Доклад "Ещё раз об игре"
статья по теме

Касаткина Юлия Николаевна

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshchyo_raz_ob_igre.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЕЩЁ РАЗ ОБ ИГРЕ
Введение

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.Подвижные игры – одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детва.  

В игре ребята упражняются в самых разнообразных движениях: беге,прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Эта группа игр,в основе которых лежат разнообразные движения,наиболее удовлетворяет потребность растущего организма в активных действиях. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
По мере развития ребенка содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, усложняющиеся условия позволяют активнее развивать физику детей из года в год.Вместе с тем хочется отметить роль подвижной игры и во всестороннем развитии ребенка.

ПОНЯТИЕ О ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ

Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.

"Игровой метод" предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств.

Таким образом, под понятием "игровой метод" мы имеем в виду педагогически целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся.

ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ О ЗНАЧЕНИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

 

Я.А. Коменский – высоко оценивал роль игр, "состоящих в движении", для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться "серьезным делом, т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.

К. Д. Ушинский – XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

П. С. Лесгафт. создавший систему физического воспитания,среди других средств рекомендует и подвижные игры.Игру он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания.Говоря о работе с детьми дошкольного возраста, он указывал на преимущество игры перед упражнениями, считая ее материалом наиболее доступным,понятным для детей вследствии близости их образов и сюжетов детскому воображению. П. С. Лесгафт уделял большое место играм и на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол-урока, а в средних – треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.

В. Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.

Подвижную игру В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх – до спортивной игры.

А. С. Макаренко. По его мнению, игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.

ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРОСТОВ

Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся и т.д.

Особенности подвижных игр в младших группах.                            

Дети 2-3 лет ходят неравномерным шагом,шаркая ногами,переваливаясь,плохо ориентируются в пространстве.В связи с этим основная задача воспитательной работы с детьми этого возроста заключается в совершенствовании их двигательных навыков и умений.Важно при ходьбе дать направление,ограничев пространство между двумя начерченными линиями или положенными шнурами;для упражнения в равновесии использовать перешагивание, затем перепрыгивание.В координации движений рук и ног способствует хождение по доске,узкой дорожке:("Поезд"."На прогулку")Для малышей рекомендуют совсем простые игры,построенные на одном действии.Увлекаясь самой игрой,дети этого возроста не обращают внимания на результат игры.

В играх,где есть роль водящего,ее выполняет взрослый,можно привлеч старшего ребенка.В течении года к этой роли следует привлекать почередно всех детей.Когда дети усвоят движения,то могут выполнять их самостоятельно,а взрослый берет роль на себя роль водящего.Как дети научатся действовать по словесному сигналу,можно вводить правила игры.Вначале совсем простые,("Как я скажу "дождик",бегите к своим стульчикам",или "Как замяукает кошка,так все мышки побегут прятаться в норки".)

Особенности подвижных игр средней и старшей группах.

В результате работы,проведенной в предыдущих группах,движения детей становятся более координированными.В подвижных играх,рекомендуемых для детей средней и старшей групп,увеличивается расстояние для бега,метания,высота для прыжков и лазанья;подобран ряд игр,упражняющих в ловкости,смелости,выдержке.

В 5 лет детей уже интересует результат произведенных действий,затраченных усилий.Они стремятся обязательно убежать от ловящего,влезть повыше,прыгнуть дальше и т.д.В этом возрасте нужно совершенствовать бег,прыжки,лазанья,поэтому в играх постепенно усложняют движения.Но следует помнить,что нельзя давать в игре лазанье,если дети еще не научились хорошо этого делать:обучать детей тому или иному движению надо на занятии,а затем уже использовать игру,включающую это движение.

Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку.Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях и исключает проявления несправедливости и других отрицательных моментов.

 Выделить водящих можно разными способами:

·  По назначению руководителя. Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре. Плюс этого способа заключается в том, что быстро выбран наиболее подходящий водящий. Но при этом подавляется инициатива играющих. Руководитель назначает водящего в том случае, когда дети не знают друг друга. При назначении руководитель должен кратко объяснить свой выбор.

·  По жребию. Путём расчёта, метания и другими способами. Часто используют способ считалки, метания – водит тот, кто дальше бросит палку, камень, мяч и пр. Этот способ требует много времени.

·  По выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить наиболее достойных ведущих. Хорошо устанавливать очерёдность в выборе ведущего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организационных навыков и активности.

·  По результатам предыдущих игр. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в игре необходимые качества.

Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера и количества играющих и их настроения.

Особенности подвижных игр в подготовительной к школе группе.

В данной возрастной группе все дети за исключением лишь некоторых,владеют основными движениями.Поэтому внимание должно быть направленно на качество двежений,чтобы они стали легкими,красивыми,увереными,чтобы дети быстро ориентировались в пространстве,проявляли выдержку,смелость,находчивость.Рекомендованные игры для данной группы направлены на решение этих задач.Это игры с делением на группы,отряды;с элементами соревнования в быстроте,ловкости движений:"Перемени флажок","Кто быстрее снимет ленту","Городки","Классы" и т.п.

В начале года такие игры организует воспитатель,приучая детей строго придерживаться правил,договариваться о последовательности действий,с тем чтобы потом они могли играть самостоятельно.

С помощю считалки или любым другим из выше перечисленных способов выбирают водящего или ведущего игру.Иногда выбирают двоих,например, в игре"Гуси-лебед"выбирается "волк"и"хозяйка",в игре"Краски"-"продавец" и "покупатель" и т.д.

