ОТ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ —К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья по теме

Щербакова Ольга Викторовна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celuyko._ot_lichnosti_roditeley.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический анализ трудностей семейного воспитания.

    Отношение к воспитанию в семье как к делу несложному и доступному для всех сложилось на основе прошлой практики воспитания, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и более простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

    Говоря о семейном воспитании прежде всего следует иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

    Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то что основные цели их совпадают, это не говорит об их тождестве.

    Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в их любви друг к другу. Но одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно; более того, бездумная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдуманно, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.

    Воспитывать своих детей мешают:

    ■ усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности; дома же он расслабляется, полагая, что уж завтра-то непременно займется ребенком всерьез;

    ■ неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни в семье. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. Не чувствуя в семье должного внимания и интереса к себе, к решению волнующих его вопросов, ребенок вынужден искать взаимопонимание и поддержку на

стороне;

    ■ недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения, третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к отсутствию требовательности, единства требований, к неправильному применению наказаний и поощрений, к подавлению личности ребенка, использованию физических наказаний. Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые осложняют их отношения с обществом.

    Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания, поэтому даже не пытаются понять ребенка, а стремятся побольше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание истин. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен, даже вреден для детей.

   Одной из особенностей семейного воспитания является постоянный пример поведения родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, учатся таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. Это может вылиться в отклоняющиеся формы поведения.

   Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. 

ОТ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ —К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

    Испокон веков отцы и матери выполняли в семье разные функции, и отцовское воспитание значительно отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что обусловливало его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за всю сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы; кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств.

    Мать была хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Поэтому дети, вырастая в отчем доме и под материнским крылом, впитывали все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был и остается важнейшим условием нормального развития детей в семье. Не существует полноценного дома без отца или матери, и не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. Психологи считают, что это две половины единого целого, что своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании женских недостатков, а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранять детей от наиболее типичных мужских недостатков, передавая им лучшее, что есть в женской натуре.

    Вопросы, касающиеся специфики воспитательного воздействия отца и матери, привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов. При этом отмечается, что не только личность родителей и особенности их поведения, но и стиль родительской речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращения к ребенку матери и отца существенно различаются. В частности, американская исследовательница Дж. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет к нему более высокие когнитивные требования. В развитии языковых возможностей отец играет роль мостика между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем активности ребенка, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответа «да» или «нет», в то время как речь матери, обращенная к сыну, менее директивна и приспособлена к восприятию ребенка. Матери имеют тенденцию разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. В частности, матери в своих обращениях к сыновьям больше, чем в разговоре с дочерьми, стимулируют когнитивное развитие мальчиков, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения.

    Вместе с тем, как отмечают исследователи, в последние годы наметилась тенденция смещения ролей в семье в сторону лидерства женщины, что не может не отразиться на семейной атмосфере в целом и на воспитательных функциях семьи. Наиболее часто в современной российской семье наблюдается рассогласование между социальным положением и эмоциональным настроем родителей: отец по традиции продолжает считать себя главой семьи, хотя фактически управляет ею мать, которая вынуждена брать в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные, в то время как современный отец зачастую полностью самоустраняется от воспитательных обязанностей.

    Это обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств. В частности, потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи привела к ослаблению, а порой и к утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Способствовали тому и изменения, которые претерпели представители сильного пола в связи с кризисными явлениями, наблюдающимися в нашем обществе. В начале 90-х гг. многие мужчины потеряли работу. Некоторые из них начали метаться, менять непривычные ранее занятия, но не всем удалось начать жизнь заново. Невозможность для определенной части мужчин самоутвердиться на работе повлекла за собой проявление у них таких негативных черт характера, как чрезмерная обидчивость, раздражительность, агрессивность, мелочная придирчивость. Вместе с тем для современных мужчин стали присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не обладали еще несколько лет тому назад. К их числу можно отнести снижение волевой активности, утрату чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей, за выбор ими профессии и уменьшение затрат свободного времени на детей. Мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны; у них усилился интерес к своей внешности, к развлекательным видам досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми.

    Ребенок, видя все это, начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи. Пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстраненности от семейных проблем. Подобные реакции могут возникать и против деспотизма матери, которая определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет и одна занимается воспитанием детей. Пытаясь выполнять в семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. Поэтому она зачастую, руководствуясь искаженным представлением о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится негибкой, излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного ролевого замещения она утрачивает исконно женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью. Авторитарные матери приучают детей к беспрекословному повиновению, полагая, что воспитание — это возможность добиться абсолютного послушания детей.

