимать эмоциональное состояние окружающих, стараются осознанно относиться к социальным нормам поведения, стремятся к положительным способам решения конфликтных ситуаций.

Итоги повышения правовой компетентности родителей

 

          Уровень просвещения родителей в вопросах правового воспитания и обучения возрос после проведения нескольких групповых встреч. Особо хочется отметить: такие беседы происходили на только с мамами, но и с папами, а к концу проекта и с семейными парами.

      Выводы.

В процессе реализации проекта:

                   у детей:

  1. повысился уровень правового сознания;
  2. сформировались чувства самоуважения и уважения к другим;
  3. развились способности чувствовать и сопереживать другим людям;
  4. развились способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  5. появилась инициатива, внутренняя свобода, творчество.

у родителей:

  1. взрослые стали успешнее выстраивать доверительные отношения со своими детьми;
  2. качественно изменилась эмоциональная насыщенность, информативность контактов родителей с детьми и педагогами;
  3. увеличился процент родителей, активно участвующих в жизнедеятельности детского сада.

   Результаты проекта.

  1. Приобретен теоретический опыт в работе по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Наработан дидактический материал и конспекты занятий по данной теме.
  3. Разработана модель рабочей программы по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  4. Создана система работы по привитию дошкольникам основ правового сознания.
  5. Создан координационный совет из числа работников детского сада и родителей.
  6. Распространены результаты проекта среди широкого круга родителей и работников дошкольных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка"

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка" для работы с детьми среднего дошколного возраста....

Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"

Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....

Схема-паутинка проекта "В лесу родилась Елочка"

Работа с детьми среднего возраста....

Мы на свет родились, чтобы радостно жить!

Музыкальная театрализация по теме: "Права ребенка" в старшей группе ДОУ...