«Развивающие компьютерные игры и пособия. Возможности их использования для речевого развития дошкольников»
материал по развитию речи

Оксана Евгеньевна Ефимова

Уважаемые педагоги! Вам уже известно, что применение ИКТ в учебно-воспитательной работе в детском саду – это новейшая и актуальная проблема российской педагогики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc868.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум

на тему «Развивающие компьютерные игры и пособия. Возможности их использования для речевого развития дошкольников»

Уважаемые педагоги! Вам уже известно, что применение ИКТ в учебно-воспитательной работе в детском саду – это новейшая и актуальная проблема российской педагогики. Технический прогресс проникает во все сферы жизни человека, в том числе в сферу деятельности дошкольных общеобразовательных учреждений. Внедрение в работу дошкольного учреждения компьютерных технологий само по себе не является целью, а только средством обеспечения гармоничного и полноценного личностного, психологического, познавательного развития ребёнка дошкольного возраста. Очень важно уже сейчас сформировать у детей правильное восприятие информационных технологий, которые могут использоваться не только для развлечения, но и для развития, обучения, т.е. время за компьютером, планшетом можно и нужно проводить с пользой.

Работа в детском саду имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, основанной на игровых методах и приёмах, позволяющих детям в интересной и доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Информационные технологии и средства позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Сегодня мы рассмотрим с вами конкретные образовательные продукты и их примеры, которые можно использовать в речевом развитии дошкольников.

В настоящее время предлагается довольно широкий ассортимент развивающих программ для дошкольников. Главным критерием при их отборе должно быть содействие развитию и формированию психических процессов ребёнка, его умственных способностей, раскрытию творческого потенциала, соответствие программным требованиям воспитания. Одной из таких программ является ПМК А.Ю. Коркиной «Развитие речи», рекомендуемое для занятий по развитию речи, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми. Программа является многопользовательской, адаптирована для интерактивной доски, предназначена для речевого развития дошкольников от 3 лет до 7 лет. Содержание программы способствует развитию слухового восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов; развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения. Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей (речевая, познавательная, практическая). Кроме того, программа включает в себя интерактивную часть – шаблоны, которые педагог может использовать для создания собственных презентаций, программ. Это даёт возможность сделать вариативной речевую деятельность детей с учётом их индивидуального развития, тематического плана. Программа выпускается на диске. Сейчас ознакомимся с интерфейсом программы (демонстрация демоверсии программы, показ работы в ней).

CD ПМК «Развитие речи», А.Ю. Коркина

Содержание основных разделов

Раздел «Развитие связной речи», подраздел «Слово-признак»

Интерактивный раздел

Среди интерактивных DVD рассмотрим серию видео-книг «Чудо-малыш – Учись как в сказке» для детей от 9 месяцев до 7 лет. Серия состоит из 5-ти DVD-дисков с красочными мультфильмами по мотивам сказок. После каждого мультфильма-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту ребёнка. Благодаря предложенным заданиям, воспитатель может провести большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи в рамках данного текста с использованием фрагментов иллюстраций к произведению. По имеющемуся опыт педагогов, «Чудо – малыш» используется на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, начиная с младшей группы. Со старшими дошкольниками организуется пересказ сказок с опорой на схему, предлагаемую авторами этого учебного материала. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране, и они с большим желанием отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения. Сейчас рассмотрим содержание одного из дисков (демонстрация диска, показ работы с ним).

Обложка видео-книг «Чудо-малыш – Учись как в сказке»

Содержание

Фрагмент видео-сказки сказки

Мультимедийные презентации – одна из распространённых форм использования ИКТ на занятиях с дошкольниками. Наиболее доступным средством для создания обучающих продуктов является программа Power Point. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Презентации не только позволяют наглядно представляют образовательный материал, но и сделать его динамичным, ярким и интересным для детей, благодаря эффектному дизайну и анимации. Презентации можно создавать и использовать целыми сериями, делать их интегрированными с другими образовательными областями (например, «Времена года», «Достопримечательности моего города», «Русские промыслы» и т.п.), встраивать в них элемент игры. Давайте рассмотрим примеры таких презентаций и их содержание (демонстрация презентаций, обсуждение).

Презентация по развитию речи в старшей группе, тема «Космос». Примеры речевых заданий

Презентация по развитию речи в старшей группе, игра-путешествие «Спешим на помощь Колобку». Примеры речевых заданий

Презентация по развитию речи в старшей группе, тема «Овощи». Примеры заданий

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения, они открывают новые возможности использования приёмов традиционной педагогики: подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребёнка; выявить индивидуальные проблемы в развитии, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении; посмотреть на работу педагога с новых позиций, переосмыслить методические приёмы, обогатиться новыми знаниями и умениями.

Среди существующих пособий отметим «Интерактивные речевые игры» серии «ФГОС. Логопедическая служба», которое содержит оригинальные практико-ориентированные интерактивные игры, способствующие развитию коммуникативных умений, а также предупреждению и устранению ошибок на письме у дошкольников. Материал предназначен методистам и воспитателям ДОО, учителям начальных классов, учителям-логопедам, дефектологам, а также родителям для занятий с детьми. Давайте рассмотрим примеры игр, предлагаемых в данном пособии (демонстрация).

Основные разделы диска

Пример интерактивной игры

Интерактивный портал для специалистов и родителей «Мерсибо» предлагает большое количество игр в онлайн-режиме для развития речи, психических процессов, обучения чтению, подготовки к школе. Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребёнку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребёнка устойчивую ассоциацию «Учиться – это здорово!». Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников (обзор портала).

https://mersibo.ru

C:\Users\Алёна\Desktop\мерсибо.png

Содержание игр по областям

C:\Users\Алёна\Desktop\мерсибо (2).png

Пример игры на развитие речи

Следует познакомить родителей дошкольников с такими интерактивными порталами и рекомендовать их для полезного времяпровождения и досуга детей.

Организуя занятия по развитию речи с помощью ИКТ, следует соблюдать санитарные правила и нормы их использования. Согласно СанПиНу, во время занятия дети должны сидеть на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в день и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»  Вид организованной образовательной деятельности: познавательный Тип организованной образовательной деятельности:...

«Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда»

Долгосрочный проект с детьми группы компенсирующей направленностиТема: «Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда&ra...

Использование методического пособия в познавательно-речевом развитии дошкольников.

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности дошкольников, опираясь на их интересы.Учитывая это, я разработала методическое пособие «Поз...