тренинговое занятие "Моя любимая семья"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Литвинова Оксана Александровна

тренинг по развитию детско-родительских отношений в семьях воспитанников с ОВЗ (дети 5-7 лет с нарушением слуха совместно с родителями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_detey_i_roditeley.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие по развитию детско-родительских отношений

«Моя любимая семья»

(дети 5-7 лет с нарушением слуха)

Цель: создать оптимистическое настроение у участников, развитие навыков положительного общения в группе, повышать уровень значимости каждого участника.

Задачи:

  1. гармонизация и оптимизация внутрисемейных взаимоотношений «мать-ребенок»
  2.   формирование позитивных жизненных установок, способствующих коррекции родительского поведения
  3.  обучение невербальным формам контакта
  4.  формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения
  5. развитие коммуникативных навыков

Предварительная работа: изготовление индивидуальных приглашений на занятие для мам.

Материалы и оборудование

Ватман, правила группы, комплект карточек из 8 цветов Люшера, краски, кисточки, дипломы участников по количеству пар «мама-ребенок»; аудиозаписи музыки.

Планируемый результат

Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.

Ход

Участники группы входят в зал для проведения занятия. Звучит музыкальное вступление.

Психолог. Здравствуйте, дорогие друзья! Искренне рада видеть вас.

«Цвет моего настроения»

По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение перед занятием (предпочтение цвета из 8 предложенных). Выбор участников фиксируется на специальном бланке.

Ритуал приветствия

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается поприветствовать друг друга  жестами, без использования языковых средств общения.

Правила

Психолог знакомит родителей с основными правилами,  которых будет придерживаться группа.

Правила функционирования могут определяться по-разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно сочинять правила самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий.

Правила принимаются всей группой вместе с психологом. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

• не боялся стать объектом насмешки и критики;

• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Правила работы группы

1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга.

2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности.

5. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

6. Каждый имеет право получить поддержку, помощь со стороны группы.

Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.

Упражнение «Самый-самый» 

Психолог. Для более близкого знакомства предлагаю поиграть в игру «Самый-самый…» Каждый родитель  позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка: «Я самый..., мой ребенок самый ...». Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Упражнение “Зеркало”

Выполняется в парах «мама-ребенок». Участники договариваются: кто “зеркало”, а кто человек. Человек смотрит в зеркало и выполняет какие-то действия. Зеркало повторяет. Затем роли меняются. Повторяется  2 раза.

Обсуждение:

— Какую роль было легче играть?

— Какую труднее?

Арт-терапия. Рисование в парах «мама-ребенок» одной кистью на двоих.  «Мы счастливы вместе».

Психолог. Сегодня мы будем рисовать совместный рисунок своих чувств. Возможно спонтанное произвольное рисование. Мама начинает красками  и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». В полученный от участника рисунок другой участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа «семейные чувства». Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.

По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение.

Презентация рисунков. Родители рассказывают:

— Как называется рисунок, какие чувства изображены?

— Кто был инициатором идеи?

— Кто что рисовал?

— Удобно ли было рисовать вдвоем?

— Какие чувства испытывали?

Упражнение “Пламенный привет”

Все участники в произвольном порядке двигаются по комнате под веселую музыку (например, Барбарики «Доброта»). Каждый должен заглянуть в глаза другому участнику и передать “пламенный привет” жестами, мимикой, пантомимикой, никого не пропуская. В заключение разбиться по парам “мама—ребенок”, обняться, показать, как  любят друг друга.

Игра “Я иду искать”

Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.

Вручение дипломов “Моя любимая семья”

Психолог. Какие молодцы! Под ваши аплодисменты  разрешите вручить диплом, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений “Моя любимая семья”.

Рефлексия

Подведение итогов занятия

Психолог.  По вашему мнению:

– Что больше всего понравилось?

– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

– Что хотелось бы себе пожелать?

«Цвет моего настроения»

По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение в конце занятия. Психолог поясняет (ассоциации, значение, выводы и пр.).

Психолог.  Вот и подошло к концу наше занятие. Мы благодарим вас за участие и хотим закончить наше занятие такими словами:

Берегите друг друга!

Добротой согревайте,

Берегите друг друга!

Обижать не давайте!

Берегите друг друга!

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте!        

                    /О. Высотская/

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях!

Звучит песня «Мы желаем счастья вам» (муз. С. Намина, сл. С. Шаферана).

Приложение

Приглашение

Приглашение на участие в тренинге

Дорогие мамы!

Приглашаем вас принять участие в работе тренинга на тему: “Моя любимая семья”. На нашем тренинге мы попробуем создать оптимистичное настроение, общаться без слов, проникнуться взаимопониманием.  

Занятие состоится _____ апреля в _______ часов  в музыкальном зале

Заранее спасибо за то, что отложите самые срочные дела и придете на увлекательное и интересное занятие.

 До встречи!

Диагностика эмоционального состояния цветовым методом

«Мое настроение»

Красный

Жел

тый

Зеленый

Фиолетовый

Синий

Корич

невый

Серый

Черный

С О

Место цвета в аутогенной норме

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Участник №2

2

Участник №3

3

Участник №4

4

Участник №5

СО — суммарное отклонение от аутогенной нормы

СО больше 20   — отрицательные эмоции

СО от 10 до 19  — эмоциональное состояние в норме

СО от  0 до  9    — положительные эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.  Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Комм...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группы на тему "Моя любимая семья"

Данное мероприятие представляет собой открытый занятие, в котором соеденены задания по развитию речи и рисованию (нетрадиционная техника, рисование мятой бумагой)...

Досуговое мероприятие "Моя любимая семья"

досуговое мероприятие с родителями...

Тренинговое занятие "Без семьи нет счастья"

Конспект тренингового занятия направлен на формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье....

Конспект занятия по аппликации на тему: «День семьи, любви и верности» (Как результат работы над проектом "Моя любимая семья")

Данный материал актуален, так как этот год обьявлен годом семьи. Дети закрепляют знания о всех членах семьи. Готовят приятный подарок родным....

Сценарий конкурса чтецов, посвященный Году семьи-2024 «Моя любимая семья»

Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений....

Сценарий конкурса чтецов, посвящённый году семьи " Моя любимая семья"

Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Задачи: -воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; -воспитание чувства любви и ...