Главные вкладки

    "Совместная деятельность ДОУ и родителей в "Творческой мастерской" по созданию дидактических игр"
    статья (младшая группа) по теме

    Старикова Анна Ивановна

    Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть  со своими детьми, способствует  сотрудничеству ДОУ с родителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый.

    Игра – это не забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества тем роль игры объемнее и важнее. Дети раннего возраста очень чутко реагируют на отношение взрослого, они не будут играть с  ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшивость в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно с интересом. Понимая и чувствуя игру ребенка он вовремя может подсказать, придумать что то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за него того, с чем малыш справляется сам.

         Вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребенка, ограничивающие его активность. Взрослому не стоит злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на самостоятельное придумывание содержания игры и способов выполнения роли. Ведь хозяином положения в игре всегда должен быть ваш малыш. В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты.

    Моя главная задача в работе с родителями: повысить уровень педагогической культуры. Мышление детей раннего возраста носит преимущественно наглядно-действенный характер. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную задачи, игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

       По теме «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» я работаю много лет. За время своей работы обратили внимание на то, что родители часто недооценивают значение дидактических игр, уделяют недостаточно внимания самостоятельности детей при выполнении действий с предметами.

    На основании диагностики сенсорных навыков детей были выявлены следующие проблемы:

    1. У детей отсутствует навык восприятия предметов по цвету, форме, величине;
    2. Недостаточно развита координация движений рук.

         Для решения этих проблем были поставлены следующие задачи:

    1. Провести работу, направленную на развитие сенсорных навыков детей посредством дидактических игр;
    2. Привлечь родителей к работе группы по изготовлению дидактических игр для занятий с детьми по развитию сенсорных навыков;
    3. Обучить родителей организации дидактических игр дома со своим ребёнком.

          Для решения данных задач нами была организованна «Творческая мастерская» с родителями по изготовлению дидактических игр из бросового материала, направленных на сенсорное развитие малышей.

          Работа «Творческой мастерской» была организована поэтапно.

           На первом этапе я знакомила родителей с уже имеющимися в группе дидактическими играми и пособиями, как изготовленными своими руками, так и изготовленными промышленным способом, рассказывали о значении данных игр для развития ребёнка, проводили собрания «Творческой мастерской» вместе с детьми, где родители играли в дидактические игры вместе со своими детьми.

         Второй этап работы «Творческой мастерской» был направлен на активизацию родителей, им предлагалось самим придумать игры, направленные на сенсорное развитие детей, ознакомление их с формой, цветом, размером.

          Третьим этапом работы стал сбор бросового материала (пластиковые бутылочки разных форм и цветов, шнуры, верёвки, шарики, коробочки и т.д.) для изготовления разработанных родителями игр и их изготовление. В работе нашей «Творческой мастерской» принимали активное участие не только мамы и папы, но и бабушки воспитанников.

     Результатом нашей работы стали следующие игры:

    Д/и «Веселые гномы»

    Цель: Обучать детей классифицировать предметы по  цвету, форме.

    Материал: вырезанные из картона и обклеенные самоклейкой фигуры гномов в разноцветной одежде, домики, воздушные шары (круглой и овальной формы), цветы, грибы, собачки, котята, геометрические формы (квадрат, прямоугольник, круг) всех цветов радуги.

    Ход игры

     На столе или фланелеграфе выкладывается фигура гнома.

    Задание 1. Построить дом для гнома по цвету. Дети из двух заданных должны выбрать дом по цвету гнома.

    Задание 2. Найди друзей для гнома (кошка, собака). Дети из двух заданных должны выбрать кошку и собаку по цвету гнома и домика.

    Задание 3. Собрать грибы и сорвать цветы гномику. Дети из двух заданных должны выбрать гриб и цветок по цвету гномика, домика, кошки и собаки.

    Задание 4. Подарить воздушные шарики гномику на праздник. Дети выбирают шарики по цвету, форме и дарят гномику.

    Задание 5. Построить для гнома из геометрических фигур машину. Дети выбирают формы по цвету и строят машину.

    Задания усложняются за счет количества гномов. Дети выполняют задания совместно со взрослым.

    Д/и «Укрась елочку»

    Цель: обучать детей подбирать фигуры по цвету, выкладывать на плоскости согласно образцу и словесному обозначению.

