Консультация «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 2-3 лет»
консультация (младшая группа)

Карплюкова Наталья Александровна

                                                                   Консультация

 «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 2-3 лет»

 

Карплюкова Наталья Александровна
 

Третий год жизни характеризуется противоречием между стремлением ребёнка к самостоятельности, которое быстро возрастает, желанием принимать участие в деятельности взрослых и реальными возможностями малыша. Решить эту проблему возможно с помощью игры.

В этот период происходят качественные изменения в психике малыша. Возрастают его физические возможности, шире становятся потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается воля, элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими. Начало третьего года жизни ознаменуется окончательным формированием потребности общаться со сверстниками, которая реализуется в эмоционально окрашенном игровом взаимодействии. Наибольшее число контактов между детьми возникает из-за игрушек. Не редко они носят конфликтный характер. Задача взрослого – организовать такую общую игру, чтобы дети могли действовать одной и той же игрушкой одновременно. Такая работа проходит параллельно с формированием позитивного отношения детей друг к другу.

 

Происходят изменения в общении ребёнка с взрослыми. У малыша сохраняется высокая чувствительность к эмоциональному общению, но при условии общих с взрослым предметных или игровых действий. Детям уже не достаточно одного доброжелательного внимания – им нужно, чтобы взрослый принимал участие в их действиях. В тесном практическом взаимодействии, подражая взрослому, дети осваивают предметные действия, правила поведения и общения. В три года у детей формируется определённый комплекс поведения. Они стремятся самостоятельно достигать позитивного результата собственной деятельности. В случае неудачи малыши обращаются за помощью к взрослому, именно ему демонстрируют свои успехи и достижения, которые без его одобрения чаще всего утрачивают свою ценность. Негативное или равнодушное отношение взрослого к результатам детской деятельности вызывает у детей чувство обиды и грусти.

Итак, данный возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью ребёнка к оценке взрослым его достижений. Из них у малыша постепенно начинает складываться образ собственного «Я».

 

                             Культурно-гигиенические навыки.

Умывание. Умываться и мыть руки ребёнок должен по собственному желанию или по напоминанию взрослого. С незначительной помощью взрослого малыш должен уметь мыть руки, придерживаясь последовательности действий:

Взрослый помогает ребёнку закатать рукава, отрегулировать струю воды, ребёнок самостоятельно подставляет руки под воду, берёт мыло и намыливает руки;

Взрослый показывает, как сделать много пены, а ребёнок повторяет движения взрослого, смывает мыло и закрывает кран;

Взрослый проверяет, полностью ли закрыт кран.

Малыш самостоятельно вытирает лицо и руки полотенцем, взрослый обращает внимание на то, что и руки и лицо должны быть сухими.

Внешний вид. Ребёнка учат радоваться чистой, красивой одежде, хорошей причёске. При этом воспитывают негативное отношение к грязной одежде и рукам, непричесанным волосам и учат обращаться к взрослому с просьбой помочь привести себя в порядок, радоваться при достижении позитивного результата. По напоминанию взрослого ребёнок должен уметь пользоваться носовым платком, который всегда должен быть чистым.

Поведение за столом. Ребёнок третьего года жизни должен стремиться есть самостоятельно, отказываться от предложения покормить его с ложки. Детей учат держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу, радоваться, что умеют есть самостоятельно, как взрослые. По напоминанию взрослого детей учат пользоваться салфеткой. Также у малышей развивают умение замечать красиво накрытый стол, красивую посуду, вкусную пищу. Детей приучают узнавать и называть отдельные блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, сок, чай. По напоминанию взрослого ребёнка учат благодарить за еду, помогать убирать посуду (тарелку, чашку, салфетку). Дома у малыша должна быть своя посуда. Ребёнку предлагают понаблюдать, как мама её моет, стимулируют желание малыша помочь взрослым вымыть свою чашку, тарелку, подать хлеб и т. д.

Уход за вещами и игрушками. Ребёнка учат совместно с взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду на стул или шкаф, ставить обувь на полку. Ребёнок наблюдает, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду. Малыш этого возраста может принимать участие в мытье игрушек, купании кукол под руководством и наблюдением взрослых.

Одевание. Учим малыша по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы, шнуровать обувь, знать свои вещи и радоваться аккуратной одежде. Детей постепенно приучают к самостоятельному одеванию в определё нной последовательности: сначала бельё (трусики, майка или футболка, колготки или носки, шорты или брюки, рубашка (для мальчиков, юбка или платье (для девочек, свитер или кофта, обувь (для прогулки, шапка, куртка или пальто, рукавицы. Раздеваться нужно в обратной последовательности.

Примерные показатели формирования культурно-гигиенических навыков детей в возрасте от двух до трех лет.

Возраст ребенка — 2 года.

Навыки в быту:

1. Проявляет стремление к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях.

2. При приеме пищи садится за стол. Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка — для первого и второго блюд; маленькая — для третьего (компота, киселя, чая и др.).

3. Может обходиться без нагрудничка.

