Консультации родителям детей 2-3 лет
консультация (младшая группа) по теме

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

 

     Мы не знаем, насколько осведомлен был в вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское стихотворение отражает психологическую реальность развития ребенка.

     Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в детском опыте.

     Наш опыт общения с современными родителями говорит о сформировавшейся, видимо, как следствие глобальных процессов демократизации общества тенденции к свободному воспитанию, которое понимается как минимум границ и запретов, выставляемых ребенку. В действительности дело с границами и запретами обстоит тоньше и глубже, нежели просто наличие единственно верного ответа — все разрешать или все запрещать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...

     Мы не знаем, насколько осведомлен был в вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское стихотворение отражает психологическую реальность развития ребенка.

     Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в детском опыте.

     Наш опыт общения с современными родителями говорит о сформировавшейся, видимо, как следствие глобальных процессов демократизации общества тенденции к свободному воспитанию, которое понимается как минимум границ и запретов, выставляемых ребенку. В действительности дело с границами и запретами обстоит тоньше и глубже, нежели просто наличие единственно верного ответа — все разрешать или все запрещать.

     Выставление ребенку границ и норм допустимого поведения необходимо в первую очередь для него самого. Это помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем, делает окружение более стабильным и предсказуемым, а значит, более безопасным. Первые сигналы о границах допустимого поведения ребенок, естественно, получает от родителей, и повторяем, они необходимы ребенку. Ребенок, которому не известны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань дозволенного и допустимого. Чаще всего это приводит к нарушениям социальной приемлемости поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов. Особенно остро этот вопрос встает в школе, когда чаще всего и начинаются трудности.

     Вопрос только в количестве, обоснованности и форме, в которых ребенку обозначаются границы допустимого поведения и выносятся суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Как же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью? 

Здесь нужно помнить о следующих важных моментах:

     Во-первых, каждый раз взвесить принципиальность и важность того, что именно мы не разрешаем, что запрещаем, на что реагируем отрицательно. Ведь зачастую за нашими запретами стоит просто забота о собственном спокойствии и благополучии, чистоте и порядке, а не истинное желание обеспечить безопасность ребенка или желание воспитать в нем те или иные качества. Конечно, нам спокойнее, если малыш сидит в манеже и не пробует исследовать квартиру, но ведь это необходимый шаг, который очень важен для ребенка 2—3 лет. Мы чувствуем себя комфортно, если наш 13-летний подросток не ходит вечером гулять на улицу, он не свяжется с плохой компанией, мы знаем, что он дома, жив и здоров, но потом не стоит удивляться и переживать, если в 18 лет наш сын почему-то по-прежнему сидит дома, и у него нет друзей. Нам нравится, когда у ребенка в комнате порядок, наведения которого мы требуем железной рукой. Но нравится ли этот порядок владельцу комнаты, где он чувствует себя чужим, где на стенах картины, которые ему не нравятся, а фотографии любимых эстрадных певцов мама повесить не разрешает? Нам нравится, когда ребенок не спорит с нами, всегда соглашается с нашим мнением, и не высказывает собственного мнения, что могло бы внести диссонанс в наше семейное благополучие. Но тогда следует быть готовым к тому, что, став взрослее, сын также будет соглашаться со всеми, кто выше статусом, не сумеет отстоять собственное мнение и будет прятаться за нашу спину.

     Во-вторых, форма, в которой выставляются ограничения и запреты. С самого раннего возраста стоит объяснять и аргументировать ребенку, почему именно это нельзя или чем именно то или иное поведение плохо или вредно. Для ребенка это важно, так как служит знаком внимания к нему, потому что предполагает уважение к нему и признание его права выбирать.

     В-третьих, обозначая границы, запрещая недозволенное или наказывая за проступок, не забывайте выражать свое отношение к ребенку в целом. Наказан или осужден, может быть, поступок, но не личность в целом. Для ребенка это любовь и удивление тому, что такой хороший мальчик поступил так необдуманно, для подростка — уважение к его мнению и предоставление права выбора при описании последствий неразумных шагов. Но никогда запрет не должен основываться на доводе: «Так надо, потому что я так сказал, ты поймешь позже, сейчас делай, как велю».

     В-четвертых, последовательность и согласованность указаний и действий взрослых, которые окружают ребенка, — необходимое условие его нормального развития. Вот об этом следует поговорить немного подробнее в следующей консультации.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как уложить ребенка спать

Чтобы легко просыпаться утром, ребенок должен спать не меньше 10 часов, но уложить чадо в кроватку не всегда просто. На какие только ухищрения не идут дети! Например, можно застрять в ванной и чистить зубы так долго, как будто бы их два раза по тридцать два. Безотказно действует и внезапный "приступ голода"...

Чтобы покончить с этим, родителям нужно запомнить простые правила. Переход ко сну должен стать чередой приятных ритуалов, совершающихся в одно и то же время. Стакан теплого молока, добрая сказка, тихая музыка и мягкая игрушка помогут малышу быстрее заснуть.

