"Семейное воспитание. Борьба ребенка за право выбора".
методическая разработка на тему

Петренко Татьяна Викторовна

Консультация для родителей по соблюдению прав ребенка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie._barba_rebenka_za_pravo_vybora.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ОСНОВ  ПРАВОВОГО  СОЗНАНИЯ

Консультация для родителей

«Семейное воспитание.

Борьба ребенка за право выбора»

                                                                             

                                                                           Составил воспитатель              МБДОУ « ДС- ОВ  « Улыбка» п. Ханымей ЯНАО                                                                                         Петренко  Татьяна Викторовна

 

                    Мир, в котором ребенок живет ему не известен и по этому ему надо выяснить, как этот мир устроен! Ребенок вырабатывает способ взаимодействия с этим миром во всем его многообразии. Поскольку ребенок еще не способен к восприятию абстрактных понятий, единственно доступный ему способ исследования – постижение всего и вся через чувственный эмпирический опыт, через индивидуальное действие. Вот отсюда и берется категорическое « нет!» в ответ на совершенно безобидное и обоснованное предложение родителей пойти погулять. Ребенок таким образом ведет борьбу за свою автономию, право выбора, являющиеся необходимыми условиями самостоятельных действий.

        Начинается эта борьба с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, ребенок оказывается в условиях, неблагоприятных для приобретения опыта, необходимого для формирования его личности. Если  в дошкольном возрасте « нет» маленького человека полностью игнорируется взрослым, то мальчик или девочка могут извлечь для себя важный жизненный урок – если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением старших. Приняв такое решение, дети радуют  всех своим послушанием, но! –когда старшие товарищи предлагают им  принять участие в чем-то нехорошем, многие из таких детей не могут отказать. Кроме того чувство протеста, все равно сохраняющееся за внешнем послушанием ребенка , рвется в наружу и ищет выход в неадекватных действиях и поступках.

      Если ребенка наказывать , например, за разбитую посуду ( а он ведь экспериментировал - что будет если ее выпустить из рук?) то это будет урок звучащий примерно так: « Уж если что-то попало тебе в руки, то нив коем случае не отпускай или не отдавай!».  

       А что произойдет, если, войдя в комнату сына и увидев подаренную полчаса назад машину, превратившуюся (в который раз!) в груду запчастей, папа потеряет терпение и даст звучный шлепок? Чему он тем самым научит ребенка? Бережному отношению к своим вещам?  А может быть тому, что малыш не имеет права распоряжаться своей собственностью, в том числе отдавать ее или, скажем, дарить? Извлеченный ребенком урок : «Все к чему я прикасаюсь, превращается в негодный хлам!»

      Не от сюда ли берутся многие мужские проблемы – от неспособности забить гвоздь до неуверенности в отношениях с противоположным полом? Все сказанное, конечно же, не означает, что следует безоговорочно потакать всем детским капризам, превратить жизненное пространство семьи в сплошную игровую площадку или попросту смириться , махнув на все рукой. Универсальные рецепты применительно к такого рода ситуации и вообще к любым жизненным ситуациям  отсутствуют. Однако понимание основных поведенческих мотивов ребенка позволяет обозначить наиболее эффективную стратегию взаимодействия.

      Во всех своих притязаниях и отказах ребенок не руководствуется соображениями злой  воли   и желанием   причинить  вред  себе  или  окружающим.    Поэтому все его « нет»  как и все его «хочу»,  заслуживают  внимания. Существует такого рода анализ с последующей выработкой стратегии ,  в которой участвуют оба родителя.

При этом :                                                                                                                       1- достигается большая эффективность;                                                                2- вырабатывается единая позиция, исключающая противоречивые оценки   и требования в одной и той же ситуации со стороны матери;                            3-вместе, как правило , легче преодолевать возникающие трудности;          4-таким образом можно разделить ответственность каждого из родителей в соответствии с принятым решением.  

      Выяснив причины поведения ребенка и проанализировав собственные мотивы и объективно, насколько это возможно, оценив реальные обстоятельства каждой типичной ситуации, родители могут принять ответственное решение: когда следует пойти на встречу ребенку, а когда настоять а своем.

       В дошкольном возрасте ребенок  объективно не способен самостоятельно выступить в роли  полноценного субъекта. Поэтому  обеспечение ему возможности реализовать ему свою субъектность является задачей взрослых. Это достигается за счет понимания и максимального учета при формировании новой нормы потребности ребенка которые спонтанно появляются на поведенческом уровни но еще не могут им осознаваться в полной мере и тем более отчетливо артикулироваться.  

        Необходимо  донести до ребенка, что в каких-то вопросах он должен подчиняться взрослым не  потому, что они больше и сильнее, а потому, что они любят его и заботятся о нем.  Важно, чтобы он  воспринял подчинение не как ущемление своего права выбора,  а как возможность использовать для собственного блага опыт, знания, возможности взрослых. В этом случае подчинение воли родителей не снижает самоуважение, не нарушает его права выбора, а наоборот, подкрепляет его. Ребенок убеждается в том, что он может контролировать свое тело и жизнь не только через способность настоять на своем, но и через способность осознанно принять чужую точку зрения. Он может  что-то отдавать миру, не только выпуская чашку из рук, но и отдавая родителям какую-то часть контроля над своей жизнью.

        Здесь вполне закономерно может возникнуть вопрос о санкциях, обеспечивающих соблюдение норм- проще говоря. О том, можно ли наказывать детей в дошкольном возрасте ?  Вопрос о наказании детей чрезвычайно серьезный. По нашему убеждению, наказание играет конструктивную роль только в том случае, когда у ребенка совершенно ясно и четко сформировано представление о той или иной норме поведения, которые он должен соблюдать, и о том, какие именно санкции последуют в случае их не выполнения.     Он должен знать почему следует подчиняться определенным правилам. Если у родителей  есть уверенность, что изложенные принципы соблюдены, то можно наказание использовать. В случае же отсутствия такой уверенности лучше отнестись к факту нарушения норм  как к сигналу о том , что взрослые были недостаточно поняты, а может быть, недостаточно тверды и настойчивы при  объяснении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»

Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потре...

Правила позитивного семейного воспитания ребенка дошкольного возраста

Многие родители вечно хныкающего ребёнка не задумываются о том, что причиной этого является их поведение, а вовсе не малыш. Как же воспитать позитивное настроение?Вы скажете, что нужно любить ре...

Рекомендации и советы родителям в выборе семейных игр с ребенком

Повышение педагогической компетенции родителей...

Консультация для родителей «Рекомендации и советы в выборе семейных игр с ребенком»

Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Только  в игре можно  передать   навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.Игра способна творить чудеса. Ленивого о...

Давать ли ребенку право выбора

Вы без конца слышите от всех авторитетных педагогов и психологов , что ребенку нужно давать как можно больше  возможностей сделать выбор?Якобы это делет алша более решительным, ответственным и со...