Консультация для родителей "Фонетический анализ слов"
материал (старшая группа) по теме

Курдакова Елена Григорьевна

Консультация для родителей по теме "Фонетический анализ слов". 

Это материал, который напоминает родителям правила русского языка в разделе "фонетика".

Различение понятий "буква"  и "звук". 

Основные характеристики гласных и согласных звуков.

Способ различение глухих и звонких согласных с привлечением тактильных ощущений.

Обозначение звуков символами (кружочки красного, синего и зеленого цвета).

Примеры составления схем слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы, папы,

 бабушки, дедушки и няни!

Предлагаем Вам вспомнить некоторые правила русского языка.        

Существуют  понятия «буква» и «звук».

Буквы мы видим и пишем,

а звуки слышим и произносим.

В русском алфавите 10 гласных букв  (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю),  21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ. 

На логопедических занятиях мы с детьми чаще всего говорим о звуках: учимся их слышать, различать, произносить.

Итак, подробнее о звуках.

В нашем языке есть гласные и согласные звуки. Мы учим детей

различать их по нескольким критериям:

        1. Если звук можно долго тянуть (петь), то это гласный звук;

        2. Если звук не поется и при произнесении его на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда, то это согласный звук.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, например: трон – тронь. В слове трон [н] – твердый согласный звук, в слове тронь [н’] –мягкий согласный. Запомните, звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: [б] - [б'], [р] - [р'] и т. д.

Согласные звуки могут быть глухими и звонкими, например: звук [п] – глухой, звук [б] – звонкий. Мы учим детей различать глухие и звонкие звуки по работе голосовых связок (произносим с «колокольчиками» или без). При этом используется тактильный контроль: ребенок трогает ладонью горлышко. При произнесении звонкого звука ощущается вибрация –работают «колокольчики».

Гласные буквы   Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук, например: белка - [б'элка] и два звука, например: ёлка - [йолка].

Напоминаем Вам условные обозначения звуков и схему их разбора.

             - Гласный звук (красный кружочек)

             - Твердый согласный звук (синий кружочек)

           

             - Мягкий согласный звук (зеленый кружочек)

Схема слова бант будет выглядеть так:

Схема слова ПЁС будет выглядеть так:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование ЗКР - основа успешного овладения детьми звукового анализа слов

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – ОСНОВАУСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ. С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка. Щебетание птиц, шелест листь...

Консультация "Звуко-буквенный анализ слов. "

Что нужно знать, чтобы правильно выполнять звуко-буквенный анализ с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...