Эмоциональное развитие ребенка 1-2 лет
статья на тему

Койти Светлана Геннадьевна

 

Эмоции - это язык всех возрастов. Уже в первые часы после рождения вы можете увидеть на лице ребенка радость или обиду, удовольствие или раздражение. Во многом это зависит от того, как протекала беременность и роды, какие отношения сложились в вашей семье еще до рождения ребенка.
Очень часто взрослые допускают непоправимую ошибку, игнорируя чувства ребенка или не придавая им значения: мол, еще маленький, что он там чувствует кроме "нравится - не нравится". Между тем, если быть внимательным, то на лице своего ребенка вы увидите выражения недоумения, интереса, недоверия, нежности и т. д. Как узнать, что переживает малыш? Об этом он говорит всем телом: "молотьбой" рук и ног, звуками голоса, выражением и цветом лица. Улыбка - одно из наиболее привлекательных выражений лица младенца, предусмотренный самой природой способ обеспечить ребенку покровительство и защиту со стороны взрослых. Ведь устоять перед ней невозможно! У каждого малыша свой репертуар улыбок. Иногда малыш может улыбаться уже при рождении, если роды были мягкими и естественными. Знаете ли вы, что улыбка полезна для развития способностей малыша? Широкие улыбки, предназначенные для матери, вовлекают в действие большое количество мышц и активизируют правую лобовую область мозга, развивая тем самым образное мышление, воображение, творческие способности и интуиция. А улыбки, подаренные незнакомцам, активизируют меньшее количество лицевых мышц и левую половину мозга, способствуя развитию логического и аналитического мышления и обеспечивая будущую пятерку по математике. Если вы хотите иметь улыбающегося малыша, то начните с себя, улыбайтесь и смейтесь как можно чаще.
Еще одно врожденное чувство - эмпатия, то есть способность сопереживать, сочувствовать, распознавать чувства других людей и "присоединяться" к ним. Каждая мама знает, что если она расстроена или злится, это обязательно отражается на настроении малыша. Он, словно камертон, ловит ее настроение и подстраивается под него. Способность к эмпатии хорошо развивается только если ребенок много времени проводит с мамой и папой, и если их эмоциональный мир разнообразен. Мама, все время пребывающая в состоянии беспокойства или излишне сдержанная, скрывающая свои чувства, не дает ребенку опыта наблюдения разных и ярких эмоций. Развивая в своем ребенке эмпатию, вы обеспечиваете счастливое будущее для своих внуков более надежным способом, чем открывая для них счет в банке. Ведь вы готовите для них понимающего, чуткого родителя.
Эмоции и чувства развиваются постепенно, от простых к более сложным, например, сначала малыш научится сердиться и значительно позже узнает, что такое легкая грусть. К 10 годам эмоциональное формирование человека практически завершается, ему уже знакомы все основные эмоции и чувства. Есть эмоции, которые формируются именно в течение первого года жизни ребенка. Например, чувство счастья. Дети, желанные при зачатии, во время беременности и мягко рожденные в любимые руки, начинают жить позитивно, с радостным отношением к миру. Ведь они в первые же часы своей жизни они получают подтверждение, что все рады их приходу. Некоторые мамы днем и ночью держат ребенка у своего тела и спят вместе с ним, чтобы чувствовать каждую его потребность. Такие малыши чувствуют себя в полной безопасности, и потому смотрят на окружающий их мир с большим интересом и любопытством, смелей действуют и пробуют новое, устанавливают более тесный контакт со своими родителями.
Положительные эмоции ребенка можно закрепить, если взрослый будет отражать его реакцию на своем лице. Малыши умеют великолепно имитировать те эмоции, которые видят на вашем лице (получается своеобразный диалог взглядов). Это могут быть восторженные взгляды, одобряющие, ласкающие или настороженные. Например, если ваш малыш пищит от восторга, что смог что-то сделать сам, а вы порадуетесь вместе с ним, похлопаете и изобразите на своем лице состояние крайнего восторга, это поможет закрепить его чувство удовольствия и радости от того, что он чего-то добился. Если же вы будете всегда отвечать: "Ну что тебе? Не мешай мне, я занята", он будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приведет к пассивности. Помните, как важен именно первый год жизни ребенка, когда родители должны познакомить малыша со всем спектром эмоций, создав фундамент его психологического благополучия на всю дальнейшую жизнь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emocionalnoe_razvitie_rebenka_1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка  1-2 лет

Эмоции - это язык всех возрастов. Уже в первые часы после рождения вы можете увидеть на лице ребенка радость или обиду, удовольствие или раздражение. Во многом это зависит от того, как протекала беременность и роды, какие отношения сложились в вашей семье еще до рождения ребенка.