Иногда бывает,что одни дети изо дня в день играют с мячами,другие в настольный биллиард.Этого не должно быть.Нужно чтобы все дети играли в разнообразные игры,иначе развитие их будет односторонним.

Особенности подвижных игр детей младшего школьного возраста

У детей 7-9 лет преобладает предметно-образное мышление: они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Многие игры детей 7-9лет строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в играх персонажи наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами.

Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх ("Октябрята" и др.), что доставляет детям большое удовольствие.

Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.

У детей в возрасте 7-9 лет костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузки и больших мышечных напряжений, а также длительных статических положений тела. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса.

Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела.

У детей 7-9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В тоже время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее подвижные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в пространстве ("Команда быстроногих"), сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча ("Гонка мячей"), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение направления передвижения ("Салки").

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР 

Выбор игры

Выбор игры, прежде всего, зависит от поставленной задачи. Определяя её  нужно учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.

В подвижных играх может участвовать от 1- до 300 человек.

При выборе игры надо учитывать форму занятий будь то -занятия,урок, перемена, , праздник, прогулка или свободная деятельность детей. Если на занятии,уроке и перемене время ограничено, то время прогулки и свободной деятельности не ограничено; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовки.

Выбор игры непосредственно зависит от места её проведения. В группе, небольшом зале или коридоре проводятся малоподвижные игры,хороводные, и игры в которых участвуют поочерёдно. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности.

При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше играть в тени в малоподвижные игры,чтобы избежать перегрева.

Выбор игры зависит также от наличия пособий; из-за их отсутствия и неудачной замены игра может не состояться

Подготовка места для игры

Для проведения игр на воздухе необходимо выбрать ровную зелёную площадку. Желательно, чтобы на площадки были расположены скамеечки.

Зимой площадку для игр надо очистить от снега и окружить снежным валом или ледяной дорожкой, которую можно использовать для катания на коньках.

При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих.Перед проведением игр помещение надо проветрить и протереть пол влажной тряпкой. Перед проведением игр на местности руководитель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Объяснение игры

В младших группах начинать игру следует с небольшой группой(3-4 человека),чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме.Когда они научатся бегать по всей комнате или площадке,не мешая друг другу,игру можно проводить с большим количеством детей.

Для малышей характерно эмоциональное восприятие игрушки,образа,данного в игре,и воспитатель опирается на эту особенность.Например:"Побежим на носочках,тихо,чтобы кот не проснулся".Дети с удовольствием бегают как мышки,прыгают как зайчики,летаю как птички.

Подвижные игры воспитатель обязан хорошо знать,чтобы ясно,эмоционально,не торопясь рассказать содержание,правила игры,суметь правильно и четко выполнить движения,входящие в игру.

В средней и в старших группах воспитатель вначале рассказывает детям,как играть,кто что должен делать,затем распределяются роли.В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает,кто кем будет.При этом он учитывает степень активности детей,умение быстро бегать,лазать.Роль водящего вначале следует поручать детям,которые заведомо с ней справятся,ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.Во второй половине года при распределении ролей используют считалку.

В подготовительнойгруппе,как и в предыдущих группах,воспитатель организует игры со всей группой детей и с небольшими группками.Для распределения ролей также используют считалки.В играх с текстом,предварительно разучиварь его не нужно,дети постепенно запомнят его в процессе игры.

В начальных классах успех игры также,как и в дет.саду зависит от её объяснения. Приступая к объяснению, руководитель должен мысленно представить себе всю игру.

Рассказ  можно объяснять в сказочной, увлекательной форме.Рассказ должен быть логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1)  название игры;

2)  роль играющих и их места расположения;

3)  ход игры;

4)  цель игры;

5)  правила игры.

Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять.

Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо учитывать настроение учащихся. Заметив, что их внимание ослабло, руководитель должен сократить объяснение или оживить его.

Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда участники играют в неё впервые, при повторениях игры следует напомнить только основное содержание.

Во всех возростных группах подвижные игры должны быть интересными для детей,проходить живо,эмоционально,непринужденно.Только в этом случае они будут эффективным средством физического воспитания детей.

 Дозировка в процессе игры

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий – игры с меньшей интенсивностью).

Надо учитывать, что, с увеличением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрячься. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре. Нагрузку младшим надо увеличивать постепеннее, нежели старшим. Иногда следует прервать игру, хотя играющие ещё не почувствовали потребности в отдыхе.Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической,так и психической.

Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать число повторений. Можно увеличивать подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции.

Желательно, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень короткое время.

Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными. Направление в игре зависит от размера площадки, и чем она больше, тем больше направлений получают участники.

Из чего следует что,дозировка подвижной игры зависит от многих факторов,которые нужно обязательно учитывать.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых  и физических качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на развитие личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых физических умений, новых качеств личности ребенка.

 Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.

Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.

Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Как говорил Е.А.Аркин:"Постройте вашу работу так,чтобы ребенок чаще побеждал,чем терпел поражения,чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил,чем в своем бессилии.Успех и победа бодрят и укрепляют,они являются условием здоровья".

 

Литература

1.  Былеева Л.В., Коротков И.М. – Подвижные игры, М: 1982 г.

2.  Коротков И.М. – Подвижные игры в школе, М: 1979 г.

3.  Коротков И.М. – Подвижные игры для детей. М: 1978 г.

4.  Яковлев В.Г., Ратников В.П. –Подвижные игры, Пр.: 1977г.

 5.Сорокина А.И.,Батурина Е.Г.-Игры с правилами в детском саду,Пр:1970 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...