родителям о фгт
статья по теме

Жаманова Светлана Зейнулловна

 

                       Уважаемые родители!

Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»). 

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). С основными положениями документа можно ознакомиться по ссылке: 

Polozhenie.doc

ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию. 

  Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем: 
 1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
 3) решать поставленные цели и задачи предлагается
 - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). 

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. 

В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. 

  Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: 
 - формирование их общей культуры, 
 - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
 - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, 
 - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, 
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

  В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей: 
 1) обязательной части; 
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
 1) пояснительная записка;
 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
  Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 
 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 
 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
  Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей). 
  Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
  Коротко: ФГТ по дошкольному образованию 
  Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.
  «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:

 Направления развития (4)
Образовательные области (10):
 1. Физическое развитие 
(физическая культура, здоровье)
 2. Познавательно-речевое развитие 
(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)
 3. Художественно-эстетическое развитие 
(музыка, художественное творчество)
 4. Социально-личностное развитие 
(социализация, труд, безопасность)
 Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:
-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»); 
-игровая («Социализация»)-ведущий вид деятельности!
-трудовая («Труд»);
-восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»);
-коммуникативная («Коммуникация»);
-познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»);
-музыкально-художественная («Музыка»);
-продуктивная (Художественное творчество»).
  ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса: 
1) "Совместная деятельность взрослого и детей";2) "Самостоятельная деятельность детей" 
ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" 

Вступил в силу 2 декабря 2011 г.

Prikaz_655_Federalnye_gosudarstvennye_trebovaniya.doc

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формы работы с родителямив группе детей с ФФНР"

Формы работы с родителями в группе с ФФНР,Игры на развитие мелкой моторике....

Игры с родителямии

Консультация   для  родителейподвижные  игры  с детьми  дома  и  на  улице.(инструктор  по  физической  культуре  Кищак  Надежда...

Годовое планирование работы с родителямив старшей группе

гГодовое планирование работы с родителями в старшей группе...