Консультация и анкета для родителей "Визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия"
консультация

Голубенко Светлана Васильевна

Чтобы находить индивидуальный подход к каждому ребенку, нужно определить с помощью анкеты, знать и учитывать тип восприятия вашего ребенка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Визуал, аудиал, кинестетик. Как воспитывать детей с учетом их типа восприятия»

Педагог-психолог Голубенко С.В.

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска

Чтобы Вы - родители находили индивидуальный подход к каждому ребенку, нужно знать и помнить о трех типах восприятия. В конце текста есть анкета, которая поможет определить, к какому типу относится Ваш ребенок: визуал он, аудиал или кинестетик, и учитывать тип восприятия ребенка. Аудиалы, визуалы и кинестетики разными способами получают знания, взаимодействуют с окружающими, по-разному видят мир, ведут себя, думают, запоминают. Так, если ведущий канал восприятия ребенка – слух, то зрение и тактильные ощущения для него вторичны. Это нужно учитывать при общении и во время занятий с ним.

 Совет: Развивайте дополнительные каналы восприятия, чтобы разгрузить ведущие, снизить утомляемость, повысить познавательную и творческую активность.

Как учитывать особенности визуала.

Речь визуалов наполнена словами и фразами типа: «Посмотрите», «Вы видели?», «Красивый», «Яркий», «Красный». Они быстро говорят и обрабатывают информацию. Смотрите им в глаза и говорите на их языке: «Я вижу / смотрю, что делаешь», «Я смотрю на тебя…». Соблюдайте дистанцию, чтобы визуал мог видеть вас с головы до ног.

Следите за своим внешним видом. Ребенок-визуал обращает внимание на чистоту, стиль, красоту, аккуратность в одежде, приветливое выражение лица. Помогайте ему выглядеть аккуратно: для него это важно.

Показывайте и давайте зарисовать. Используйте дома иллюстрации, цветные карандаши, доску для рисования, достаточное количество бумаги, тетрадей для письма и рисования и другое. Лучше один раз показать, чем много раз объяснить. То, что визуал воспримет на слух, без зрительного подкрепления, он не услышит или быстро забудет. Станет много раз переспрашивать, что сделать.

Создайте для визуала возможность всегда чертить, рисовать, писать. Если на некоторое время у него отсутствующий взгляд, то это не значит, что он не слушает. Как раз в этот момент, скорее всего, идет напряженная умственная работа. Не стоит ее прерывать.

Обозначьте понятную цель любого действия. Визуалы фантазируют, думают образами, картинками. Идеи иногда их захлестывают. Поэтому они возьмутся за дело, только когда знают, что будет в результате.

Обучайте визуалов основную задачу разбивать на промежуточные этапы, обращать внимание на детали. Это нужно делать, так как они торопятся выполнить задание, не дослушивают инструкцию до конца, часто не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности.

Соблюдайте личные границы. Иначе возможны вспышки гнева, истерики, агрессия. Личностное пространство визуала – до 1,5 м. Им необходимо время, чтобы привыкнуть к человеку и подпустить его ближе. Среди малознакомых людей могут держаться обособленно, хотя дома общительны и контактны. Не любят, когда к ним прикасаются без разрешения: обнимают, целуют, берут за руку или когда перекладывают или переставляют игрушки и вещи без спросу.

Обучайте визуалов коммуникативным навыкам. Учите ребенка общаться, в том числе с малознакомыми людьми, знать и соблюдать правила вежливого общения. В проблемных ситуациях подводите ребенка к правильному решению проблемы незаметно, чтобы он поверил, что принял это решение самостоятельно. Это поможет ему стать увереннее.

Как учитывать особенности аудиала.

Аудиалы часто употребляют слова и фразы типа: «Послушайте», «Слышишь», «Я вас слышу». Описывают ситуацию словами «шумно», «тихо», «громко». Когда вокруг тихо, начинают издавать звуки – мурлычут себе под нос, свистят, сами с собой разговаривают. Говорите им: «Я тебя слушаю», «Послушай», «Слышу тебя».

Старайтесь всегда говорить спокойным голосом. В разговоре для аудиалов важен тембр голоса и интонация. Неприятный звук: крик, резкий голос, а также критика, нравоучения, угрозы сильно влияют на эмоциональное состояние такого ребенка и способность учиться. При эмоциональном дискомфорте он может стать рассеянным, невнимательным, плаксивым. Обеспечьте дома психологический комфорт. Тогда аудиал будет психологически устойчивее, меньше склонен к стрессу.

Обучайте через восприятие на слух. Аудиалам нужно много рассказывать, обсуждать, объяснять, читать вслух книги. Чтобы аудиал запомнил стихотворение, выразительно и четко несколько раз прочитайте его, разъясните незнакомые слова, общий смысл.

Не отвлекайте аудиала от задания. Аудиал не может одновременно делать два дела: слушать и рисовать и др. Ему трудно переключать внимание. Не делайте замечаний в этот момент. При выполнении заданий такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой.

