Главные вкладки

    Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
    классный час (средняя группа) на тему

    Захарова Тамара Николаевна

    В этом собрании речь идет о культуре поведения дошкольников, об этикете и нормам поведения со взрослыми любьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moyo_roditelskoe_sobranie.docx26.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задачи:

    1. Предложить родителям взглянуть на причины негативного поведения;
    2. Дать понять, что нравственные и гуманные качества, культура поведения закладываются в детстве и огромную роль в воспитании этого направления играет семья;

    Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

    Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

    Многих родителей  поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…

    Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

    Родители для ребёнка – это зеркало, всё, что он видит в отражении,  именно это он хочет воплотить в жизни.

    Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней).

    Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.

    Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и несоблюдавших их граждан наказывали.

    Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

    Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет. 

    1. Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
    2. Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
    3. Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
    4. У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
    5. Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
    6. Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».

    Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

    Представьте такую ситуацию:

    Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

    - Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).

    1. Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
    2. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

    Мне хочется прочитать вам стихотворение Себастьяна Бранта

     «О дурном родительском примере»

    Ребенок учится тому,

    Что видит у себя в дому:

    Родители пример ему.

    Кто при жене и детях груб,

    Кому язык распутства люб,

    Пусть помнит, что с лихвой получит

    От них все то, чему их учит.

    Теперь вести себя прилично

    Не в моде стало, и обычно

    И женский пол, себя позоря,

    Стал срамословить в разговоре.

    Мужья — пример для жен своих,

    А дети учатся у них:

    Там, где аббат не враг вина,

    Вся братия пьяным-пьяна!

    Что говорить, — спокон веков

    Полно на свете дураков!

    Не волк воспитывал овец,

    Походку раку дал отец.

    Когда родители умны

    И добродетельно скромны,

    То благонравны и сыны.

    Попался как-то Диогену

    Какой-то пьяный совершенно,

    Впервые встреченный юнец

    «Сынок, — сказал ему мудрец, —

    Ты, вижу, весь в отца родного:

    Бьюсь об заклад — он раб хмельного!"

    Коль видят нас и слышат дети,

    Мы за дела свои в ответе

    И за слова: легко толкнуть

    Детей на нехороший путь

    Держи в приличии свой дом,

    Чтобы не каяться потом.

    Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

    Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

    В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.

    А сейчас давайте проверим, воспитаны ли наши дети.

    (игра с фишками)

    Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

    1. Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
    2. Аккуратно складывает одежду.
    3. Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
    4. Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто,
    5.  Благодарит за оказанную помощь.
    6. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
    7. Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
    8. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
    9. При встрече приветливо здоровается,
    10. Прощаясь, всегда говорит «до свидания».
    11. Может играть дружно с другими детьми, уступает свои игрушки.
    12. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
    13. Не говорит матерных слов.
    14. Не обижает птиц, животных.

    Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

    Но всегда помните, что у ребёнка может быть и своё мнение, свой взгляд на отдельные вещи, и на весь мир в целом. Уважайте это!

    (игра с салфетками)

    Вот видите, выполняя одно и то же задание, мы получили совершенно разные результаты. Так и ребёнок, слушая вас,  может понять и сделать всё совсем не так, как хотите этого вы. Помогите ему разобраться, сделать правильные выводы. Научите его!  

    А сейчас прошу  вас, уважаемые родители, ответить на вопросы.

    1. Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).

     *  В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).

    * Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

    * В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».

    * Можно ли показывать пальцем на какой-нибудь предмет или на человека?

     Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие.

    Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.

    Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.

    Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

    Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

    Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

    Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.

    Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

    Отзывчивость – готовность помогать другим людям.

    Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.

    Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.

    Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.

    Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.

    Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

    Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

    Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

    Советы родителям в воспитании детей

    1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

    2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.

    3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.

    4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.

    5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.

    6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.

    Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать. В заключении хочется всем родителям сказать пожелания из стихотворения А. Татьяничевой.

     «Я желаю, чтобы с вами

    Людям было веселей,

    Чтобы добрыми глазами

    Вы смотрели на людей,

    Чтобы были справедливы

    И в решениях мудры.

    К людям будете добры вы –

    Люди будут к вам добры!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

    Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

    План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

    Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

    Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

    Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать......

    доклад на родительском собрании "Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет"

    Доклад на родительском собрании на тему: «Основные правила культурного поведения, которые должны бытьсформированы у дошкольника 4-5 лет»  Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми ста...

    Основные правила культурного поведения

    Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет....

    Рабочая программа "Коррекция ОНР-II-III уровня у дошкольников 4,5-5,5 лет"

    Программа носит коррекционно-развивающий характер.В основу положены обоснования, выводы, направления программы Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей дошкольного возра...