После плохого сна мы просыпаемся в отвратительном настроении, весь день чувствуем себя вяло. И это мы, взрослые здоровые люди. Что говорить о детях? Доказывать, как важен сон ребенка - не нужно. Любая мама на своем опыте знает, что не выспавшийся ребенок может весь день капризничать, а после плохого сна ребенка сложно вернуть в нормальное эмоциональное состояние.

Вкусное снотворное 

Если ребенок никак не хочет засыпать по вечерам, то предлагаем вам накормить его специальной "снотворной" пищей на ужин. Вызывающий сон гормон - мелатонин - содержится в следующих продуктах:  цельнозерновом хлебе, цветной капусте, финиках и, вообще, во всех продуктах, богатых углеводами, витаминами группы В, магнием, незаменимыми жирными кислотами и аминокислотой триптофаном, из которой в головном мозге синтезируются "снотворные" вещества.

Пища с таким составом позволит триптофану быстро попасть в мозг и уже через полчаса заставит вашего малыша клевать носом. Рекомендуем следующие варианты:

- Цельнозерновой хлеб с латуком.
- Пюре из вареных картофеля и цветной капусты с небольшой добавкой масла из фундука или грецкого ореха.
- Ломтики бананов с измельченными финиками.
- Теплое молоко с печеньем.

Родителям нужно помнить, что белковая пища дает заряд бодрости, заряжает энергией, обладает стимулирующим действием; богатая углеводами еда, наоборот, расслабляющее действует на организм, снимает нервное напряжение, стресс и вызывает сонливость. Поэтому на завтрак детям лучше давать богатую белками пищу (мясная и рыбная пища, яйца, молочные продукты), а перед сном - углеводами (имеются ввиду полезные, сложные углеводы, которые содержатся в рисе, бобах, корнеплодах, бананах, цельнозерновом хлебе, кашах и макаронных изделиях).

Многочисленные исследования, посвященные сну, доказали, что наиболее благоприятное время для укладывания малыша спать - с 19.00 до 21.30 часов. Желательно не упускать этот момент, иначе можно столкнуться с большими трудностями. Наигравшись за день, малыш физически устает к вечеру. Если ребенок привык ложиться вовремя и родители помогают ему в этом, то он быстро уснет, а утром проснется полный сил и энергии.

Бывает, что физиологически организм малыша настроился на сон, а психологических условий для этого нет. Например, малыш не хочет расставаться с игрушками; или в гости кто-то пришел; или родителям некогда его уложить. В этих случаях ребенок оказывается обманут: если малыш вынужден бодрствовать, в то время когда ему необходимо спать, его организм начинает вырабатывать избыточный адреналин. Адреналин - это гормон, который необходим при столкновении с чрезвычайной ситуацией. У ребенка повышается артериальное давление, удары сердца ускоряются, малыш чувствует себя полным энергии, и сонливость исчезает. В таком состоянии ребенку очень сложно уснуть. Прежде чем он снова успокоится и заснет, пройдет примерно один час. Это время необходимо для сокращения адреналина в крови. Нарушая режим сна малыша, родители рискуют испортить механизмы регулирования, от которых зависит общее состояние малыша на следующий день. Вот почему так необходимо вечером предлагать более спокойные игры, которые постепенно переходят на детскую кроватку, и ребенок без проблем засыпает.

Итак, что же нужно для того, чтобы наш малыш хотел спать и засыпал с удовольствием?

Подготовка ко сну

Время для сна

Установите время укладывания спать: с 19.00 до 21.30 часов, в зависимости от возраста ребенка и семейных условий. Но это не должно быть чисто механическим действием. Желательно создать для малыша такие условия, чтобы он сам учился контролировать, когда он ложится спать. Например, можно сказать ребенку, что наступает вечер. Вечер - факт объективный, который не подлежит обсуждению. Родители могут купить специальный будильник, по которому малыш будет отсчитывать время для спокойных игр и время для засыпания. Например, можно сказать: "Дружок, видишь на часах уже восемь часов: что пора делать?"

Ритуал для засыпания

Это переходный момент от игры к вечерним процедурам. Главная задача этого момента - сделать укладывание спать долгожданным и любимым ритуалом для родителей и детей. Эти моменты очень сплачивают и укрепляют семью. Они запоминаются на всю жизнь. Когда ребенок в определенное время засыпает и спокойно спит, у родителей высвобождается время на то, чтобы побыть наедине друг с другом. Общее время на ритуал 30-40 минут.

- Укладывание игрушек спать.

Каждая семья выбирает содержание ритуала в зависимости от особенностей ребенка и общей семейной культуры или традиций. Например, родители могут обратиться к малышу со следующими словами: "Дорогой,
уже вечер, пора готовиться ко сну. Все игрушки ждут, когда ты им пожелаешь "спокойной ночи". Ты можешь кого-то уложить, кому-то сказать "пока, до завтра". Это начальный этап, он очень полезен, поскольку, укладывая спать игрушки, ребенок сам начинает готовиться ко сну.

