Главные вкладки

    Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста
    материал (младшая группа) по теме

    Григорьева Вера Николаевна

    В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разных формах работы       с родителями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie_vospitanie_detey_v_igre.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА

    С ПРИГЛАШЕНИЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

    СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

    Тема: «Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста»

    МАДОУ детский сад

    общеразвивающего вида

    № 9 «Красная шапочка»

    г. Зарайска         

    Московской области

    Воспитатель: Григорьева

    Вера Николаевна

    Апрель 2013 г.

    ПЛАН.

    1. Эпиграф.
    2. Актуальность выбора темы.
    3. Создание условий для предметной игровой среды.
    4. Санитарно – гигиенические требования к игрушкам.
    5. Методы и приемы при воспитании у детей бережного отношения к игрушкам.
    6. Формирование доброжелательных отношений между детьми.
    7. Формы работы с родителями.
    8. Создание условий для игровой деятельности в семье.

    Преимущество игры по сравнению с другими средствами воспитания заключается в том, что она является «школой воспитания добрых чувств в действии».                                                                              Л.С. Выготский

    Игра оказывает огромное влияние на личность ребенка. Она как важнейшая деятельность детей – великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много играют они растут более организованными, дисциплинированными. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения с детьми. Но следует помнить, что игра воспитывает только тогда, когда в своей основе имеет нравственное содержание. Одно дело, если малыш отображает в игре заботливое отношение к игрушке. Другое, если в той же игре грубо обращается с ней.

    Поэтому организуя игровую деятельность детей, нужно позаботиться о том, чтобы она была содержательной и воспитывающей.

    Работаем мы по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    В своей работе с детьми использую методику Н.Ф. Губановой «Развитие игровой деятельности», современную технологию М.Д. Махоневой «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

    Игровая деятельность с детьми проводится  в разных режимных моментах.

    В группе, где я работаю, наблюдая за играми детей, видим, что малыши в начале года часто ссорятся из – за игрушек, не уступают их друг другу. Многие дети плохо обращаются с игрушками: носят кукол за волосы, бросают игрушки на пол, даже ломают.

    Как научить детей беречь игрушки, быть чуткими, внимательными друг к другу, как воспитать добрые чувства в раннем возрасте?

    Свою работу мы начали с того, что создали благоприятные условия для игр: приобрели необходимые игрушки, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам для ДОУ. Они безвредны для здоровья детей, отвечают гигиеническим требованиям, подвергаются влажной обработке и дезинфекции. Без запаха, не красящие, с учетом возрастных особенностей. Каждый вид игрушек у нас нескольких экземпляров, что способствует развитию игр и сокращает число конфликтов между детьми.

    Мы продумали и правильно расположили игровые зоны: организовали их таким образом, чтобы детям было в них удобно играть. Игрушки разместили в определенном порядке по видам игровой деятельности. Познакомили детей с местом хранения игрушек. Способ хранения целесообразный и доступный детям: ребенку удобно достать и убрать игрушку после игры. Очень важно, чтобы места для игрушек были постоянными. Это позволяет детям самостоятельно находить нужную игрушку, уменьшает возможность возникновения конфликтов. И конечно всякий раз, убирая игрушку, ребенок знает, куда ее поставить. Приучая малышей к порядку, мы говорим:

    «Дети, поиграли, уберите игрушки на место»

    или

    А теперь за дело дружно!

    Убирать игрушки нужно!

    Все машины ждут,

    Куклы, мишки ждут,

    Когда к ним подойдут

    И на место уберут!

    и другие.

    Все дети включаются в работу, наводят порядок. За сделанную работу, хвалим малышей и говорим: «Вот какая добрая Ирочка, посадила куколку в колясочку, а Димочка поставил машину в гараж». Одновременно своим примером показывала заботливое отношение к игрушкам. Обращала внимание детей как красиво, когда игрушки стоят на месте. И вместе с детьми говорили:

    «Хорошие ребятки!

