Семинар - практикум «Уроки семейного благополучия»
план-конспект урока по теме

Ким Альбина Геннадьевна

Конспект семинара - практикума  «Уроки семейного благополучия».

Целью, которого является формирование позитивного настроя родителей по отношению к ребенку и к жизни в целом, уверенности в успешном будущем.

 Научить родителей преодолевать авторитаризм и увидеть мир с позиции   ребёнка. Помочь развить у родителей отношение к ребенку как к равному; научить  проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «ЧЕБУРАШКА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА


Семинар - практикум

       «Уроки семейного благополучия»

Автор:  Ким Альбина Геннадьевна

                                                                          педагог-психолог                                                                 МБДОУ № 9,              

г. Южно – Сахалинска

Цель: формирование позитивного настроя родителей по отношению к ребенку и к жизни в целом, уверенности в успешном будущем.

Задачи:

1. Научить родителей преодолевать авторитаризм и увидеть мир с позиции   ребёнка

 2. Помочь развить у родителей отношение к ребенку как к равному;

 3. Научить  проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке.

Оборудование: анкета «Продолжи…», лепестки каждого цветика – семицветика

Ход встречи:  А. Вступление 

 (Педагог – психолог) - С чего начинается проявление уважения к другому человеку? Конечно, с приветствия «Здравствуйте!» - говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете, желая  здоровья и благополучия. Мы подаем при встрече друг другу руку, приподнимаем шляпу… А как можно поздороваться иначе?(ответы)

- И по нашей традиции, мы как всегда проведем интерактив: (игры – миксеры, для снятия эмоционального напряжения, сплочения группы, снимается психологический барьер, что  дает возможность свободно общаться между собой, обмениваются взглядами, опытом).

1. Игра «10 секунд» (за 10 секунд необходимо поздороваться со всеми участниками)

2. Игра «Приветствие»(здороваются на счет 1- коленками, на 2 – спинами, на 3 – за руки)

3. Игра «Разбейся по группам» (Участники хаотично двигаются по залу.Психолог произносит – разбиться по группам по..(называет любое качество, цвет, эмоцию и имя) участники за 1-2 секунды должны разбиться по группам).

Педагог - психолог:- Имя человеку дано с его рождения, это то, что вкладывается в нас и что становится частью нас самих. Имя – это уникальное качество человека! Сейчас, я вам предлагаю в группах написать характеристику (качества) вашего имени. Например: Аня активная, нежная, яркая.

4. Игра «Мое имя» (Презентация имени каждой группы)

Б.  Основная часть

Педагог - психолог: - Смысл семейной  жизни состоит в том, чтобы ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ друг другу. Подразумевается, что семейная жизнь – это жизнь самая счастливая, полная, чистая, радостная. Замысел в том, чтобы семья давала людям большое счастье, чтобы семья делала жизнь и мужа, и жены более полной, осмысленной и очень важной. Благополучие каждого человека хоть взрослого, хоть ребенка – начинается в семье. Если семья хорошая, дружная, то и люди счастливы. Если же НЕТ мира и согласия в семье, а есть: эгоизм, непонимание, несогласие, равнодушие, грубость и несправедливость, упреки, ссоры – как люди могут быть счастливыми?

Существует 9 основных принципов  семейных отношений соблюдение и выполнение, которых помогает наладить хорошие семейные отношения и создать дружную, любящую семью.

1. Выступление воспитателей:

ПЕРВЫЙ важный урок, который нужно выучить и исполнить – это ТЕРПЕНИЕ, один из основных принципов воспитания. Нужно всегда помнить, что воспитание процесс долгий и характер изменяется очень медленно (в определенных рамках). Не стоит пытаться сделать из своего ребенка НЕЧТО. У вашего ребенка есть свой характер, который находится в определенных границах. И когда вы видите, что при помощи простых усилий не получается изменить какое-то качество его характера, то стоит смириться с этим. Допустим, ваш ребенок рассеянный, но, несмотря на все те усилия, которые вы приложили, ничего изменить не удалось. Не стоит зацикливаться на этом. Постарайтесь не испортить отношения с ребенком, проявите к нему терпение. Примите его таким, каким он есть. Если ребенок имеет плохую память, или ещё что-то не может делать попробуйте его научить, но если не получается не заставляйте его насильно, будьте терпеливы.

