Советы родителям: "Как воспитывать детей, опираясь на психологические типы личности"
консультация (младшая группа) по теме

Ермолина Анастасия Игоревна

Не секрет, что все люди делятся на четыре психологических типа личности. А к какому же психотипу относится ваш ребенок? И как с ним общаться не навредив карапузу. Все это и многое другое вы узнаете из моей статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sangviniki.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

В этой статье мы поговорим о самом уравновешенном из темпераментов - сангвиническом. Если ваш малыш представляет собой дружелюбное улыбчивое "солнышко", то, скорее всего, ваш ребенок - сангвиник. С такими детьми легко, они жизнерадостны, общительны, любознательны, часто просто заражают окружающих позитивом. У сангвиников уравновешенная, сильная, подвижная нервная система и высокая скорость реакции. Ребенок-сангвиник обычно вырастает в оптимистичного и уверенного в себе взрослого.

Сангвиникам свойственны активность, богатство движений и мимики, впечатлительность и эмоциональность. Они легко сходятся с людьми и хорошо их понимают и не предъявляют к окружающим слишком высоких требований. Дети-сангвиники довольно легко становятся лидерами среди своих сверстников, хотя не стремятся к власти.

Казалось бы, это просто идеальный темперамент! Но и у него есть свои особенности - ребенок-сангвиник отличается непостоянством и неустойчивостью интересов. Дети-сангвиники обычно дружелюбны со всеми окружающими, но им не очень свойственно постоянство в отношениях. Именно на эти стороны темперамента следует обратить особое внимание родителям при воспитании маленького сангвиника. Не надо корить за эти черты ребенка - они являются врожденными особенностями его нервной системы, лучше постарайтесь скорректировать их.

При том, что с вашим малышом, скорее всего легко и вам, и окружающим людям, вы можете допустить ошибку, не уделив специально внимания развитию постоянства интересов и постоянства в выполнении дел, а также постоянства во взаимоотношениях. А за постоянными дружелюбием и веселостью вы можете случайно проглядеть наличие внутренних проблем - ведь ребенок-сангвиник зачастую скрывает свои подлинные чувства от окружающих.

Помогите своему сыну или дочери-сангвинику научиться концентрироваться на работе и доводить ее до конца. Если ребенок будет без конца менять свои занятия, то эта привычка может превратиться уже в свойство характера. Поэтому помните, что ребенку-сангвинику нужен постоянный доброжелательный контроль, напоминание, подсказка. Помогите ему сформировать полезные привычки. Приучайте малыша с детства к тому, что дела нужно выполнять одно за другим, по очереди.

Для того, чтобы избежать небрежного, поверхностного выполнения заданий, обратите внимание ребенка на то, насколько качественно он выполнил работу, не поленитесь переделать то, что он сделал неудачно, вместе с ним заново. Кроме того, чаще хвалите его за проявления аккуратности и серьезности. Если вы поможете малышу в этом с детства, то он научится последовательно и качественно выполнять дела, а также замечать и исправлять свои ошибки, а врожденные энергия и работоспособность будут способствовать достижению ребенком-сангвиником успеха в жизни.

Учите ребенка сосредотачиваться на выполняемой работе. В этом вам помогут такие занятия, как рукоделие, собирание конструкторов, пазлов, рисование. И не поддерживайте стремление ребенка к частой сменен деятельности. А еще не забудьте, что сангвиник от природы подвижен, поэтому ему не помешают занятия спортом, хотя он не будет стремиться стать чемпионом.

Зато, если ваш ребенок - сангвиник, то его энергичный, живой, общительный характер во многом будут помогать. Поэтому опирайтесь на эти свойства его темперамента в воспитании и поощряйте именно их. С самого детства воспитывайте у малыша устойчивые привязанности и интересы, учите быть постоянным в дружбе и внимательно относиться к ровесникам, различать оттенки чувств и отношений.

