статья для родителей "Советы психолога"
статья по теме

Для вас, родители!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psiholog_sovetuet.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолог советует

Дорогие папы и мамы!

Воспитание малыша – дело ответственное

и совсем нелегкое…

У многих, даже умудренных опытом, родителей

в процессе семейного воспитания возникают

сложные ситуации, вопросы,

на которые требуется ответ

квалифицированного специалиста…

Надеемся,  наши подсказки

будут для Вас полезны!

«Ребенок испытывает страхи»

        Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно - не видно опасности, а если её не видно - я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми, и, в то же время, им ещё нужна защита взрослого.

        Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые невероятные взаимосвязи, в то же время, правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет.

        Страхи перед чудовищами могут представлять собой проявление повышенной тревожности ребёнка.

        У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все ещё остается далеко не во всем понятным.

        Переживать страхи — это нормально, если только они не начинают мешать ребёнку играть, заводить друзей и быть (в разумных пределах) самостоятельным.

Как предотвратить проблему?

        Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

         Относитесь с участием ко всем чувствам ребёнка, даже если вам не нравится, как ребёнок себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».

        Разными методами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно: поговорить о них; нарисовать их; сочинить страшные истории и записать их.

        Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей. 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

        Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».

        Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.

        Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

«Истерики»

        Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках.

        Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии.

        Причин этому может быть множество – слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или недоразвитость социальных навыков.

Как предотвратить проблему?

        Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций,

        Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность!

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

        Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения - добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

        Если своей истерикой ребёнок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям).

        Попросите, чтобы вместе с вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете что-то, что провоцирует ребёнка на истерики.

        Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

«Если ребенок упрямится»

        Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих ребёнка инициативы и самостоятельности.

        Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры».

        Что значит упрямиться? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.

Как быть?

        Если все дело в ваших действиях — начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребёнка. Определите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.

        Измените свой словарь. Исключите слова, подчеркивающие негативные стороны действий ребёнка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т.д.

        Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы ребёнка: «ты решил сам надеть ботинки и у тебя все получилось», характеризующие его лучшие стороны и достижения: «я так рада, что ты не забыл положить щетку на место», «я любуюсь твоими игрушками — там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?

        Попробуйте разобраться, что не любит ребёнок, и чем совершенно безболезненно для ребёнка и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребёнок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить омовение душем? Или спросить, что может сделать купание в ванне приятным?

        Не пытайтесь переупрямить упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.

        Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентированных, лишающих ребёнка инициативы и самостоятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная статья "Аппетит и психология ребенка"

Данная статья написаня для родителй,чьи дети считаются "малоежками" или же наоборот "обжораками"....

Статья на тему "Психология детей младенческого и раннего возраста. Становление научного подхода"

В статье рассматриваются основные этапы становления психологии детей младенческого и раннего возраста в России и за рубежом в период с 1787 по 1916 год....

Статья "Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ"

Статья о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога....

Статья в сборнике Психология детства "Создание социальных и психолого-педагогических условий для формирование у ребёнка жизненно важных компетенций."

Создание условий для повышения эффективности взаимодействия со сверстниками способствует укреплению уверенности ребёнка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми....

Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»

Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»...