ВТОРОЙ важный урок семейной жизни– это доброе ВНИМАНИЕ. Речь идет о внимании родителей к ребенку. Многие мамы и папы слышали и читали в популярных умных книжках: “чем больше внимания они уделят ребенку – тем лучше. И если ребенок “отбился от рук” – это сигнал о том, что ему не хватает внимания”.На самом деле все далеко не так просто и однозначно. Вот смотрите, какие бывают ситуации:

1. Ребенок не подчиняется родителям, плохо ведет себя, обижает кота, братика, дерется в садике и дома и т.д. – родители проявляют повышенное внимание, беспокоятся и начинают воспитывать его. Они читают нравоучения, призывают к порядку, а эффекта нет. Итог- плохое поведение усиливается.

2. Ребенок отказывается одеваться, раздеваться, есть самостоятельно, родители теряют терпение и начинают за него выполнять эти действия. Итог – ребенок беспомощен и зависим от родителей.

 3. Ребенок ноет, капризничает, злится, а родителей этот тон выводит из себя. Они раздражаются, возмущаются, но не выдерживая, сдаются. Итог – ребенок добивается своего.

4. Ребенок ведет себя хорошо, даже в тех обстоятельствах, в которых другие детки обязательно бы капризничали. Родители… почти не обращают внимания, так как порицать нечего. Тихо и спокойно, все идет, как надо. Итог? А итог очень интересный. Ребенку примерное поведение становится в тягость. Он чувствует… нехватку внимания. В трех примерах (кроме последнего, четвертого) родители обратили повышенное внимание на своего сына или дочку в те моменты, когда стали чувствовать, что поведение ребенка не устраивает и его нужно срочно изменить. Так дети начинают понимать: стоит им выкинуть что-то такое, выходящее за рамки принятых правил и ожиданий, так они получат больше внимания, пусть и в отрицательной форме (раздраженность, крики, ругань, нотации и т.п.). И плохое поведение закрепляется автоматически. Поэтому в таких случаях повышенное внимание к ребенку лучше всего проявлять в моменты, когда он радует родителей своим поведением. Здесь идет мощное психологическое подкрепление положительного поведения. Дети все хотят быть хорошими: попробуйте только спросить: “Ты плохой или хороший мальчик/девочка?” – и дети с нормальной самооценкой обязательно скажут: “Я хороший!” Таким образом, вывод очень простой: старайтесь игнорировать плохое поведение, мягко переключая на хорошее. И проявляйте повышенную радость, когда у вашего сына или дочки получается без капризов ходить в магазины, одеваться, раздеваться, кушать самостоятельно, ласково относиться к старшим и младшим, помогать и т.п.Все это достойно поощрения, внимания и теплых объятий. Пусть ребенку захочется еще раз повторить свое хорошее поведение, совершить подвиги.

ТРЕТИЙ урок семейной жизни – это УВАЖЕНИЕ и ДОВЕРИЕ друг к другу. Есть уважение - не нужна дрессировка. Мой сын очень часто берёт на себя инициативу выбора того, чем ему заниматься. И если он чем-то занят, то с какой стати он должен всё бросать и бежать на зов мамы или папы? Вы сами-то побежите, если вас вот так вот позовут? Вы вот взрослого человека так же к себе призываете? Или сначала спросите, может ли он сейчас подойти? Поэтому если мой сын чем-то занят, я всегда спрашиваю, может ли он ко мне подойти. Тогда он чувствует, что его занятие для меня тоже важно. Так же важно, как и для него. Он знает, что с ним считаются. На самом деле, важно именно это, а не то, чем он занимается. Я считаюсь с ним. Я учитываю его интересы. И он, как ни странно для ребёнка, начинает считаться со мной. И даже учитывать мои интересы.