Давайте время обдумать ответ. Не торопите аудиалов. Они думают посредством внутренней речи. Мысленно проговаривают свои реплики и ответы собеседника, предполагают, какой у него будет голос, какая интонация. Поэтому реакция на вопрос, особенно неожиданный, у них может быть немного замедленной, отсроченной.

Не сбивайте ритм речи аудиалов. Для аудиала главное – ритм. Ритм внутренней речи – причина заторможенности, отсутствия реакции, долгого выполнения заданий. Ритм замедляется, если аудиал расстроен или чувствует отрицательный настрой со стороны взрослых.

Постепенно учите говорить сжато, передавать суть. Аудиалы очень любят общаться со взрослыми. Тема не так уж важна, главное – процесс. Они настоящие «почемучки», задают много вопросов. Такие дети любят рассказывать о событиях в деталях, подробно. Внимательно и терпеливо выслушивайте их.

Развивайте зрительное восприятие и мелкую моторику. Аудиалам тяжело даются письмо, рисование. Предлагайте им искать отличия на картинках, собирать разрезные картинки, пазлы, раскрашивать фигуры, прописи, лабиринты и др.

Соблюдайте режим дня. Правильный режим учитывает возрастные возможности ребенка. Он укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешную деятельность, предохраняет от переутомления. Это важно и для детей других типов.

Как учитывать особенности кинестетика.

Совет: Учитывайте, что кинестетики в дошкольном возрасте сильно копируют родителей и особенно привязаны к маме.

Кинестетики говорят о чувствах, ощущениях, эмоциях, мыслях: «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко», «я не понимаю», «мне трудно/тяжело», «я чувствую, что…», «я ощущаю, как…». В речи много качественных прилагательных. Если визуал опишет игрушку: «красивая, большая», то кинестетик – «мягкая, пушистая».

Ласково прикасайтесь, чтобы поддержать. Обнимайте ребенка, похлопывайте по спине. Личностное пространство кинестетика – вблизи тела. Ему необходимо касаться собеседника. В подкрепление похвале лучше погладить, поцеловать, обнять. При необходимости успокоить – просто положите руку на плечо ребенку.

Обучайте посредством тактильных ощущений. Кинестетик хорошо усваивает информацию, когда может ее «пощупать». Запомнит буквы, если вылепит их из пластилина, вырежет из картона. Сопровождайте обучение практикой: потрогать, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, попробовать на вкус. Если кинестетик будет только слушать или смотреть, то не воспримет и половины информации. Кинестетики при обучении часто не смотрят в глаза взрослому: их глаза опущены вниз. Так им легче учиться и сразу действовать.

Детально объясняйте задачу. Разложите все по полочкам, объясните этапы, говорите несложно и медленно. Жестикулируйте, используйте прикосновения.

Контролируйте. Не стоит рассчитывать, что кинестетик додумается до решения сам. Такие дети стремятся выделить и проанализировать детали, частности, нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

Не торопите и не ругайте. Дайте возможность довести мысль до конца, не перебивайте наводящими вопросами. Не пытайтесь ускорить, не говорите: «Все ясно, дальше!» Это бессмысленно – ребенок начнет «зависать», остановится и начнет сначала или замолчит, обидевшись. Дайте кинестетику время, чтобы спокойно обработать информацию. Ему сложно восстанавливать нить разговора. Рассказывать такой ребенок будет обстоятельно, со всеми деталями. Буквально расставит все по полочкам. Так он упорядочивает впечатления.

Приучайте доводить начатое до конца. Также учите делать все старательно, аккуратно. Внимание кинестетиков всегда приковано к передвигающимся объектам, поэтому им трудно концентрироваться, их легко отвлечь.

Обеспечивайте безопасное пространство. Кинестетик – ребенок действия, ему необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать. Иногда кажется, что именно рядом с ним все падает, ломается, разбивается, рвется. Кинестетики не всегда подвижные дети, но их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Если визуал сначала изучит инструкцию, разберется, то кинестетик сразу действует. Поэтому его игрушки недолговечны.

Не вынуждайте долго сидеть. Неподвижность для кинестетика – серьезное испытание. Дайте возможность походить, подвигаться. Таким детям необходимы игры на свежем воздухе с полноценной физической нагрузкой. Поощряйте ребенка гулять, прыгать, вращаться на карусели, двигаться с разной интенсивностью и в разном темпе.

Приучайте к порядку, но не наказывайте. Кинестетики могут играть и заниматься в окружении беспорядка, в котором чувствуют себя комфортно. В их шкафу, за столом, в игрушках часто рабочий беспорядок. Целенаправленно приучайте их к порядку, но не требуйте идеальной чистоты. Они не в состоянии выполнить такое требование. Неудачи приведут к ощущению стойкой неуспешности и к нежеланию помогать вообще.

Обучайте их навыкам самоконтроля. Кинестетики очень эмоциональны, бурно реагируют на неудачи, запреты. Чувства выражают мимикой, реагируют действиями. Могут бросить что-то, ударить, хлопнуть дверью, выбежать из комнаты. Поэтому нужно мягко учить их контролировать себя.

