Дорожный калейдоскоп
методическая разработка по теме

Шакирова Елена Леонидовна

 

Методическая разработка по преподаванию детям основ безопасности дорожного движения (для детей дошкольного возраста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_zelenomu_ogonku.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по преподаванию детям

основ безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому своей главной   задачей считаю – доступно разъяснить правила ребенку, донести до него их смысл, при этом, не исказив  содержания,  объяснив опасность несоблюдения правил.

Для меня данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты. 

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Анализ ДТП за 2009-2010 год по городу Вятские Поляны.

Происшествия

2009

2010

ДТП всего

6

5

погибло

1

0

ДТП с детьми

1

1

Ранено с детьми

1

1

ДТП с пешеходами

1

1

ДТП с пешеходами

5

3

Причины дорожно-транспортных происшествий

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия.

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические

Психологические

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

 1.У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно.

2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

     Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать, что могут сами дети:

НАЧИНАЯ с 3-4 лет:

- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет:

- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет:

- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Как я  формирую у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

 В первой младшей группе детей я учу различать красный и зелёный цвета. Детям при этом поясняю, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» поясняю, что если показываю красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

   Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь я отрабатываю умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия учу детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий вырабатываю привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

    Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

   В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

   Новым для них бывает разговор о пешеходном переходе, его назначении. Учу детей находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего объясняю детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

   И в средней группе, и далее в старшей группе во время практических занятий регулярно отрабатываю навыки перехода проезжей части. В группе или на игровой площадке обозначаем проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок подходит к пешеходному переходу, останавливается на некотором расстоянии от него, внимательно смотрит на проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выходит на пешеходный переход

    Все действия детей доводятся до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

   В старшей, затем в подготовительной группе дети получают чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

В первой младшей группе  знакомлю с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяю, из каких частей состоят машины. Обучаются различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке находятся:

  1. Набор транспортных средств
  2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
  3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
  4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
  5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

   Во второй младшей группе продолжаю работу по распознаванию транспортных средств, знакомлю с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляю умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомлю с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения добавляю:

  1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
  2. Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.
  3. Макет светофора.

   Для ребят средней группы новым бывает разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения помещаю:

  1. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
  2. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

  В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения появляются:

1. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.

2. Набор дорожных знаков, в который входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

3. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

   В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

  1. Картотека «опасных ситуаций».
  2. Организовываю окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

   Во всех группах использую фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге.

Содержание уголков для родителей по изучению

правил дорожного движения

   Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.

  Уголок оформляю единым стендом или книжкой-раскладушкой.

  Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка использую яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

  1. «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
  2. «Внимание – мы ваши дети!»
  3. «Ребёнок имеет право жить!»
  4. «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

  Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, в уголок для родителей помещаю:

1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе;

2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения;

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно.

Целевые прогулки

    Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах.

     Примерная тематика целевых прогулок:

Младшая группа:

• знакомство с улицей;

• наблюдение за работой светофора;

• наблюдение за транспортом;

• пешеходный переход.

Средняя группа:

• знакомство с улицей;

• сравнение легкового и грузового автомобилей;

• наблюдение за светофором;

• наша улица.

Старшая группа:

• элементы дороги;

• правила поведения на дороге;

• наблюдение за транспортом;

• прогулка пешехода;

• переход;

• перекресток;

• наблюдение за работой светофора;

• наблюдение за работой инспектора  ГИБДД;

• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.

Подготовительная группа:

• улицы и перекрестки;

• правила дорожного движения;

• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;

• наблюдение за работой инспектора  ГИБДД;

• значение дорожных знаков;

• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;

• пешеходный переход.

Организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, обращаю внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы. В процессе наблюдения учу различать и называть кабину, колеса, окна, двери, отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

   Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Знакомлю детей с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, «светофор».

  В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организую несколько раз в месяц. На них закрепляю представления детей о проезжей части; знакомлю с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, даю более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

  На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе (один раз в месяц) наблюдаем за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяю знания детей о работе инспекторов  ГИБДД, контролирующих движение на улице. Продолжаем знакомство с дорожными знаками. Закрепляю правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль). Учу детей ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Развлечение «Безопасное движение» для детей старшей группы.

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, развивать мышление и внимание. Воспитывать, формировать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

Дети делятся на две команды. За каждое выполненное задание получают фишку. Побеждает команда, заработавшая большее количество фишек.

Задание №1 «Веселое автомульти».

Каждой команде задается равное количество вопросов. Дети должны назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои.

1.     На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).

2.     Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).

3.     Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем).

4.     Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).

5.     Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).

6.     На чем летал Алладин? (Ковер-самолет).

7.     На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).

8.     Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).

Задание №2. «Знаки дорожные».

Из четырех групп знаков - указательные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса.

А) Одна команда выбирает указательные знаки.

Б) Вторая выбирает предупреждающие знаки.

Нужно объяснить их значение. Назвать оставшиеся группы знаков, объяснить их значение.

Задание №3. Игра «Умники и умницы».

Каждая из команд отвечает поочередно на вопросы воспитателя.

1.     Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)

2.     По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка).

3.     По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).

4.     В каком месте нужно переходить дорогу? (на перекрестке, пешеходном переходе).

5.     С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми за руку).

6.     Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).

7.     Почему нельзя играть на дороге?

8.     Про кого или что говорят «главный командир на дороге»? (светофор).

9.     Как называют человека, регулирующего дорожное движение? (регулировщик)

10. Какие еще помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).

11. Где ожидают пассажиры автобус?

12. С какой стороны нужно обходить машины и автобус? (жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрёстка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны).

ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ДЕТЯМ.

Три друга пешехода в любое время года.

Красный свет - твой первый друг -

Деловито строгий.

Если он зажёгся вдруг -

Нет пути дороги.

Жёлтый свет - твой друг второй

Даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул

Своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет!

Я порукой в этом!

При переходе площадей,

Проспектов, улиц и дорог

Советы этих трёх друзей

Прими и выполни их в срок.

Загорелся красный свет -

Пешеходу хода нет!

СВЕТОФОР.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофёр!

Красный глаз глядит в упор -

Это строгий светофор.

Вид он грозный напускает,

Дальше ехать не пускает...

Обождал шофёр немножко,

Снова выглянул в окошко.

Светофор на этот раз

Показал зелёный глаз,

Подмигнул и говорит:

"Ехать можно, путь открыт!"

Вывод: проводимая в системе работа по безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогает моим детям лучше ориентироваться в правилах дорожного движения, избегать дорожно-транспортных происшествий. Добиться таких результатов я смогла, работая единой командой  «Дети, родители и педагоги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения развлечения Дорожный калейдоскоп

Конспект проведения музыкально-спортивного развлечения «Дорожный калейдоскоп» в подготовительных к школе группах...

дорожный калейдоскоп

СКАЗКА О СВЕТОФОРЕЖил – был Светофор. Светофор стоял у дороги в Городе с давних пор. Горожане любили Светофор, потому что он им помогал переходить улицу. Однажды случилась беда. Волшебник сломал ...

Дорожный калейдоскоп

Обучение детей правилам дорожного и поведению на дороге....

Дорожный калейдоскоп

Игра по правилам дорожного движения....

Конспект проведения семейного мастер – класса в подготовительной группе «Дорожный калейдоскоп»

Конспект проведения семейного мастер – класса "Дорожный калейдоскоп»"...

"Дорожный калейдоскоп" открытое мероприятие

Сценарий проведения мероприятия "Дорожный калейдоскоп" с родителями...

Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....