ЧЕТВЁРТЫЙ важный урок семейной жизни – если родители придерживаются безнасильственной стратегии воспитания, то они вынуждены сдерживать свои эмоции. И, естественно, такая мать будет чувствовать скрытую ярость, неприязнь к своему ребенку, что он четко почувствует. И он, чувствуя неприятные эмоции со стороны матери относительно себя, будет непонятно почему чувствовать себя виноватым (ведь я ничего плохого не сделал, мне мама ничего не сказала?), из-за чего будет страдать. Но он все равно будет продолжать делать то, что он делает, потому, что он чувствует неуверенность матери. Но если у родителей поведение ребенка не вызывает нормальной и адекватной реакции, то он никогда не поймет, что что-то сделал не правильно, поэтому только РАЗУМНЫМ сочетанием «пряника» и «кнута» родители могут дать ребенку понять - какие законы существуют в обществе и при этом не озлобить его. Если ты будешь наказывать ребенка с любовью, то добьешься в 1000 раз больше, чем если, фальшиво улыбаясь, будешь скрывать свои настоящие чувства. И чем больше малыш будет доволен тобой – тем с большей охотой он выполнит твои требования. Только в этом случае все твои заботы о ребенке: о питании, сне, купании, отправлении естественных надобностей будут иметь определяющее значение для последующего его поведения.

ПЯТЫЙ важный урок семейной жизни – ЕДИНСТВО интересов. Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда уже трудно вернуть потерянное доверие детей, уважение и авторитет. Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту. Так что не спешите нарушать физическое и эмоциональное единство между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, для него очень важно, что с ним общаются, имеет большое значение интонация, с которой вы произносите слова. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом. Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением или нет. Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка. Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым. Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях он развивается. Если на малыша постоянно кричат, применяют физические наказания, у него скорее всего возникнет потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, появятся такие отрицательные черты, как пугливость, недоверчивость, лживость, агрессивность. Постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

ШЕСТОЙ урок. Настроение. Как часто мы не обращаем внимания на наше настроение, на настроение наших детей. Да, нелегко приходится сегодня взрослым в условиях кризиса. Родители много работают, чтобы прокормить детей и дать им достойное образование. И на настроение не обращаем внимания, хотя мы прекрасно понимаем, что настроение формирует характер.В процессе воспитания с первых лет жизни важно приучать детей сохранять жизнерадостное настроение при всевозможных обстоятельствах: волнениях, тревогах, обращать их внимание не на горестные случаи их жизни, а на радостные, приятные события. Поэтому всегда нужно создавать себе и детям позитивное настроение. Перед тем как бороться с плохим настроением, надо выяснить, действительно ли ребенок грустит или чем-то расстроен. Поэтому прямой вопрос «Что случилось?» придется заменить немного игровой формой. Предложите ребенку выбрать цвет, которым он бы раскрасил свое настроение. Также можно дать ребенку на выбор картинки с рожицами, среди которых есть радость, грусть, страх, гнев, печаль и т.д. Разобравшись с эмоциями ребенка, само собой, надо их как-то исправлять. Не смотреть же спокойно на то, как он грустит или переживает. Поэтому нам всем в минуты несчастья нужна простая поддержка. Просто поддерживайте ребенка в случае неприятностей, а не говорите, что он сам виноват. Или говорите с ним на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. Можно рассказать забавную историю из вашего собственного детства. А потом, в ходе разговора, вместе найти способ повышения настроения.

СЕДЬМОЙ урок.  Отношение к ребёнку. Большое число родителей родило, потому что «так получилось», а теперь воспитывают потому что «куда ж ты денешься, оно все равно орет» и чтобы мне меньше было неприятностей – мне придется его повоспитывать. Большинство родителей воспитывают детей, чтобы они меньше докучали в жизни. Они не детей любят, они себе хотят меньше неприятностей, о себе заботятся и это не воспитание, это защита от детей.

ВОСЬМОЙ урок семейной жизни. Главным центром жизни любого человека должен быть — его ДОМ. Дом – это место ТЕПЛА и Нежности. В доме, где растут дети, всё их окружение и обстановка и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Всё прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утончённее. Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Грубый, невоспитанный человек и дом сделает — грубым и мрачным. В таком доме детям — холодно и неуютно, и они стремятся убежать из такого дома на улицу, во двор, в компанию таких же, как и они неустроенных и обделённых родительской любовью и вниманием детей. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям — это их счастливое детство в родительском доме, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Родители должны быть такими — какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны УЧИТЬ своих детей – своим личным ДОБРЫМ примером своей жизни, своих дел и поступков.