Анкета «Какой тип восприятия у ребенка ведущий»

Отметьте качества, которые характерны для ребенка в повседневной деятельности. Подсчитайте количество отмеченных утверждений в каждой из трех групп. Наибольшее количество укажет на ведущий канал восприятия. Если получилось практически одинаковое число, то у ребенка смешанный тип восприятия.

Тип

Утверждение

Отметка

Визуал

В своей речи выбирает слова, обозначающие то, что можно увидеть

(цвет, форму, величину: красиво, ярко, большой, высокий и т. д.). Использует глаголы со значением «видеть»: Посмотрите, что у меня получилось… Я хочу показать вам... Видите, что я вам показываю?

Письменные задания (прописи, рисунки и т. п.) выполняет аккуратно,

старательно, стремится все доделывать до конца.

Любит игры с четко установленными правилами.

Медленно привыкает к новой ситуации, долго привыкает к новым людям.

В общении со сверстниками сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру).

Может спокойно подолгу играть один.

Общаясь с другими людьми, держится на расстоянии, старается избегать

лишних прикосновений (не любит, когда его гладят, обнимают, трогают без

его желания, особенно посторонние люди).

Любит порядок в вещах (например, сразу заметит, если трогали его

вещи, и будет очень этим недоволен).

Предпочитает рассматривать сам книжки, чем слушать, когда ему читают.

Очень разборчив в еде и одежде. Ему важно, во что он одет и как выглядит (предпочитает сам выбирать цвет одежды, фасон и т. п.)

Довольно аккуратен для своего возраста (например, не полезет в лужу,

потому что ботинки будут грязными, некрасивыми).

Говорит быстро. Речь образная, в разговоре рисует «живые картины»

перед собеседником.

Аудиал

Рассказывая о чем-либо, выбирает слова, обозначающие звуки: шумно,

громко, тихо и т. д. В разговоре употребляет слова: «Я вам говорю… Послушайте меня… Вы слышите… Я вас не/слышу».

Говорит ровно, размеренно. Речь образная, живая.

Легко вступает в беседу со взрослыми

Во время деятельности часто шевелит губами и разговаривает сам с собой.

Очень многословен в выражении своих чувств.

Любит рассказывать подробно всю последовательность событий

до мельчайших деталей.

 Без труда запоминает услышанное.

Очень разговорчивый. Для него важно вдоволь наговориться (особенно

это заметно после долгого вынужденного молчания).

Любит придумывать и организовывать игры, распределяет роли,

но не любит подвижные игры.

Чаще спокоен, ссоры и конфликты сам никогда не начинает, старается

не поднимать крика и не повышать голос.

Не может спать или заниматься в шумном помещении.

Когда волнуется или боится, то вздрагивает от каждого звука. Болезненно реагирует на крик, чувствителен к резким и громким звукам.

Кинестетик

В разговоре делает упор на то, что он почувствовал или подумал в тот

или иной момент, внутренним переживаниям (я переживаю, я чувствую,

мне было плохо, я расстроился, мне не/понравилось и т. д.). Использует

множество эпитетов на ощущение: «тепло-холодно», «жестко-мягко»,

«легко-тяжело», «приятно», «не/удобно».

Любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой.

Во время занятий ему трудно сосредоточиться, он отвлекается по любому поводу.

Во время общения старается встать поближе к собеседнику, прикоснуться к нему.

Очень энергичный, не может ходить спокойно, во время движения прыгает, бегает и скачет.

Может играть и заниматься в окружении полнейшего беспорядка, в котором чувствует себя довольно комфортно. В его вещах (в шкафу, за столом,

в игрушках и т. д.) часто «рабочий беспорядок».

Любит телесный и эмоциональный комфорт (чтобы его погладили, обняли, любит тепло, комфорт и т. п.).

Во время разговора совершает множество движений и жестов (стремится изобразить события, вместо того чтобы рассказать о них).

Не придает большого значения своему внешнему виду (например, ребенок не будет особо переживать по поводу мятой или испачканной одежды,

лишь бы ему было удобно и привычно в ней). Ему нравятся теплые, мягкие

вещи.

Эмоциональный, переживательный, легко обижается, может бурно

реагировать на замечания.

Если нужно что-то найти, то будет долго копаться, перебирая все вещи

не спеша.

Если ему приходится долго сидеть, то становится беспокойным и невнимательным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям: "Как воспитывать детей, опираясь на психологические типы личности"

Не секрет, что все люди делятся на четыре психологических типа личности. А к какому же психотипу относится ваш ребенок? И как с ним общаться не навредив карапузу. Все это и многое другое вы узнаете из...

«Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик?»

Консультация для родителей о типе детей по восприятию окружающей действительности....

Анкета для родителей "Умеете ли вы воспитывать детей?"

Анкета для родителей "Умеете ли вы воспитывать детей?"...

"Визуал, аудиал, кинестетик"

Мини-лекция для педагогов....

Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик?

Особенности. правила обучения и воспитания....