"Развивающие компьютерные игры для дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Дубовец Наталья Викторовна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Компьютерные игры для дошкольников".

Условно компьютерные игры для дошкольников можно разделить на развивающие и обучающие игры, игры-экспериментирования, игры-забавы, диагностические карты (3,4).
Широкий спектр компьютерно-игровых программ позволяют не просто освоить простые умения пользования компьютером, а обогатить процесс развития детей, закрепить и «поупражнять» освоенные представления и умения на обычных занятиях. Использование компьютерных игр должно как бы «сопровождать» процесс освоения математического содержания детьми. Программы серии «Живая математика» (разработки ассоциации «Компьютер и детство» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) предназначены для развития элементарных математических представлений: обучению счёту; закреплению знаний о величине предметов, их форме; знакомство с геометрическими фигурами, ориентировкой в пространстве и во времени. Например, в серии «Математика» в игре «Качели» необходимо сбалансировать животных разного размера и веса, качающихся на качелях. В игре «Войди в замок» предусматривается выполнить ряд испытаний (помочь принцу), как правило, направленных на осуществление счета, вычислений (определить порядковое число заданной ступени, пересчитать количество стражников на ступенях замка и т.п.). В игре «Помоги птенчику» (серия «Комбинаторика») детям предстоит помочь выпавшему из гнезда птенцу, расставив животных разного размера по принципу серии (3,4).
В современных выпускаемых программах задачи логико-математического развития дошкольников решаются интегрировано, посредством различных интересных детям сюжетов. Так одно из заданий игры «Маленький искатель» моделирует игры с обручами, в котором необходимо расположить предметы согласно условию в два - три обруча (используется классификация по сенсорным (цвет) и родо-видовым свойствам (спортивное оборудование, цветы, листья, транспорт и т.п.). Другое задание предусматривает выкладывание элементов в определенной последовательности (задание «Продолжи ряд»: самолеты разного цвета, цветы разного вида, «пряничные человечки» и т.п.). Неверно выбранный ребенком элемент возвращается на свое место. После сбора цепочки – последовательности осуществляется проверка, что наглядно показывает закономерность чередования элементов в ряду. В игру «Размышлялки» включены сюжеты на освоение времени: распознавание времени по электронным и механическим часам; работа с календарем и часами, исследование основных признаков окружающего мира в разное время года и разное время суток («Домик времени и пространства»); освоение цифр, счет в пределах 30; действия сложения и вычитания («Математика с Буренкой»). Другие серии игр «Размышлялки» ориентированы на развитие умений конструировать, планировать, проектировать, активизацию творческого экспериментирования, построения алгоритмов и т.п. В игре «Веселая математика» десять игр объединены общим игровым сюжетом – путешествием по стране математики с посещением разных мест: Города Цифр, Маркиза Минуса и т.п., что активизирует интерес детей – узнать, какие еще игры и задачи представлены в игре. Например, в одной из игр представлен сюжет «на рынке». Детям необходимо «взвесить» овощи и фрукты, появляющиеся на весах. Для этого используются разные гири, на которых указаны эталонные значения (1 кг., 2 кг., 3 кг. и др.). «Взвешивание» осуществляется только практическим путем (соотнести объем предмета и его вес невозможно), что активизирует экспериментирование и сложение веса выбираемых ребенком гирь. Как правило, для взвешивания продуктов следует использовать несколько гирь, осуществляя при этом сложение (вычитание) их значений. Если вес предмета определен неверно – это наглядно представлено движением чаш весов, комментариями или движениями персонажа.