    Подобный конфликт между социально-психологическими ролями матери и отца в современной семье чутко улавливается детьми и отражается на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают, что своим поведением вносят разлад в детские души, мешают становлению личности и правильной половой идентификации.

    Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном соучастии взрослого. Он ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других — постоянное выражение нежности, для третьих — материальное обеспечение, для четвертых — предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. Очень редко родители задумываются о том, такой ли любви ждет от них ребенок. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

    Проблема родительской любви в неблагополучных семьях является одной из самых острых. Она нередко связана с особенностями личности отца или матери, с их отношением друг к другу и к самим себе. Как уже отмечалось, довольно часто взрослые члены семьи, в первую очередь супруги, используют ребенка в качестве своеобразного орудия для разрешения своих собственных проблем, демонстрируя либо чрезмерную любовь к нему, либо равнодушие и неприятие. Последнее встречается в неблагополучных семьях гораздо чаще, чем поддержка, одобрение, утешение. Для равнодушного или отрицательного отношения родителей к ребенку может быть несколько причин: он напоминает им самих себя (если родители не принимают себя), супруга, причинившего душевную боль (особенно это касается разведенных супругов); они не удовлетворены его успехами, а бывает, что пол ребенка не соответствует их ожиданиям.

    И неуверенные в себе, и самоуверенные родители способны отрицать в ребенке значимость его личности: «ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем и ничего хорошего у нас с тобой быть не может» или «чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, еще неизвестно, получится ли из тебя что-нибудь».

    Если ребенок начинает понимать, что родители могут полюбить его только за что-то — за успехи, похвалу окружающих, что сам по себе он никакой ценности не представляет, возникает неуверенность, самоотрицание, пессимистическое отношение к жизни. Для ребенка могут быть также характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания. Таким образом, у него формируется предубежденность против самого себя, возникает чувство собственной малоценности, слабости и зависимости.

     Наряду с характерологическими особенностями, присущими большинству современных российских родителей, многие отцы и матери из неблагополучных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно сказываются на процессе воспитания. Под воспитанием в данном случае понимается не столько целенаправленное педагогическое воздействие родителей на своих детей, сколько непосредственное обращение с ними, которое зачастую оказывается более действенным, чем система специальных образовательных и воспитательных мер. На это обстоятельство указывал А.С. Макаренко, предостерегая родителей от необдуманных поступков, подчеркивая, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть недостатки. Дети очень наблюдательны и чувствительны к малейшим изменениям в настроении и поведении взрослых, хотя сами взрослые обычно этого не замечают. А.С. Макаренко отмечал, что поведение родителей — самая решающая вещь, и не надо думать, будто воспитание происходит только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его, приказывают ему; родители воспитывают ребенка в каждый момент своей жизни; как они одеваются, как разговаривают с другими людьми, как относятся к друзьям, — все это имеет большое значение.

    Среди особенностей, которые могут стать причиной личностной деформации и даже нейрогенного нарушения у ребенка, выделены прежде всего направленность личности родителей и некоторые черты их характера, со временем приобретающие патологизирующие формы.

    В направленности личности родителей отмечается их гиперсоциальность: излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих положительных эмоций, чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, недоучетом их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений.

    Что касается характера, то это родительский эгоцентризм, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеального ребенка, ожидая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно несостоятельными. Но как раз поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своим требованиям и ожиданиям, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

    На начальном этапе взросления ребенка особенно велико значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которые не должны, однако, помешать взрослеть. Мать должна верить в жизнь, не должна быть постоянно обеспокоенной, чтобы не передать ребенку своей тревоги. У нее должно быть твердое желание, чтобы ребенок стал независимым, самостоятельным и в конце концов отделился от нее. К сожалению, многие матери, подсознательно ощущая неправильность своего отношения к ребенку, не всегда способны конструктивно изменить это. В одних случаях это обусловлено личностными и семейными проблемами, которые невольно проецируются на обращение с детьми, в других — патологическими чертами характера матери.

    Среди неблагоприятных черт характера матери, которые непременно скажутся в личностном облике детей, психологи выделяют сензитивность, аффективностъ, тревожность, противоречивость личности, доминантность, эгоцентричность и гиперсоциальность.