Очень часто взрослые допускают непоправимую ошибку, игнорируя чувства ребенка или не придавая им значения: мол, еще маленький, что он там чувствует кроме "нравится - не нравится". Между тем, если быть внимательным, то на лице своего ребенка вы увидите выражения недоумения, интереса, недоверия, нежности и т. д. Как узнать, что переживает малыш? Об этом он говорит всем телом: "молотьбой" рук и ног, звуками голоса, выражением и цветом лица. Улыбка - одно из наиболее привлекательных выражений лица младенца, предусмотренный самой природой способ обеспечить ребенку покровительство и защиту со стороны взрослых. Ведь устоять перед ней невозможно! У каждого малыша свой репертуар улыбок. Иногда малыш может улыбаться уже при рождении, если роды были мягкими и естественными. Знаете ли вы, что улыбка полезна для развития способностей малыша? Широкие улыбки, предназначенные для матери, вовлекают в действие большое количество мышц и активизируют правую лобовую область мозга, развивая тем самым образное мышление, воображение, творческие способности и интуиция. А улыбки, подаренные незнакомцам, активизируют меньшее количество лицевых мышц и левую половину мозга, способствуя развитию логического и аналитического мышления и обеспечивая будущую пятерку по математике. Если вы хотите иметь улыбающегося малыша, то начните с себя, улыбайтесь и смейтесь как можно чаще.

Еще одно врожденное чувство - эмпатия, то есть способность сопереживать, сочувствовать, распознавать чувства других людей и "присоединяться" к ним. Каждая мама знает, что если она расстроена или злится, это обязательно отражается на настроении малыша. Он, словно камертон, ловит ее настроение и подстраивается под него. Способность к эмпатии хорошо развивается только если ребенок много времени проводит с мамой и папой, и если их эмоциональный мир разнообразен. Мама, все время пребывающая в состоянии беспокойства или излишне сдержанная, скрывающая свои чувства, не дает ребенку опыта наблюдения разных и ярких эмоций. Развивая в своем ребенке эмпатию, вы обеспечиваете счастливое будущее для своих внуков более надежным способом, чем открывая для них счет в банке. Ведь вы готовите для них понимающего, чуткого родителя.

Эмоции и чувства развиваются постепенно, от простых к более сложным, например, сначала малыш научится сердиться и значительно позже узнает, что такое легкая грусть. К 10 годам эмоциональное формирование человека практически завершается, ему уже знакомы все основные эмоции и чувства. Есть эмоции, которые формируются именно в течение первого года жизни ребенка. Например, чувство счастья. Дети, желанные при зачатии, во время беременности и мягко рожденные в любимые руки, начинают жить позитивно, с радостным отношением к миру. Ведь они в первые же часы своей жизни они получают подтверждение, что все рады их приходу. Некоторые мамы днем и ночью держат ребенка у своего тела и спят вместе с ним, чтобы чувствовать каждую его потребность. Такие малыши чувствуют себя в полной безопасности, и потому смотрят на окружающий их мир с большим интересом и любопытством, смелей действуют и пробуют новое, устанавливают более тесный контакт со своими родителями.

Положительные эмоции ребенка можно закрепить, если взрослый будет отражать его реакцию на своем лице. Малыши умеют великолепно имитировать те эмоции, которые видят на вашем лице (получается своеобразный диалог взглядов). Это могут быть восторженные взгляды, одобряющие, ласкающие или настороженные. Например, если ваш малыш пищит от восторга, что смог что-то сделать сам, а вы порадуетесь вместе с ним, похлопаете и изобразите на своем лице состояние крайнего восторга, это поможет закрепить его чувство удовольствия и радости от того, что он чего-то добился. Если же вы будете всегда отвечать: "Ну что тебе? Не мешай мне, я занята", он будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приведет к пассивности. Помните, как важен именно первый год жизни ребенка, когда родители должны познакомить малыша со всем спектром эмоций, создав фундамент его психологического благополучия на всю дальнейшую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

«Эмоциональный мир дошкольника: привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития»

Дошкольник  в 4-5 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде всего тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно о...

Непосредственно-образовательная деятельность по эмоциональному развитию детей младшей группы "Веселые гномики".Занятие по эмоциональному развитию

Занятие по эмоциональному развитию, закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов....

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Диагностика эмоционального развития дошкольников. Цветовой тест эмоциональных состояний. Рекомендации для педагогов.

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера....

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...