К знаменитым сангвиникам относились Александр Дюма, Наполеон, Бомарше. А еще - знакомый всем Винни-Пух.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Александр Дюма Бомарше Наполеон Винни-Пух, Буратино

4. Спокойный ребенок (сангвиник).

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента – основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Малыш-сангвиник – улыбчивый и открытый ребенок. Уже с самого рождения от него разит позитивом. Ваши родные смогут заметить, что после общения с малышом у них всегда улучшается настроение. Сангвиники буквально заражают добротой и любовью. Они ладят со всеми, легко засыпают и также легко просыпаются. Родителям таких деток можно только позавидовать – сангвиники не умеют долго злиться и быстро переключают свое внимание с одной интересной вещи на другую. Его интересует абсолютно все, с самим собой ему не скучно, однако именно сангвиники могут «заиграться», «увлечься», «перетрудиться». Таких малышей нужно приучать к терпению, иначе их оптимизм может перерасти в легкомыслие.

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

- если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;

- если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

- не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Рекомендации:

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

http://vospitanie.babys--babys.ru/index.php?nma=catalog&fla=stat&cat_id=6&nums=70

Тип «флегматик»

 Человека с таким типом темперамента можно охарактеризовать как спокойного, уравновешенного, терпеливого, его сложно вывести из равновесия, весьма работоспособен.

К отрицательным чертам можно отнести медлительность в принятии решений, упрямство, отсутствие инициативы.

 Ребенок, обладающий таким темпераментом, отличается упрямством, медлительностью. В эмоциональном плане ребенок очень впечатлительный.

Своих целей такие дети добиваются с завидным упорством, если они задумали построить из конструктора быстровозводимые здания, то доделает это до конца. Свое мнение будет отстаивать до конца. Своим родным и друзьям малыш верен до конца. Не любит неоправданный риск. Обладает маловыразительной мимикой и жестикуляцией.

Чтобы усыпить ребенка-флегматика, требуется немного времени, а вот чтобы его поднять утром, придется приложить некоторые усилия.

 Обучить чему-либо такого ребенка достаточно сложно, придется затратить столько усилий, сколько и на создание сайта. Но зато полученные знания закрепляются в его сознание надолго. И переучить его потом практически невозможно.

К новому коллективу карапуз будет привыкать долго, он не любит никаких перемен.

Чтобы воспитать ребенка-флегматика, нужно учитывать следующее:

Самое главное правило – никогда не торопите малыша, он все равно ничего не сможет сделать по времени. Он сам рассчитает необходимый ему темп.

 Никогда не называйте ребенка «копушей», особенно при посторонних.

Ни заставляйте его делать что-либо на скорость, не подгоняйте.

Такие дети нуждаются в одобрении своих действий, хвалите и поощряйте малыша.

 Старайтесь побольше играть в подвижные игры, потому флегматики малоподвижны. Так же лучше выбирать занятия, где требуются скорость и внимательность.

Когда даете поручение такому ребенку, нужно строго определить последовательность действий. Тогда задание будет выполнено четко и педантично.

Поощряйте развитие любознательности, учите не скрывать свои чувства и эмоции. Моделируйте такие ситуации, чтобы ребенок мог проявить инициативу.

Учите ребенка общаться с другими детьми. Чем больше он будет проводить времени со сверстниками, тем быстрее научиться строить отношения с окружающим миром.

http://www.vipskrip.ru/?p=3417

Если ваш ребенок - холерик, то вы заметите это с первых месяцев его жизни - он будет интенсивно крутить ручками и ножками, все время выбиваться из пеленок, с трудом засыпать и быстро просыпаться. Холерический темперамент - это темперамент возбудимый. У холерика бурные реакции, он необуздан, вспыльчив, импульсивен, нетерпелив и несдержан. Родителям с таким непоседой нелегко. Кроме того, он обычно излишне самостоятелен - из-за этого у мамы и папы тоже возникают проблемы в воспитании такого малыша. Ребенок-холерик заражается своими желаниями, поскольку при холерическом темпераменте реактивность преобладает над активностью. Но зато у такого ребенка более высокая устойчивость интересов и стремлений, чем у сангвиника.

