Детские страхи
консультация по теме

Тельнова Светлана Анатольевна

Советы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strahi.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи

 08.11.2007  

Детские страхи можно разделить на две большие группы «врожденные» и «приобретенные».

Врождённые детские страхи

1-3 года – страх неожиданных резких звуков, одиночества, потери эмоционального контакта с мамой, боли, уколов. В этот период детям начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием.

 3-5 лет – страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Сказочные персонажи, раньше пугавшие только во сне, теперь могут беспокоить ребенка и днем.

 5-7 лет – страх перед чертями или другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте - страха смерти (своей и родителей).

 7-11 лет – ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, оказаться тем, кого не любят и не ценят родители, учителя, сверстники. Из этого глобального страха вытекает множество маленьких: страх сделать ошибку, боязнь опоздать на урок и т. п. Кроме этого детям указанного возраста свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий. Это возраст детских страшилок и леденящих душу рассказов, которыми ребята с удовольствием пугают друг друга.

Приобретённые детские страхи могут возникать по разным причинам:

1) Как следствие событий, реально произошедших с ребёнком, например, если его облаяла собака, он застрял в лифте, упал с качелей или ему поставили болезненный укол.

2) В результате запугивания родителями, которые говорят ребёнку, что отдадут его чужой тёте, дяде милиционеру или Бабе-Яге, если он будет плохо себя вести.

3) В том случае, если родители предъявляют слишком чрезмерные требования к ребёнку.

4) По наследству от тревожных родителей, которые часто ведут беседы о болезнях, несчастьях, и которые склонны чрезмерно опекать ребёнка, т. к. сами всего боятся.

5) Из-за не подходящей по возрасту информации, которую ребёнок может получить из фильмов, книг, телепрограмм или непосредственно из жизни, например, став свидетелем драки, пожара.

Как же бороться со страхами?

Игра и её аналоги типа рисования, лепки, фантазирования дают ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания.

Месяца полтора назад мы гуляли с 2-летним сыном поздно вечером, когда уже стемнело. Вдруг в нескольких метрах от нас залаяла собака. Сын очень испугался. После этого он даже дома, услышав лай собаки, стал проситься на ручки. Вот какие способы борьбы со страхом мы испробовали:

1) На примере разных сказок объясняли, что собака не злая, она просто хорошо выполняет свою работу – сторожит дом.

2) Представляли, что наша большая плюшевая собака – злая, играли в «ляпки», вначале сын догонял собаку, потом наоборот.

3) Представляли, что сын стал злой собакой, и ему под силу прогнать любую другую злую собаку. А когда мы чесали его за ушком или давали косточку, он сразу превращался в добрую собаку.

4) Играли с домофоном, как будто к нам в гости пришла злая собака, а мы её не пускаем до тех пор, пока она не сменит «гнев на милость».

4) Дружно лаяли всей семьёй, показывая, что собаки не злятся, а просто разговаривают между собой.

5) Рисовали собак.

6) Лепили собак.

7) Кормили собак.

8) Пели песни «Собака бывает кусачей», «Человек собаке друг» и «Пропала собака по кличке Дружок».

Сейчас собачий лай и упоминание о злой собаке не пугает сына, скорее, он воспринимает это, как приглашение к игре. Здесь нужно уточнить, что приобретённые страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Но хочется верить, что и наша заслуга в этом есть.

 

Поделиться

0                  

Ссылка на статью | Отправить на e-mail


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...