    Сензитивность обычно проявляется как повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко огорчаться и часто волноваться. Аффективность — неустойчивость настроения или возбудимость. С аффективностью тесно связана такая личностная характеристика, как тревожность — склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, которые делают личность противоречивой по причине трудносовместимости этих ее характеристик со стремлением играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими (доминантность) и фиксации сознания исключительно на собственной точке зрения, отсутствии гибкости суждений (эгоцентричность). При этом личность может отличаться повышенной принципиальностью, утрированным чувством долга, трудностью компромиссов (гиперсоциальность), что граничит с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом. Все это так или иначе будет сказываться на отношениях с детьми:

возникнут крайности в воспитании, ребенок станет источником нервного напряжения.

    Психологи выделяют несколько психологических типов (образов) матерей, личностные черты которых неблагоприятно отражаются на взаимоотношениях с детьми, что делает полноценное развитие ребенка невозможным.

    ■ Царевна Несмеяна

Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка, часто поступает подчеркнуто правильно, без учета реальных обстоятельств, бездушно.

    ■ Снежная Королева

Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне холодна, неотзывчива, расчетлива, эгоистична, равнодушна к страданиям других, считает ошибки заблуждениями, недостатки — пороками, а любую критику в свой адрес — злым умыслом.

     ■ Спящая Красавица

Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, самовлюбленная натура, пребывающая в плену своих представлений, ждущая своего «принца», разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним, как с живой куклой.

    Общее между тремя вышеприведенными психологическими типами матерей можно систематизировать по следующим пунктам: считает себя всегда молодой и прекрасной, много времени уделяет себе, имеет на все свою точку зрения, хочет покровительствовать, высокомерна, претенциозна по отношению к другим (считает всех ниже себя), стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать среди окружающих, не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится , остаться одна, без восхищения и признания со стороны, других.  

    ■ Унтер Пришибеев

Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, руководит детьми во всем, понукает, унижает, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам других, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

   ■ Суматошная мать

Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, создает проблемы из ничего и бурно на них реагирует.

   ■ Наседка

Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя ни на шаг, предохраняет от любых, в основном мнимых, трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка.

   ■ Вечный ребенок

   Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, рассчитывает на покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки», страдая при этом от собственного бессилия и беспомощности.

   Приведенные в этих психологических портретах характеристики могут взаимодополнять образы матерей или их тенденции в отношениях к детям. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что рано или поздно все негативное, что так ярко проявлялось в личности матери, обязательно даст о себе знать в таких же отрицательных чертах характера и в поведении ее ребенка.

    Однако не следует забывать и о том, что наряду с матерью существенное влияние на развитие ребенка оказывает и его отец. Отец имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни. Но он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, дисциплины, путешествий, приключений и т. п. Отец указывает ребенку дорогу в мир. И конечно, первостепенное значение при этом имеет личность отца.

    Дети, особенно мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, манеру говорить, стиль общения, накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру. Следует особо отметить, что если положительный пример родителей, и в первую очередь отца, не всегда является образцом для подражания, то отрицательное, как правило, быстро перенимается детьми (грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, курение, употребление спиртных напитков). Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда только внешним признакам.

    Подтверждением может служить такой пример. Отец всегда отличался мстительностью, злобой, злопамятностью. С начальниками был угодлив, подхалимничал, с подчиненными — груб, ехиден, изводил их мелкими придирками. Если что-то было не по нему, кричал, громко хлопал дверью, даже дрался (в тех случаях, когда был уверен в своей безнаказанности). В доме был тираном и деспотом, обстановка в семье была невыносимой, скандалы следовали один за другим, жена несколько раз уходила из дома, но потом, жалея детей, возвращалась. И поначалу детей действительно было жалко. Но с годами они стали драться по поводу и без повода, в драке норовили ударить побольнее, не прощали обид. Росли хмурыми, недовольными, подозрительными, улыбались редко. Соседские ребята старались держаться от них подальше, не связываться. А в школе мальчики учились неплохо: были усидчивы, добросовестны. Правда, изредка срывались, но уважали силу и поэтому с учителями не конфликтовали. Зато одноклассникам от них доставалось. Очевидно, что поведение сыновей стало копией поведения их отца.

    В неблагополучных семьях нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения — еще один механизм формирования уродливого характера. Так, в семье, где отец злоупотребляет спиртным, он и сына приучает пить и драться, доказывая ему, что только так и должен вести себя настоящий мужчина.