Ребенок-холерик всегда активен и подвижен, а порой может быть и вспыльчивым. Он часто самоуверен и быстро принимает решения, не прислушиваясь к мнению других (поэтому его решения часто бывают необдуманными). Ребенок с холерическим темпераментом решителен и настойчив, но никогда не знаешь, что от него можно ждать в следующую минуту. Да и то, как он поведет себя в новой обстановке, тоже трудно предугадать.

Крикуны и драчуны - это обычно именно холерики. Но родителям нужно помнить, что это - врожденные особенности нервной системы, тип темперамента, которым одарила их сына или дочь природа. А врожденный темперамент не переделаешь, поэтому оставьте мысль превратить своего шумного малыша в тихоню, который может подолгу сидеть на одном месте. Лучше помочь ребенку-холерику справиться со свойствами его темперамента.

Ребенок-холерик отличается особенной потребностью в активных движениях. Да и играть в быстрые, стремительные, подвижные игры такие дети любят. Поэтому не ограничивайте своего ребенка в движениях, лучше направляйте характер его активности. С детства учите его таким движениям, которые требуют точности, сдержанности, сосредоточенности.

Помните, что ваш ребенок неповторим, и в этом - его прелесть. Активность - это его природа, а переделать заложенное природой невозможно.У других детей может быть совсем другой темперамент, поэтому не сравнивайте маленького холерика с другими, более спокойными детьми. А окрики, угрозы и тем более шлепки только усилят возбуждение и напряжение ребенка. Лучше организуйте жизнь своего ребенка-холерика так, чтобы его активность находила разумный выход. Таким детям очень полезен спорт - кроме того, что он дает естественный выход природной энергии, в спорте ребенок найдет применение и своему стремлению быть первым. А разговаривать с ним надо спокойно, но требовательно, так вы добьетесь лучших результатов, чем при постоянном одергивании и окриках.

Помните, что ребенок-холерик легко возбудим. Поэтому он нуждается в особом, щадящем режиме. Оградите его от всего, что возбуждает его нервную систему, особенно ближе ко времени отхода ко сну. Легко возбудимым детям очень полезно все, что развивает сосредоточенность, сообразительность и собранность. Для этого используйте спокойные настольные игры, оригами, конструирование, рисование, вышивание - но важно, чтобы это занятие нравилось ребенку и увлекало его, но требовало времени и сил - а, значит, и усидчивости.

Ребенок с холерическим темпераментом общителен, но из-за врожденных особенностей - вспыльчивости и стремления к лидерству - очень легко может поссориться с окружающими. Из-за этой особенности темперамента особенно важно научить его поддерживать отношения в коллективе и с детьми по отдельности. Учите его говорить спокойно и не глотать слова, считаться с желаниями друзей, не лезть вперед, уступать, ждать своей очереди. Здесь вам придется потрудиться - маленькому холерику все это с трудом дается. Научите его понимать, что важно не только принимать самостоятельное решение, но и выслушивать других людей, договариваться со сверстниками.

Что еще можно посоветовать родителям маленького холерика? Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры, чтобы использовать врожденную энергию ребенка. Предложите ему заняться плаванием, прыжками на батуте, катанием на велосипеде, роликах, скейте, ритмичные танцы - все эти занятия ему очень подойдут. Научите сына или дочь спокойно воспринимать поражение в играх или соревнованиях, вместе с ним подумайте о причине проигрыша и о том, что неплохо и подумать прежде, чем что-либо сделать.

Помните, что ребенок-холерик нуждается в большом жизненном пространстве, поэтому почаще выезжайте с ним на природу, играйте в парке, выезжайте в лес - не запирайте его в тесном пространстве комнаты.

Читайте вместе с ребенком книги о приключениях и подвигах, где воля и терпение помогают герою победить. Это его научит понимать важность настойчивости и терпения в жизни (ведь этих качеств маленькому холерику в жизни не очень хватает).

