08.05.2013 Методические рекомендации для родителей «О предупреждении бытовых травм у детей»
методическая разработка

Гиззатуллина Лариса Петровна

 

Методические рекомендации для родителей

«О предупреждении бытовых травм у детей»

 

«Мой дом – моя крепость», - гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим часто употреблять её и нередко забываем, что сейчас наш дом стал совсем другим: он многоэтажен, из кранов льется кипяток, по проводам передается электроэнергия. Все больше появляется бытовых приборов.

Ребенок, который еще читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном. Разве может случиться несчастье там, где все знакомо и привычно?

А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне. А ребенок может, из озорства, любопытства или по недомыслию. Дети, порой оставшиеся без присмотра, беспечно открывают краны газовой плиты, пытаются исследовать «внутренности» включенного пылесоса, попробовать бабушкино лекарство, оставленное на виду, случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

«О предупреждении бытовых травм у детей»

«Мой дом – моя крепость», - гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим часто употреблять её и нередко забываем, что сейчас наш дом стал совсем другим: он многоэтажен, из кранов льется кипяток, по проводам передается электроэнергия. Все больше появляется бытовых приборов.

Ребенок, который еще читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном. Разве может случиться несчастье там, где все знакомо и привычно?

А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне. А ребенок может, из озорства, любопытства или по недомыслию. Дети, порой оставшиеся без присмотра, беспечно открывают краны газовой плиты, пытаются исследовать «внутренности» включенного пылесоса, попробовать бабушкино лекарство, оставленное на виду, случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов. Все это может стать причиной тяжелого увечья или даже смерти.

Сама будничность обстоятельств, при которых чаще всего возникают бытовые травмы (кстати, самый распространенный вид детского травматизма), многих из нас, взрослых «усыпляет».

Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Действительно, разве не мы виноваты в том, что ребенок получает ожоги или отравление из-за небрежного хранения спичек и лекарств, гибнет или получает тяжелейшие травмы в результате падения с большой высоты, так как мы забыли хорошо прикрыть окно или вовремя не прогнали его с крыши сарая…

«Вакцина против травматизма – это воспитание» - так сказал один из известных ученых. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы, прежде всего сами должны ежедневно, ежеминутно являть достойные образцы в этом отношении. Вместе с тем мы постоянно должны быть внимательными и собранными. По своей природе ребенок чрезвычайно любознателен, не говоря уже о том, что он быстро развивается физически и психически. И в первую очередь это относится к грудничкам, которые вроде бы больше  нуждаются в опеке, нежели в воспитании.

Если, к примеру, еще вчера ваш 5-месячный сын неподвижно лежал на спине и не мог переворачиваться на живот, то сегодня, когда вы его распеленали, он уже способен делать это самостоятельно. И если вы одновременно не обратите внимание на эту новую деталь в физическом развитии своего ребенка и соответствующим образом не проанализируете ее, может случиться беда. Стоит оставить его на пеленальном столике или на краю дивана без присмотра либо расслабиться, как он в одно мгновение может очутиться на полу.… И такое случается.

Еще более внимательными должны быть родители, когда ребенок начал садиться, ползать, вставать и особенно когда   начнет самостоятельно ходить. Теперь он в состоянии опрокинуть на себя и взять в рот многое из того, что будет находиться в радиусе его действий, все то, что недостаточно надежно спрятано либо плохо укреплено.

Первые шаги всегда нелегки. Ребенок часто падает. Хорошо, если ребенок приземлится на мягкий палас или ковер либо мама или папа подхватят его на лету. Однако нередко родители не могут вовремя среагировать и тогда малыш может  с размаху удариться об острый угол стола или стула, батареи… Лучше бы этих углов не было.

На втором году жизни, обретя свободу передвижения, ребенок активно познает свойства предметов, которые он раньше только видел. И нередко ребенок забирается не туда куда надо,  а мы взрослые кричим: «Зачем ты это трогаешь? Куда полез? Нельзя!»

Все позволять или запрещать? Уже в раннем возрасте ребенок должен хорошо знать, что ему можно, а что нельзя, только это трудный процесс. Выход из этой ситуации в том, чтобы создать максимально безопасные условия для активной деятельности ребенка, в кропотливой воспитательной работе, и в постепенных занятиях с маленьким ребенком. И здесь от родителей требуется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно достигнуть большего, нежели постоянно сдерживать и ограничивать проявления его активности. Именно во время игр, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения травматизма.

Возраст от 2-х до 5-и лет, пожалуй, один из самых интересных в жизни каждого ребенка. Никогда потом больше он не задаст вам столько вопросов. Из относительно беспомощного он превращается в чрезвычайно непоседливого. Может вскарабкаться без подставки на подоконник или залезть на шкаф, а потом неожиданно оттуда свалиться. Попробовать на вкус бабушкины таблетки.