Существует ряд целевых и содержательных требований к компьютерным играм для дошкольников:
компьютерная игра должна подразумевать усложнение игровой задачи; опору на имеющийся опыт детей;
быть направленной на обучение дошкольников новым способам действий, формирование представлений, обогащение познавательного и творческого опыта, развитие (совершенствование, закрепление или коррекцию) процессов, операций, умений, навыков;
носить воспитывающий характер;
иметь логическое завершение;
включать разнообразные приемы оценки правильности ответов, доступные дошкольникам (графические символы и рисунки);
содержать близкие опыту детей задания, сюжеты, персонажи, не провоцирующих проявление агрессии, отрицательных эмоций и т.п.;
информация о ходе и правилах игры представляется образно-символьном способом;
изображения на экране достаточно крупные, без мелких деталей; умеренный темп движения элементов на экране;
«управление» клавиатурой, джойстиком должно строиться на доступных и освоенных детьми умениях; учитывать уровень развития координации и моторики.
Наряду с применением компьютерных технологий в последнее время широкое применение получили специальные игры-пособия, электронные игрушки («поющие» книги, инструменты, электронные экзаменаторы и т.п.), которые могут быть использованы в индивидуальной работы с детьми, а также в условиях семьи (3,4).
Использование компьютерных технологий возможно при условии развития у детей значимых качеств и умений (выполнять и выстраивать последовательность действий, планировать действия и прогнозировать результаты и т.п.). В связи с этим, освоение компьютерных технологий предваряется и «поддерживается» использованием игр, позволяющих накопить необходимый опыт действий, практических преобразований, который будет востребован в компьютерных играх (уже в ситуации зрительного анализа и решении на логическом уровне):
- развивающих игр, способствующих развитию логических операций (анализа, обобщения, классификации, сериации), форм мышления (суждения, умозаключения) (логические задачи на поиск закономерностей А.З. Зака, З.А. Михайловой, В.Г. Гоголевой; упражнениями, представленными в курсе «Все по полочкам» А.В. Горячева, Н.В. Ключ (Пособие по информатике для детей 5-6 лет. Серия «Школа 2100».- М.: Баласс, 2000 и др.);
- играми с конструкторами и геометрическими головоломками, обеспечивающими накопление опыта практического преобразования и воссоздания объектов («Сложи квадрат», «Сложи узор» Б.П. Никитина; «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Тетрис»; играми с лучинами и т.п.);
- играми, требующими выполнение действий в определенной последовательности («Вычислительные машины», «Выращивание дерева», «Преобразование слов»).
Организация использования компьютерных технологий в обучении и развитии дошкольников требует создания специальных условий (трех помещений: компьютерного кабинета, зала релаксации и игровой комнаты; соблюдения санитарно-гигиенических нормативов площади, освещенности, влажности воздуха и т.п.). Применяемое программное обеспечение должно подлежать обязательному лицензированию. Продолжительность занятий на компьютере для старших дошкольников ограничивается 10 мин. 1-2 раза в неделю.
В прикрепленных файлах вы сможете найти ссылки на интернет-ресурсы с играми, искусствоведческие сайты, с помощью которых можно попасть на виртуальную экскурсию, сайты, связанные с обучением иностранному языку, сайты педагогов и психологов, а также сайты, связанные с будущим обучением ваших деток в школе.

Развивающие компьютерные игры
http://vk.com/away.php?to=http://www.igraemsa.ru/&..

http://deti.mail.ru/forsmall/

http://www.teremoc.ru/

http://www.detskiy-mir.net/
Ссылка
www.baby-gamer.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

Развивающие компьютерные игры – это те же занятия, но в игровой форме....

Обучающие и развивающие компьютерные игры

Портал развивающийх и обучающих ирг для детей ...

Развивающие компьютерные игры

Презентация о пользе развивающих компьютерных играх. Какие игры можно порекомендовать для развития детей дома....

Ссылки на развивающие компьютерные игры для малышей

Полезные  ссылки  для  родителей...

«Развивающие компьютерные игры и пособия. Возможности их использования для речевого развития дошкольников»

Уважаемые педагоги! Вам уже известно, что применение ИКТ в учебно-воспитательной работе в детском саду – это новейшая и актуальная проблема российской педагогики....