    У нас все в порядке!»

    Но бывали случаи, когда малыш мог оставить куклу там, где играл. Вновь обращала на это внимание, говорила, что кукле плохо, «оживляла» ее. Прием одушевления игрушки позволяет проникнуться ребенку сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Ласково говорила: «Чья это дочка плачет? Ей холодно. Она хочет, чтобы ее положили в колясочку». Ребенок реагирует на мои слова, поднимает и жалеет куклу. Вижу, как Сережа забывает про своего мишку, так как его внимание привлекает машина. Говорю: «Тебе хочется поиграть с машиной, положи мишутку спать. Ему обидно, ты забыл про него».

    Игры с куклами требуют от детей порядок в кукольном уголке. Однажды поиграв, Сима и Оля забыли убрать посуду на место, я от имени кукол сказала девочкам, что кукла Катя обиделась на них за то, что они забыли убрать посуду на место. Девочки начали наводить порядок, остальные малыши наблюдали, как они это делают. Вот так постепенно мы приучаем детей к бережному отношению к игрушкам и порядку, усваивая правила: «Каждой игрушке – свое место», «Прежде, чем взять игрушку, убери ту, с которой играла раньше». Только при систематическом требовании со стороны педагогов можно сформировать умение и навыки.

    Организуя игровую деятельность детей, особое значение придаю формированию доброжелательных отношений между ними, предупреждению отрицательных.

    В начале года мы поддерживаем индивидуальные игры детей. С этой целью создаем такие условия, чтобы малышам было спокойно и удобно играть в разных местах группы, не мешая друг другу. Тем самым предупреждаем столкновения, конфликты. Дети рано начинают группироваться в игре по двое. Это игры рядом. Мы бережно поддерживаем эти игры и стремимся использовать их в целях нравственного воспитания. Во время игр воспитываем у малышей положительные формы общения. Объясняем, что нельзя отнимать игрушки друг у друга. Говорим: « Лена поиграет и даст поиграть тебе». Специально создаем игровые ситуации, упражняющие ребенка в умении ждать, пока игрушкой играет другой ребенок. По мере овладения детьми речью учу их вежливо обращаться друг к другу с просьбой. Побуждаю по необходимости поделиться игрушкой: «Смотри, у Сережи нет игрушки, а ему хочется играть, поделись с ним, дай ему». Уступая игрушку, ребенок учится быть добрым. Приучаем малышей помогать друг другу: «Посмотри, у Симы упало колечко от пирамидки, помоги поднять ей игрушку». Хвалю ребенка за оказанную помощь.

    Общение между детьми строится на радостных совместных переживаниях. С этой целью мы организуем объединяющие и радующие детей игры: «Каравай», «Кто у нас хороший», «Ходит Ваня» и т.д. Несложные правила в этих играх дисциплинируют детей, приучают к поведению в коллективе.

    Наши малыши находятся постоянно в поле нашего зрения, каждый из них чувствует на себе наше внимание, ласку. Наблюдаем, как Дима играет с лошадкой, Саше сразу же нужна именно эта же игрушка. Он старается отнять ее. Вмешиваюсь в конфликт мгновенно. Чтобы отвлечь обоих детей, беру игрушку в свои руки и говорю: «Был и Димы и Саши конь. Стали они коня друг у друга отнимать. Я взяла коня и сказала: «Он стал ничей» - и убираю лошадку за спину. Дети, видя, что игрушки нет, успокаиваются и идут играть дальше. В повторной ситуации обращаю внимание детей, что в группе есть такие же лошадки и можно поиграть с ними».

    Игры с куклой имеют особое значение для нравственного воспитания.

    Играя с куклами, мы систематически последовательно упражняем детей в проявлении добрых чувств. С большим интересом прошла игра «Разбудим куклу». В этой игре я уделяла внимание воспитанию у детей таких чувств, как нежность, заботливость. Обращаясь к детям, говорила: «Будить Катю нужно ласково и нежно». Послушайте, как я разбужу Катеньку.