    Материал: Вырезанные из картона и обклеенные самоклейкой елочки, геометрические формы (круг, квадрат, овал, звездочка).

    Ход игры

    На столе выкладываются елочки.

    Задание 1. Выложить по образцу геометрические формы на елочку.

    Задание 2. Выложить геометрические формы на елочку по словесному обозначению. Дети выбирают геометрические формы и украшают елочку.

    Д/и «Букет для мамы»

    Цель: Обучать детей располагать однородные предметы определенного цвета по показу и словесному обозначению, опираясь на слова «такой же», «не такой», «разные».

    Материал: вазочки четырех цветов (красный синий, желтый, зеленый). Вырезанные из картона и обклеенные самоклейкой цветы на стебельках из трубочек для коктеля.

    Ход игры

    На стол выставляется вазочка.

    Задание 1. Собрать букет определенного цвета. Дети должны правильно выбрать цветы из двух заданных, собрать букет и выложить их в вазу.

    Задание 2. Собрать два букета по цвету. Дети собирают букеты, сопоставляют их с цветом вазы и выкладывают их в вазочки.

    Задания усложняются за счет добавления количества ваз и  цветов.

    Д/и «Наряди куколку»

    Цель: Учить выбирать предметы ориентируясь на форму и цвет, развивать зрительную память и воображение.

    Материал: Вырезанные из картона и обклеенные самоклейкой куколки четырех цветов и более. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, звездочки, треугольник).

    Ход игры

    На столе выкладывается куколка определенного цвета.

    Задание 1. Украсить платье куколки определенной формой, одинаковой по цвету из двух заданных. Дети выбирают кружочки красного цвета и выкладывают их равномерно на платье.

    Задания усложняются за счет количества куколок, выбора форм и цвета.

    Дидактические игры сделанные совместно руками родителей и педагогов хорошо используются как на занятиях, так и во время свободной деятельности детей. Эти игры стали замечательным подспорьем для наших родителей, которые готовы исполнить свою святую обязанность перед ребенком и открыть для него мир знаний. А это играть и заниматься в домашних условиях, правильно организуя деятельность ребенка раннего возраста делая ее систематичной и разносторонней.    

    Я считаю, что познакомившись с дидактическими играми для малышей и изготовив их самостоятельно родители  лучше понимают:

    1. Какие дидактические игры используются в группе.
    2. Для развития каких навыков используется та или иная игра.
    3. Из какого материала и как выполнена игра (в случае если игры изготовлены своими руками).
    4. Как играть в неё с ребёнком дома.

       Такая форма работы с родителями дает положительные результаты. Родители активно начинают принимать участие  в сборе материала и изготовлении новой игры. Если игра интересная, проста в исполнении и полезна для всестороннего развития, большой процент родителей готовят дома такие игры самостоятельно. Затем делятся с нами впечатлениями, обращая внимание на характерные черты своего ребенка при манипуляции с тем или иным предметом.

        Мой опыт работы в группе раннего возраста показал, что игры изготовленные вручную несут доброту и тепло, поэтому малыши очень любят заниматься с ними и процесс усвоение материала идет значительно быстрее.

    Проведя анкетирование, любопытно было узнать, как сами родители оценивают результаты совместной работы с ДОУ.

    Большинству  родителей нравится возможность получить полезные советы, рекомендации по приобретению или изготовлению той или иной дидактической игры, а так же наглядно увидеть плюсы и минусы в развитии своего ребенка.

        Очень много в работе «Творческой мастерской» зависит от родителей, в том числе от их творческого подхода.

    Мне очень хочется думать, что познакомившись с творческими играми и попробовав играть в них со своими малышами, сами мамы и папы, в зависимости от своих склонностей или знаний, дополнят имеющиеся задания новыми, придумают новые варианты игр, способствующие развитию личности своего ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности детей и родителей к Дню народного единства Игра-викторина «Мы - патриоты»

    Игра-викторина "Мы - патриоты" - совместное мероприятие с родителями к Дню народного единства....

    Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

    Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО.

    Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям лич...

    Конспект совместной деятельности детей и родителей к Дню народного единства Игра-викторина «Мы - патриоты» Возраст детей 6-7 лет

    Конспект совместной деятельности детей и родителей к Дню народного единстваИгра-викторина «Мы - патриоты»Возраст детей 6-7 лет Цель: формирование у детей представления о празднике &la...