Возраст от 5-и до 7-и лет требует от родителей столь же большого внимания, как и прежде. В этот период от него можно ожидать всяких курьезов и неожиданностей: он уже знает, как обращаться со спичками (видел у взрослых); поэтому может попробовать, что способно к горению. Газовая плита его не страшит, так же, как и телевизор, может его  исследовать. По сравнению с этим забавы с ножом или острыми ножницами не самые страшные и опасные.

Однако больше всего падений и ушибов его ждет во дворе во время беготни и качания на качелях. Нередко эти падения происходят на глазах у родителей. Нужно, чтобы взрослые не только наблюдали за детьми, но и по мере возможности направляли их энергию в нужное русло.

Не менее важно, чтобы и каждый из нас, взрослых, проходя  по улице, обязательно обращал внимание и самым активным образом реагировал на опасные шалости детей, а не занимал роль постороннего наблюдателя, как это, к сожалению, иногда бывает.

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ БЫТОВОГО ТРАВМАТИЗМА.

В последние годы бытовой травматизм приобретает исключительно массовый характер. Сегодня это несчастье уносит детские жизни. Естественно, все это не может никого из нас, взрослых оставить равнодушными. Бытовые травмы самые распространенные из детского травматизма, на их долю приходится от 50 до 75% всех несчастных случаев.

К числу наиболее угрожаемого контингента, относятся дети первых 6 лет жизни. На их долю приходятся свыше 42% от числа несчастных случаев и травм. Меньше всего травм у детей первого года жизни, зато в группе от 3-х до 6-и лет  травматизма больше в 3 раза. Мальчики получают  травмы в 1,5 раза чаще, чем девочки.

Соотношение бытовых и уличных травм приблизительно составляет 2:1.  при этом у детей первого года жизни свыше 95% травм бытовые (получены дома). У детей 3-6 лет доля травм, получаемых дома свыше 35%. Это свидетельствует о том, что, к сожалению, многие родители пока не уделяют должного внимания принципам создания «безопасного дома».

Наиболее частый вид бытового травматизма – это ушибы, ссадины, вывихи, переломы, ожоги. Большая часть обожженных – это дети в возрасте от3-х  до 4-5 лет. Прокидывают на себя чашки, тарелки с горячим, чаем, супом. В 1 из 5 случаев подобные ожоги малышам наносят взрослые. Значительно опаснее ожоги пламенем, дети балуются со спичками, или сами взрослые беспечны. Многие мамы выставляют коляски со спящими детьми на незащищенные балконы или лоджии,  на ребенка может упасть окурок. Брошенный сверху, и вызвать воспламенение одежды.

Опасны поражения электрическим током, которые вызывают не только глубокие ожоги, но и остановку сердца, дыхания. Причина поражений нередко кроется в неисправных проводке и электроприборах, которые иногда берутся исправлять сами ребята. Маленькие дети пробуют на вкус включенные электропровода, или исследуют содержимое розеток.

Еще одна проблема – проблема отравлений и различных инородных тел. Особенность этих несчастий в том, что они развиваются исподволь, и поэтому нужно обладать определенными знаниями, чтобы распознать их и своевременно обратиться к врачу.

Приведенный ниже список мер (Приложение №1.) дает родителям рекомендации по предупреждению несчастных случаев дома.

Литература:

С.Мартынов. Здоровье ребенка в ваших руках. М.1997.

Г.Е.Цвилюк. Азы безопасности. М.1995.

А.Усачев. Школа безопасности. М.1997.

Рассел С. Аснес. Здоровый малыш. М.1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

12.02.2013 Методические рекомендации для родителей «Мелкие предметы – не игрушки для детей»

Вам,  наверно, знакома такая картина. Малыш явно не в настроении. Тянется рукой к игрушкам, которые в великом множестве теснятся на полке. Вы  даете ему одну из них. И едва получив её, он че...

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

Развитие руки , важный этап готовности ребёнка к письму....

Методические рекомендации для родителей «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»

Очевидно, что для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему р...

Методические рекомендации для родителей "История праздника "Пасха - как рассказать детям?"

Доброго времени суток уважаемые коллеги. предлагаем вашему вниманию красткий расказ для детей дошкольного возраста о светлом празднике "Пасха". Рассказ содержит краткое описание истории праз...

Методические рекомендации для родителей «Картотека игр на сенсорное развитие детей»

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....

Методические рекомендации для родителей по теме "Бытовые приборы"

Методические рекомендации для родителей по теме "Бытовые приборы"...