4. При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.

5. В 2–2,5 года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).

6. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем «каждый пальчик» (с помощью взрослого).

7. Проявляет некоторую самостоятельность при раздевании и одевании.

8. Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого).

9. Пользуется носовым платком (при напоминании).

10. Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

11. Убирает игрушки на место (при напоминании).

12. Контролирует свои физиологические потребности.

13. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантики и пр.); радуется, если его наряды замечают посторонние.

14. Дает себе положительную оценку«хороший»«красивый»«большой» и т. п.

Возраст ребенка — 2 года 6 месяцев.

Навыки в быту:

1. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

2. Пользуется носовым платком (при напоминании).

3. Умеет пользоваться расческой.

4. В присутствии взрослого чистит зубы.

5. Замечает неопрятность в одежде, старается исправить внешний вид (попросить взрослого заменить рубашку, носовой платок и пр.).

6. Самостоятельно моет лицо и руки (с небольшой помощью взрослого).

7. Кладет свои вещи на место, убирает игрушки, следит за порядком своего игрушечного хозяйства (с помощью взрослого).

8. Контролирует свои физиологические потребности. Соблюдает навыки опрятности при пользовании туалетом (с помощью взрослого).

9. Благодарит за помощь, подарок. Без напоминания здоровается и прощается со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми.

Возраст ребенка — 3 года.

Навыки в быту:

1. Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор.

2. Умеет правильно обуваться, соответственно выбирая левый или правый ботинок. В случае ошибки замечает неудобство и самостоятельно исправляет.

3. Понимает назначение обуви для дома и улицы.

4. Самостоятельно переобувается при входе в дом.

5. Умеет правильно, последовательно (начиная с первой) застегнуть несколько пуговиц. Если ошибается, замечает перекос в одежде — пробует самостоятельно исправить.

6. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь.

7. При раздевании аккуратно и последовательно складывает свою одежду.

8. Знает свои туалетные принадлежности, их место хранения. Убирает на место игрушки по просьбе взрослого. Выполняет поручения из 2–3 действий.

9. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания.

10. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюдо. Умеет удерживать ложку за черенок тремя пальцами. Пользуется салфетками. Не отвлекается во время приема пищи, благодарит, говорит «спасибо».

11. Владеет правилами культуры поведения в обществе, проявляет доброжелательность к взрослым и детям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

                         Консультация

 «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 2-3 лет»

Карплюкова Наталья Александровна

Третий год жизни характеризуется противоречием между стремлением ребёнка к самостоятельности, которое быстро возрастает, желанием принимать участие в деятельности взрослых и реальными возможностями малыша. Решить эту проблему возможно с помощью игры.

В этот период происходят качественные изменения в психике малыша. Возрастают его физические возможности, шире становятся потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается воля, элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими. Начало третьего года жизни ознаменуется окончательным формированием потребности общаться со сверстниками, которая реализуется в эмоционально окрашенном игровом взаимодействии. Наибольшее число контактов между детьми возникает из-за игрушек. Не редко они носят конфликтный характер. Задача взрослого – организовать такую общую игру, чтобы дети могли действовать одной и той же игрушкой одновременно. Такая работа проходит параллельно с формированием позитивного отношения детей друг к другу.

Происходят изменения в общении ребёнка с взрослыми. У малыша сохраняется высокая чувствительность к эмоциональному общению, но при условии общих с взрослым предметных или игровых действий. Детям уже не достаточно одного доброжелательного внимания – им нужно, чтобы взрослый принимал участие в их действиях. В тесном практическом взаимодействии, подражая взрослому, дети осваивают предметные действия, правила поведения и общения. В три года у детей формируется определённый комплекс поведения. Они стремятся самостоятельно достигать позитивного результата собственной деятельности. В случае неудачи малыши обращаются за помощью к взрослому, именно ему демонстрируют свои успехи и достижения, которые без его одобрения чаще всего утрачивают свою ценность. Негативное или равнодушное отношение взрослого к результатам детской деятельности вызывает у детей чувство обиды и грусти.

Итак, данный возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью ребёнка к оценке взрослым его достижений. Из них у малыша постепенно начинает складываться образ собственного «Я».

                             Культурно-гигиенические навыки.

Умывание. Умываться и мыть руки ребёнок должен по собственному желанию или по напоминанию взрослого. С незначительной помощью взрослого малыш должен уметь мыть руки, придерживаясь последовательности действий:

Взрослый помогает ребёнку закатать рукава, отрегулировать струю воды, ребёнок самостоятельно подставляет руки под воду, берёт мыло и намыливает руки;

Взрослый показывает, как сделать много пены, а ребёнок повторяет движения взрослого, смывает мыло и закрывает кран;

Взрослый проверяет, полностью ли закрыт кран.

Малыш самостоятельно вытирает лицо и руки полотенцем, взрослый обращает внимание на то, что и руки и лицо должны быть сухими.