ДЕВЯТЫЙ урок семейной жизни. Родители должны сделать всё необходимое для того, чтобы между братьями и сёстрами БЫЛА — крепкая и нежная ДРУЖБА. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить всё красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными — должны ФОРМИРОВАТЬ родители, помогая сблизиться душам детей. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, только родители должны правильно направлять развитие этой дружбы. Братья и сёстры должны хорошо ПОДРУЖИТЬСЯ между собой и БЫТЬ Дружными всю свою жизнь, а главное, ПЕРЕДАТЬ свою дружбу — своим детям и внукам. Сделать всё для того – чтобы дружба ПРОДОЛЖАЛАСЬ всегда!

2. Игра «Взрослые и дети»

Педагог – психолог делит участников на родителей и детей. Дети выходят за пределы помещения и придумывают каждый себе проблему.

а) Задача родителей игнорировать просьбы детей.

- Какие чувства, эмоции испытали? (вопрос детям)

б) Меняются ролями, но родителям предлагается внимательно слушать проблему и попробовать разрешить.

- Что чувствовали дети?

- Сколько времени затратили родители, чтобы решить проблему ребенка?

3. Подведение итогов

1. Семейный договор

Педагог – психолог: - Учитесь обо всем откровенно, прямо, но тактично, а слушать всегда заинтересованно. Правильно понимать вещи даже не очень приятные. Разрешайте разногласия всегда мирным путем, без давления, обид и ультиматумов.

2. Степень взаимного доверия и принятия друг другу.

Педагог – психолог: - Представьте, что вся ваша жизнь фиксируется видеофильмом – все, что происходит или   происходило, все ваши чувства и мысли, в том числе и друг о друге.

- Согласны ли вы показать свой фильм супругу? Весь?

- Хотите ли посмотреть его фильм? Весь?

3. Анкета (Каждый отдельно друг от друга допишите незаконченные предложения):

-  я больше всего ценю в тебе…

- меня часто раздражает в тебе…

- я хочу, чтобы ты…

- ты больше всего ценишь во мне…

- тебя часто раздражает во мне…

- ты хочешь, чтобы я….

- ты думаешь, что я хочу от тебя…

- А теперь поменяйтесь анкетами и обсудите в парах, над чем вам надо задуматься.

4. Детско-родительская игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК» (зрительное внимание, сплочение)

Педагог – психолог:    «На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика – семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда-семья, которая быстрее всех найдет лепестки семи цветов (красный, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, желтый, зеленый)

С. Рефлексия.

Педагог – психолог: - Задание, нарисовать свои эмоции, чувства, впечатления,  которого появились в последствии нашей встречи. - А теперь построим наш большой и дружный семейный дом (выкладывание «кирпичиков» листов бумаги на ковре вместе с детьми и родителями).

Список используемой литературы

1. Струмилин С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ //Новый мир. 1960. № 7. с. 208.

2. Ревенко М.В. Календарь для родителей. - М.: Педагогика, 1991. с.48

3. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка-Пресс, 2000.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – Ч.1. – М.: Генезис, 1998. с. 160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для родителей «Семейные традиции – основа семейного благополучия»

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, гд...

МАСТЕР-КЛАСС «Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о семье и семейных традициях. Семья для каждого из нас –это пристань, куда мы всегда можем вернуться. С давних пор о доме и семье гово...

Цикл семинаров-практикумов "Уроки общения"

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей....

Семинар-практикум "Уроки доброты"

Материал о практической работе с детьми...

Мастер-класс по социокультурным истокам по теме «Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. ...

Семинар -практикум " Урок воспитания"

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады новой встрече с вами. Мы считаем родителей единомышленниками и помощниками в нелегком, но благородном деле воспитания. Сегодня на нашем родительском ...

Родительское собрание «Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Родительское собрание«Семейные традиции – основа семейного благополучия»...


 

Комментарии

Данилова Светлана Васильевна

голосую. Удачи на конкурсе. Посмотри и мои работы.

Барс  Ирина Викторовна

интересный материал! удачи Вам!

ГЕДРОВИЧ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

Интересно. Я голосую за Вас, посморите и мою работу.

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!

Царакова Надежда Радионовна

За благополучие в семье мой голос первый.

Ким Альбина Геннадьевна

огромное спасибо!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020