Развивающая среда ДОУ
материал (младшая группа) по теме

Огоюкина Матрена Семеновна

 

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и.т.д.

         Кроме того, что игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения  общественного опыта (Д.В. Менджерицкая).

         Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

         Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно - развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм  педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda_dou.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развивающая среда ДОУ»

        

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и.т.д.

        Кроме того, что игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения  общественного опыта (Д.В. Менджерицкая).

        Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

        Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно - развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм  педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.  

Младшая группа

В младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.

        Задачи воспитания:

- способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;

- совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать не сложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий:

- учить ролевым взаимодействиям в сюжетах 2-3  действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами- игрушками выполнять роль и за себя и за игрушку;

- поощрять попытки детей, самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;

- учить детей использовать в играх строительный материал.

        Исходя из этих задач во второй младшей группе, еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

◙ Для игры «Семья»

        Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение.

Оборудование для игры с куклами: постельные принадлежности, мебель для кукол, стиральные наборы, утюги, телефон со звонком, наборы кукольной посуды.

◙ Для игры «Магазин»

Прилавок или витрина, несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках над прилавком (молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или  дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары), кассовый аппарат, сумочки разные.

◙ Для игры «Больница»

Здесь содержаться игрушечные атрибуты из пластика- банки, стетоскоп, шпатели, градусники.

◙ Для игры «Парикмахерская»

Зеркало и различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера из духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

◙ Игрушки- животные – наборы домашних и диких животных разного размера, сделанные из разных материалов.

◙ Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.

◙ Игровые строительные наборы: напольный конструктор- строитель, настольные строительные материалы, пластиковые легоподобные конструкторы, мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек.

◙ Предметы- заместители.

Старшая группа

        Задачи воспитания:

- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

- развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

- учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

- учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

- развивать умение использовать предметы- заместители.

        Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в коробке, которые помечаются специальными условными обозначениями. Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того, чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» - в больнице устроили читальный зал для больных.

        Содержание игры значительно обогащаются за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов- заместителей.  

◙ Макеты: макет средневеково замка, макет корабля – парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др.

◙ Атрибуты для игры «Семья»: куклы разные, наборы кукольной мебели - «жилая комната», «спальня», «кухня».  Посуда кухонная, столовая и чайная,  различные кухонные приборы и техника - мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, холодильник.

◙ Атрибуты для игры «Магазин»: магазины делаются самые разные – продуктовые, одежда и обуви. «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп», «Магазин игрушек», «Мебель» и др. Также понадобятся косовый аппарат, корзинки, сумочки для покупок.

◙  Атрибуты для игры «Парикмахерская» и «Салон красоты»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; большие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и.т.д.   ◙ Атрибуты для игры «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод, швейные машины, стойка для одежды и плечики. Возможно игрушка – манекен.

◙ Атрибуты для игры «Больница» или «Аптека»: в старшем возрасте дети знакомятся с различными специализациями врачей, поэтому и атрибуты  игры значительно обогащается. Например, здесь могут быть таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, шприцы, бинты. Можно сделать коробочку с «регистратурой» - в нее помещается «Амбулаторные карты».  

◙ Атрибуты для игры «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили разного размера и разных марок, автомобили специального назначения, автобусы и троллейбусы, лодочка и катер разных размеров, самолеты и вертолеты. Добавляется строительная и дорожная техника – бульдозер, экскаватор,  трактор.  Можно вырезать рули и штурвал из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

◙  Атрибуты для игры «Школа», «Библиотека»: самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки – самодельные формуляры и детские книги.

◙ Атрибуты для игры «Почта»: самодельные посылки – небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать).  

◙  Игрушки – животные: наборы домашних и диких животных средней полосы России, животных жарких стран.

◙ Зона конструирования: большой настольный конструктор – строитель: настольный строительный материал, различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом: лоскутки тканей, кожи, бумаги и др., которые дети могут использовать для изготовления атрибутов различных игр.

◙ Так как содержание детских игр значительно обогащается, то могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Телевидение». Для «Рекламного агентство» нужны будут  рекламные проспекты, сделанные самими детьми, вырезанные из разных журналов, наклеенные в определенном порядке, образцы различных товаров. Для игры «Телевидение» - игрушечный микрофон, макет телекамеры или игрушка телекамера и.т.д.  

◙ Игрушки для мальчиков роботы, трансформеры, солдатики, воины разных эпох и народов.

        Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он храниться в отдельной коробке. Воспитатель поощряет детскую самодеятельность и творчество в изготовлении атрибутики для игр, подсказывает им новые способы использования приподного и бросового материала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...