    Среди детей довольно часто встречается и такая личностная деформация, как лживость, вызванная также подражанием родителям. Дети лгут, а порой им нравится уличать во лжи своих родителей. Это является для детей самым веским оправдательным аргументом, если взрослые попытаются наказать их за обман. Некоторые родители неумышленно порождают детскую ложь собственным примером, поэтому им не мешало бы более серьезно отнестись к таким вопросам детей: «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься? »

    Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.

    Педагоги выделяют несколько типов детей, закономерности формирования характера которых обусловлены особенностями семейного микроклимата и поведением взрослых, прежде всего родителей, которые своим примером оказывают деструктивное воздействие на становление личности ребенка.

    Лицемерный тип воспитывается семьей, где за глаза говорят одно, а в глаза — другое, проявляя лицемерие, двойную мораль, хвастаются своей ловкостью в достижении собственной выгоды и демонстрируют пренебрежение к людям.

Честолюбивый тип формируется там, где семья видит в ребенке будущего гения, стимулирует соперничество, желание первенствовать, чувство тщеславия и превосходства над другими.

     Добродушный тип спокоен, внимателен, не терпит зла и насилия, защищает других. Он не любит подарков, не обращает внимания на свою внешность и одежду. Там, где между супругами сложились отношения спокойной любви, где постоянно объясняют, почему следует поступать так, а не иначе, где приучают к посильному труду, и вырастает ребенок добродушного типа. Членам таких семей присущ альтруизм, гуманность, чувство сопереживания с другими людьми.

    Мягкозабитый тип (заласканный) лишен инициативы, в нем сильно развито стадное чувство, как правило, он находится под влиянием сильного. Выдаст друга не из-за выгоды, а потому что спросили. Сам не может решить простой проблемы. Ребенок такого типа вырастает в семье, где все делалось за него, удовлетворялись все его желания, где ребенка без конца ласкали, угождали ему, стараясь сделать тихим, смирным, послушным. У такого ребенка воля, инициатива подавлены, но сформирован эгоизм.

    Злостнозабитый тип угрюм и подозрителен к старшим, на ласки отвечает резкими движениями. Движения вообще угловаты и резки. Друзей не выдаст, склонен мучить животных. Любит зрелища, связанные с дракой, травлей животных. Развивается в семье, где царит жестокость и отсутствует ласка, где оба родителя считают, что главный принцип воспитания — держать ребенка в строгости.

    Угнетенный тип смирен и тих, озабочен и скромен, трудолюбив, стесняется похвалы. Стойко переносит лишения и преодолевает препятствия. Надежный товарищ. Нечестолюбив и, найдя дело, обязательно доводит его до конца. Спокоен и наблюдателен. Всегда стремится с лихвой оплатить услугу. Правдив и строг в исполнении обязанностей. Дети подобного типа растут в трудолюбивой, дружной семье.

    Не все вышеназванные характерологические особенности детей того или иного типа следует воспринимать как непреложную истину. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что взаимоотношения в семье и личность родителей являются важными факторами формирования личности ребенка.

    Известно, что социальному поведению дети обучаются путем моделирования ролей, т.е. программируют себя по образу и подобию взрослых, и в первую очередь родителей, что связано с рядом причин. Во-первых, основы личностного становления человека закладываются в раннем детстве, когда значимыми людьми для него являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведения. Во-вторых, родители имеют возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего малыша в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Требования, предъявляемые к жизни родителями, форма, в которой эти требования реализуются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом, — все это воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает особое значение именно потому, что исходит от людей, которым он доверяет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Поведение ребенка во вмогом зависит от отношенияк ним родителей. О влияние каждлго родителя мамы и папы на становление личности ребенка отражено в этой статье...

Влияние семьи на становление личности. Родители и самооценка ребенка

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.3 стиля семейного воспитания: - демократический- авторитарный- попустическийПри демократическом ст...

Консультация для родителей "Формирование личности ребенка на занятиях по изобразительной деятельности"

В  материале раскрывается роль изобразительной деятельности в формировании личности ребенка....

Консультация для родителей "Формирование личности ребенка до трех лет"

Опыт приобретённый в это время становится фундаментом на котором будут развиваться основы всей психике в уже более позднем возрасте. Психологи утверждают, что личность человека, которая базируется на ...