Если ребенок устал и раскапризничался, предложите ему игры (а если он уже большой - упражнения) на расслабление. Например, малыш может поиграть в тихо летящее по небу облачко, или в плывущий по океану кораблик.

http://vospitanie.babys--babys.ru/index.php?nma=catalog&fla=stat&cat_id=6&page=1&nums=71

Дети меланхолики иногда грустят и тихо плачут. Но, в общем, меланхолики не доставляют родителям больших беспокойств. Например, если бабушка оставит  внучку дома, а сама отпра­вится на рынок, то по возвращении застанет внучку-меланхолика там же, разглядывающей кни­гу с красивыми иллюстрациями, или играющей с куклой.

Бывают, хотя и редко, такие спокойные меланхоличные дети, которые не доставляют больших беспокойств своим родителям, не отличаются бурной внешней активностью. Зато внутренний – эмоциональный – мир  детей меланхоликов очень богат и красочен. Именно меланхолики бо­лее всего способны к состраданию, сопереживанию. Вырастая, ребенок меланхолик станет именно той, кому станут доверять свои тайны подружки, у кого будут искать участия и понима­ния.

Положительные черты ребенка меланхолика: высокая чувствительность, сердечность, способность к сочувствию, доброжелательность, в привычной обстановке — исполнительный работник, мягкость, тонкая восприимчивость.

Отрицательные черты ребенка меланхолика: легко раним и застенчив, неуверен в себе, мнительность, замкнутость, пониженная активность, низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях).

Меланхолик — это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность — одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша-меланхолика. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная  неустойчивость отнюдь не каприз.  Ребенок меланхолик ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить — и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть «в тени». Меланхолики часто «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

Такой малыш-меланхолик опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

Ребенок-меланхолик очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, с трудом просыпается, трудно переходит от одного вида деятельности к другому.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-МЕЛАНХОЛИКА

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать «НЕ НАВРЕДИ».

2. В общении с ребёнком-меланхоликом и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики — не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте меланхолика.

3. Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.

4. Чаще хвалите ребенка-меланхолика и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.

5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

6. Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

7. Никогда не делайте своему ребёнку-меланхолику замечания на людях — это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

8. В общении со своим  меланхоличным ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.

9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов — не перегружайте ребенка-меланхолика развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.

10. Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

11. Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.

12. Избегайте в общении с ребёнком-меланхоликом приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.

13. Развивайте самостоятельность, давая ребёнку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, ободряйте тёплым словом.

14. Проявляйте терпение в развитии активности и смелости ребенка-меланхолика.

15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

16. Развивайте общительность своего ребёнка-меланхолика.

17. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребёнком его чувства. За страхи не высмеивайте.

19. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность (учеба, работа). Его не тяготит даже монотонная работа.

20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

http://malush.dp.ua/?p=2575


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как воспитывать детей с разными группами крови ."

Методы и приемы позволяющие эфективно воспитывать  детей с разными группами крови ....

Консультация для родителей "как воспитывать детей без наказаний"

Как воспитывать детей без наказаний«Можно ли воспитывать детей без наказаний?», «Надо ли наказывать детей, если да, то за что и как?», «Почему дети ведут себя плохо?». Каждый родитель рано или п...

Напоминание родителям: "Как воспитывать детей без физического наказания?"

Знаете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей ин...

Консультация для родителей "Как воспитывать детей"

Рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. Именно от него зависит общее развитие ребёнка....

Консультация для родителей на тему: «ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

«ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» Сказка, неизменный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Сказка является необходимым средством в постижении ребёнком...

Советы родителям по воспитанию детей с разными типами нервной системы

Темперамент - это проявление природного начала в каждом из нас....

Консультация и анкета для родителей "Визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия"

Чтобы находить индивидуальный подход к каждому ребенку, нужно определить с помощью анкеты, знать и учитывать тип восприятия вашего ребенка. ...