Внешний вид. Ребёнка учат радоваться чистой, красивой одежде, хорошей причёске. При этом воспитывают негативное отношение к грязной одежде и рукам, непричесанным волосам и учат обращаться к взрослому с просьбой помочь привести себя в порядок, радоваться при достижении позитивного результата. По напоминанию взрослого ребёнок должен уметь пользоваться носовым платком, который всегда должен быть чистым.

Поведение за столом. Ребёнок третьего года жизни должен стремиться есть самостоятельно, отказываться от предложения покормить его с ложки. Детей учат держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу, радоваться, что умеют есть самостоятельно, как взрослые. По напоминанию взрослого детей учат пользоваться салфеткой. Также у малышей развивают умение замечать красиво накрытый стол, красивую посуду, вкусную пищу. Детей приучают узнавать и называть отдельные блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, сок, чай. По напоминанию взрослого ребёнка учат благодарить за еду, помогать убирать посуду (тарелку, чашку, салфетку). Дома у малыша должна быть своя посуда. Ребёнку предлагают понаблюдать, как мама её моет, стимулируют желание малыша помочь взрослым вымыть свою чашку, тарелку, подать хлеб и т. д.

Уход за вещами и игрушками. Ребёнка учат совместно с взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду на стул или шкаф, ставить обувь на полку. Ребёнок наблюдает, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду. Малыш этого возраста может принимать участие в мытье игрушек, купании кукол под руководством и наблюдением взрослых.

Одевание. Учим малыша по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы, шнуровать обувь, знать свои вещи и радоваться аккуратной одежде. Детей постепенно приучают к самостоятельному одеванию в определё нной последовательности: сначала бельё (трусики, майка или футболка, колготки или носки, шорты или брюки, рубашка (для мальчиков, юбка или платье (для девочек, свитер или кофта, обувь (для прогулки, шапка, куртка или пальто, рукавицы. Раздеваться нужно в обратной последовательности.

Примерные показатели формирования культурно-гигиенических навыков детей в возрасте от двух до трех лет.

Возраст ребенка — 2 года.

Навыки в быту:

1. Проявляет стремление к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях.

2. При приеме пищи садится за стол. Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка — для первого и второго блюд; маленькая — для третьего (компота, киселя, чая и др.).

3. Может обходиться без нагрудничка.

4. При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.

5. В 2–2,5 года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).

6. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем «каждый пальчик» (с помощью взрослого).

7. Проявляет некоторую самостоятельность при раздевании и одевании.

8. Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого).

9. Пользуется носовым платком (при напоминании).

10. Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

11. Убирает игрушки на место (при напоминании).

12. Контролирует свои физиологические потребности.

13. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантики и пр.); радуется, если его наряды замечают посторонние.

14. Дает себе положительную оценку«хороший»«красивый»«большой» и т. п.

Возраст ребенка — 2 года 6 месяцев.

Навыки в быту:

1. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

2. Пользуется носовым платком (при напоминании).

3. Умеет пользоваться расческой.

4. В присутствии взрослого чистит зубы.

5. Замечает неопрятность в одежде, старается исправить внешний вид (попросить взрослого заменить рубашку, носовой платок и пр.).

6. Самостоятельно моет лицо и руки (с небольшой помощью взрослого).

7. Кладет свои вещи на место, убирает игрушки, следит за порядком своего игрушечного хозяйства (с помощью взрослого).

8. Контролирует свои физиологические потребности. Соблюдает навыки опрятности при пользовании туалетом (с помощью взрослого).

9. Благодарит за помощь, подарок. Без напоминания здоровается и прощается со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми.

Возраст ребенка — 3 года.

Навыки в быту:

1. Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор.

2. Умеет правильно обуваться, соответственно выбирая левый или правый ботинок. В случае ошибки замечает неудобство и самостоятельно исправляет.

3. Понимает назначение обуви для дома и улицы.

4. Самостоятельно переобувается при входе в дом.

5. Умеет правильно, последовательно (начиная с первой) застегнуть несколько пуговиц. Если ошибается, замечает перекос в одежде — пробует самостоятельно исправить.

6. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь.

7. При раздевании аккуратно и последовательно складывает свою одежду.

8. Знает свои туалетные принадлежности, их место хранения. Убирает на место игрушки по просьбе взрослого. Выполняет поручения из 2–3 действий.

9. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания.

10. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюдо. Умеет удерживать ложку за черенок тремя пальцами. Пользуется салфетками. Не отвлекается во время приема пищи, благодарит, говорит «спасибо».

11. Владеет правилами культуры поведения в обществе, проявляет доброжелательность к взрослым и детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

В этом собрании речь идет о культуре поведения дошкольников, об этикете и нормам поведения со взрослыми любьми....

доклад на родительском собрании "Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет"

Доклад на родительском собрании на тему: «Основные правила культурного поведения, которые должны бытьсформированы у дошкольника 4-5 лет»  Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми ста...

«Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»

Воспитание культуры поведения надо начинать с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания ...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»

Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.Детей нужно научить...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет»

Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.Детей нужно научить...