    Открой глазки. Светит солнышко с утра.

    В детский сад идти пора.

    А теперь ты, Симочка, разбуди Катю.

    Через игру «Катя заболела» воспитывала в детях сочувствие, бережное отношение к больному. Говорю: «Ой, Катя заболела! Надо вызвать врача». Звоним по телефону. Ставим градусник. Врач (Алеша) делает укол, даем лекарства. При этом учу детей ласково обращаться с куклой, сочувствовать ей.

            В результате проделанной работы добрые чувства детей переходят в привычку и распространяются на отношения с игрушками и с детьми. Малыши научились убирать за собой игрушки. Сейчас они не разбрасывают их и прежде, чем взять другую убирают ту, с которой играли раньше. Поиграв, без слез уступать ее. Они говорят: «Поиграю немножко и тебе дам». Дети реже ссорятся. И даже если малыш во время игры обидел кого-то, то старается быстро успокоить плачущего ребенка, утешить обиженного (погладить по головке, дать игрушку), при этом испытывая чувство жалости, сострадания к физической боли малыша. А это говорит о формирующихся у ребенка гуманных чувств.

            Жизнь диктует нам необходимость совместной работы детского сада и семьи, как главного условия воспитания ребенка. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В своей работе мы используем разнообразные формы работы  с семьей в воспитании детей через игру. Самые распространенные из них – родительское собрание, которые мы проводили по следующим темам:

    1. «Игра – не забава»,
    2.  «Играем пальчиками и развиваем речь»,
    3. «Как игра помогает воспитывать интерес к природе»,
    4. «Игра для детей – путь познания мира».

    Форма работы через родительский уголок является традиционной. В родительском уголке содержится информация о работе группы в режимных моментах. Большое внимание уделяем игровой деятельности:

    1. Играм по развитию сенсорного восприятия,
    2. Развитию речи,
    3. Развивающим,
    4. Пальчиковым играм,
    5. Для преодоления эмоциональных трудностей детей.

    Важное место мы отводим периодически меняющимся фотовыставкам. Эта форма является востребованной. Фотографии детей привлекают родителей. Обычно эти выставки бывают тематическими:

    1. Хорошо у нас в саду (фотоснимки, отображающие детей во время игр в детском саду);
    2. Играем вместе с детьми дома.

    В своей работе мы используем тематические папки. В папках – передвижках помещаются рекомендации, советы по вопросам воспитания детей:

    1.  «Какова роль взрослого в формировании игр малышей»,
    2. «Какие игрушки лучше приобрести для дома» и т.д.

    Воспитание детей вызывает у родителей множество вопросов, с которыми они обращаются к воспитателю. Часто мы сами видим необходимость провести консультацию по той или иной теме.

    1. Игры детей третьего года жизни,
    2. Как научить беречь игрушки и убирать их на место,
    3. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей детей.

    Проводим дни открытых дверей, когда родители могут наблюдать за своими детьми во время игр. Еще в своей работе с родителями мы используем памятки, рекомендации и выставки игрушек для малышей.

            И в заключении хочу сказать, что каким бы не было сложным время, в котором мы живем, какие бы не были обстоятельства в каждой семье, нужно помнить о том, что забота о воспитании своего ребенка должна стоять на первом месте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль игры с куклами в нравственном воспитании детей раннего возраста

    Анализ работы В Центре Игровой Поддержки Ребенка  по формированию нравственного воспитания...

    Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

    Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

    Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста

    «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

    Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки»

    Программное содержание:- развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений; - учить детей воспринимать н...

    Игра, как средство экологического воспитания детей раннего возраста (картотека)

    Данный материал поможет воспитателю  в работе по экологическому воспотанию сдетьми раннего возраста...

    Презентация на тему "Игра как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    Презентация из опыта работы на тему "Игра как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...