Адаптация ребенка к детскому саду
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Корнева Юлия Юрьевна

Чего не стоит бояться при первом посещении детского сада, как легче перенести адаптационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей28.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Белгородская обл., г. Старый оскол

МБДОУ детский сад №57 «Радуга»

Корнева Юлия Юрьевна, воспитатель

 Адаптация детей к детскому саду

        Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне понятно: родители первый раз  оставляют ребенка с  чужими людьми. До этого все происходило на их глазах.  А будут ли любить ребенка в детском саду?
        Это волнение усиливается, если ребенок не хочет расставаться с родными, даже отказывается  идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы ребенка, насильно ведут их в группу.

        И вот как раз именно в это время ребенок, как никогда, нуждается в маминой ласке, в понимании его, а главное - поддержке, когда родителям необходимо щадить его ослабленную нервную систему. Часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

        Довольно часто дети выражают своё недовольство   плачем: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
        В разновидности плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и  просто подпевает в хоре.
        Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

        Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Который сопровождается рядом отрицательных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его.

        Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Взрослым, только обычно лишь видна  часть , а это поведение ребенка. Но и поведение приводит нас к переживаниям. А если бы мы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту.

        Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

Социальные навыки - под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
Особенности речи - у некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Двигательная активность - во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Необходимо постараться все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
Сон - вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Аппетит - чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку.. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели эмоционального портрета.

        Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

        Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
        Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
        Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.
                                                       
 ПАМЯТКА

родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка

Как вести себя с ребенком: 

-Показать ребенку его новый статус (он стал большим)

-Приводить ребенка в детский сад в одно и то же время.

-Во время укладывать спать ребенка вечером.

- Не оставлять его в детском саду на длительный срок в первые две недели/

-Обратить внимание на положительный климат в семье/

-Следует снизить нервно-психическую нагрузку;

-Сообщить заинтересованным специалистам детского сада (воспитатель, психолог, врач, медсестра) о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов и т.д.;

При выраженных невротических реакциях (беспричинный плач, плохой сон, ночной бред, тики, энурез и т.п.) временно отказаться от посещения детского сада ( посоветовавшись со специалистами).

Как не надо себя вести:

-Отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах, не обсуждать своих опасений, переживаний по поводу детского сада в присутствии ребенка;

-Не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

-Препятствовать контакту с другими детьми;

-Одевать ребенка не по сезону;

-Конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.  

        Чтобы ребенок легче адаптировался в саду, проведите первичную психологическую  подготовку:

     -    не отбивайте у него охоту общаться с детьми.

  1. если гуляете с ним во дворе - постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта)
  2.  не отгораживайте ребенка от реальной жизни. Развивайте его помехоустойчивость, создавайте ему время от времени своего рода безопасные трудности . Во всяком случае, научите малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...