"Семейное воспитание. Борьба ребенка за право выбора".
методическая разработка на тему

Петренко Татьяна Викторовна

Консультация для родителей по соблюдению прав ребенка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie._barba_rebenka_za_pravo_vybora.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ОСНОВ  ПРАВОВОГО  СОЗНАНИЯ

Консультация для родителей

«Семейное воспитание.

Борьба ребенка за право выбора»

                                                                             

                                                                           Составил воспитатель              МБДОУ « ДС- ОВ  « Улыбка» п. Ханымей ЯНАО                                                                                         Петренко  Татьяна Викторовна

 

                    Мир, в котором ребенок живет ему не известен и по этому ему надо выяснить, как этот мир устроен! Ребенок вырабатывает способ взаимодействия с этим миром во всем его многообразии. Поскольку ребенок еще не способен к восприятию абстрактных понятий, единственно доступный ему способ исследования – постижение всего и вся через чувственный эмпирический опыт, через индивидуальное действие. Вот отсюда и берется категорическое « нет!» в ответ на совершенно безобидное и обоснованное предложение родителей пойти погулять. Ребенок таким образом ведет борьбу за свою автономию, право выбора, являющиеся необходимыми условиями самостоятельных действий.

        Начинается эта борьба с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, ребенок оказывается в условиях, неблагоприятных для приобретения опыта, необходимого для формирования его личности. Если  в дошкольном возрасте « нет» маленького человека полностью игнорируется взрослым, то мальчик или девочка могут извлечь для себя важный жизненный урок – если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением старших. Приняв такое решение, дети радуют  всех своим послушанием, но! –когда старшие товарищи предлагают им  принять участие в чем-то нехорошем, многие из таких детей не могут отказать. Кроме того чувство протеста, все равно сохраняющееся за внешнем послушанием ребенка , рвется в наружу и ищет выход в неадекватных действиях и поступках.

      Если ребенка наказывать , например, за разбитую посуду ( а он ведь экспериментировал - что будет если ее выпустить из рук?) то это будет урок звучащий примерно так: « Уж если что-то попало тебе в руки, то нив коем случае не отпускай или не отдавай!».  

       А что произойдет, если, войдя в комнату сына и увидев подаренную полчаса назад машину, превратившуюся (в который раз!) в груду запчастей, папа потеряет терпение и даст звучный шлепок? Чему он тем самым научит ребенка? Бережному отношению к своим вещам?  А может быть тому, что малыш не имеет права распоряжаться своей собственностью, в том числе отдавать ее или, скажем, дарить? Извлеченный ребенком урок : «Все к чему я прикасаюсь, превращается в негодный хлам!»

      Не от сюда ли берутся многие мужские проблемы – от неспособности забить гвоздь до неуверенности в отношениях с противоположным полом? Все сказанное, конечно же, не означает, что следует безоговорочно потакать всем детским капризам, превратить жизненное пространство семьи в сплошную игровую площадку или попросту смириться , махнув на все рукой. Универсальные рецепты применительно к такого рода ситуации и вообще к любым жизненным ситуациям  отсутствуют. Однако понимание основных поведенческих мотивов ребенка позволяет обозначить наиболее эффективную стратегию взаимодействия.

      Во всех своих притязаниях и отказах ребенок не руководствуется соображениями злой  воли   и желанием   причинить  вред  себе  или  окружающим.    Поэтому все его « нет»  как и все его «хочу»,  заслуживают  внимания. Существует такого рода анализ с последующей выработкой стратегии ,  в которой участвуют оба родителя.

При этом :                                                                                                                       1- достигается большая эффективность;                                                                2- вырабатывается единая позиция, исключающая противоречивые оценки   и требования в одной и той же ситуации со стороны матери;                            3-вместе, как правило , легче преодолевать возникающие трудности;          4-таким образом можно разделить ответственность каждого из родителей в соответствии с принятым решением.  

      Выяснив причины поведения ребенка и проанализировав собственные мотивы и объективно, насколько это возможно, оценив реальные обстоятельства каждой типичной ситуации, родители могут принять ответственное решение: когда следует пойти на встречу ребенку, а когда настоять а своем.

       В дошкольном возрасте ребенок  объективно не способен самостоятельно выступить в роли  полноценного субъекта. Поэтому  обеспечение ему возможности реализовать ему свою субъектность является задачей взрослых. Это достигается за счет понимания и максимального учета при формировании новой нормы потребности ребенка которые спонтанно появляются на поведенческом уровни но еще не могут им осознаваться в полной мере и тем более отчетливо артикулироваться.  

        Необходимо  донести до ребенка, что в каких-то вопросах он должен подчиняться взрослым не  потому, что они больше и сильнее, а потому, что они любят его и заботятся о нем.  Важно, чтобы он  воспринял подчинение не как ущемление своего права выбора,  а как возможность использовать для собственного блага опыт, знания, возможности взрослых. В этом случае подчинение воли родителей не снижает самоуважение, не нарушает его права выбора, а наоборот, подкрепляет его. Ребенок убеждается в том, что он может контролировать свое тело и жизнь не только через способность настоять на своем, но и через способность осознанно принять чужую точку зрения. Он может  что-то отдавать миру, не только выпуская чашку из рук, но и отдавая родителям какую-то часть контроля над своей жизнью.

        Здесь вполне закономерно может возникнуть вопрос о санкциях, обеспечивающих соблюдение норм- проще говоря. О том, можно ли наказывать детей в дошкольном возрасте ?  Вопрос о наказании детей чрезвычайно серьезный. По нашему убеждению, наказание играет конструктивную роль только в том случае, когда у ребенка совершенно ясно и четко сформировано представление о той или иной норме поведения, которые он должен соблюдать, и о том, какие именно санкции последуют в случае их не выполнения.     Он должен знать почему следует подчиняться определенным правилам. Если у родителей  есть уверенность, что изложенные принципы соблюдены, то можно наказание использовать. В случае же отсутствия такой уверенности лучше отнестись к факту нарушения норм  как к сигналу о том , что взрослые были недостаточно поняты, а может быть, недостаточно тверды и настойчивы при  объяснении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»

Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потре...

Правила позитивного семейного воспитания ребенка дошкольного возраста

Многие родители вечно хныкающего ребёнка не задумываются о том, что причиной этого является их поведение, а вовсе не малыш. Как же воспитать позитивное настроение?Вы скажете, что нужно любить ре...

Рекомендации и советы родителям в выборе семейных игр с ребенком

Повышение педагогической компетенции родителей...

Консультация для родителей «Рекомендации и советы в выборе семейных игр с ребенком»

Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Только  в игре можно  передать   навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.Игра способна творить чудеса. Ленивого о...

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания"

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания" (старшая группа)...

Влияние семейного воспитания на ребенка

Семья – это дружный сплоченный коллектив, основанный на дружбе, доверии, уважении, и, конечно же, любви друг к другу....