- Вечернее купание.

Вода очень расслабляет малыша. Вместе с водой уходят все дневные переживания. Пусть некоторое время (10-15 минут) он проведет в теплой ванне. Для большей релаксации добавьте в воду специальные масла (если нет противопоказаний) .или отвар успокаивающих трав.  Ребенок испытывает большое удовольствие от переливания воды из одной емкости в другую. Хорошо, когда в ванной плавают какие-то игрушки. Умывание и чистка зубов также входит в этот этап.

- Любимая пижама.

После водных процедур, которые уже оказали расслабляющее действие на малыша, одеваем его в теплую, мягкую пижаму. Такая, казалось бы, простая вещь, как пижама, может оказать очень сильное содействие общему настрою на сон. Пижама должна быть из удобной, комфортной ткани. Желательно, чтобы она была мягкой, приятной, возможно с какими-то детскими рисунками или вышивкой. Главное, пижама должна доставлять удовольствие малышу - тогда он с радостью в нее облачится. Надевая пижаму, можно массировать тело малыша легкими спокойными движениями с каким-нибудь кремом или маслом.

Хочется обратить внимание на то, что легкий массаж и одевание пижамы должны происходить на кровати, в которой ребенок будет спать.

- Укладывание в постель с музыкой.

Когда родители готовят малыша ко сну (а именно - надевают пижаму), можно включить негромкую музыку. Лучше всего для этого момента подойдет классическая музыка, например колыбельные, которые вошли в золотой фонд классики. Музыка со звуками живой природы также будет уместна.

- Рассказывание истории (сказки).

Звучит негромкая музыка, свет приглушен, ребенок лежит в кровати, а родители рассказывают ему какую-то небольшую историю или сказку. Можно придумывать истории самим или рассказывать случаи из жизни самих родителей, бабушек или дедушек. Но ни в коем случае история не должна быть поучительной, например: "Когда я была маленькой, я ..." Ее лучше рассказывать от третьего лица. Например: "Жила-была девочка, которая любила сама укладывать игрушки спать. И вот один раз..." Хорошо, когда из таких маленьких историй дети узнают о прошлом бабушек и дедушек. У них появляется любовь к своим близким, возможно уже стареньким. Любят дети и истории про животных. Предлагаем несколько медитативных сказок для детей. Используя наши сказки, родители смогут на их основе придумать свои истории.

Сказки для хорошего сна 

"Путешествие на облачке" (для детей 3-4 лет)

"Милый мой! Давай мы с тобой немножко пофантазируем. Закрой глазки. Представь, что мы лежим на пушистом, белом облачке. Оно очень мягкое и нежное. Облачко слегка нас покачивает. На небе много разных ярких звездочек. Они напевают нам свои песенки и освещают голубую прозрачную речку. В речке днем плескались рыбки, а сейчас они устали и плывут к себе в домики, в ракушки - спать.

Над речкой летит красивая голубая птица. Она делает широкие и спокойные взмахи крыльями, смотрит вниз на речку и замечает, что в реке уже царит сонное царство. "Что-то залеталась я" - думает большая птица зевая. "Полечу-ка и я к себе в теплое, уютное гнездышко и тоже буду спать".

Стихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке нет волн. Вода стала тихой и спокойной. Вместе с речкой уснул и лес. Все его обитатели-зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как и рыбкам, и птичкам, за ночь нужно набраться свежих сил. А эти силы дает только сон. Во время сна можно увидеть прекрасные, добрые сны. Поэтому все-все звери и птицы уже улеглись спать - смотреть нежные сновидения.

Когда засыпают все люди: и большие и маленькие, им тоже снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне.

Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит наше любимое солнышко. Оно проснется только утром и разбудит тебя своим теплым лучиком. Не спит сейчас только луна. Она рассказывает сказки всем спящим, и им снятся сказочные, интересные сны. Как только ты уснешь, луна  расскажет сказку и тебе. Я сейчас тоже пойду спать, чтобы увидеть сны. Завтра мы расскажем друг другу то, что нам приснилось. Спокойной ночи. Сладких тебе снов, мой малыш".


"Прогулка по лесу" (для детей 5-6 лет)

"Дорогой мой! Представь, как будто на рассвете, пока все еще спят, ты заходишь в пробудившийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки прошедшего ночью дождя. Ты вдыхаешь свежий утренний воздух, шелковая трава нежно щекочет ноги, ветви деревьев приветствуют тебя своим тихим шелестом. Птицы поют твои любимые мотивы. На залитой солнцем поляне краснеет земляника. Ты срываешь сочные, сочные, спелые ягоды и ощущаешь во рту их сладость. Из-под куста выглядывает ежик. Он касается своим влажным носом протянутой к нему руки и убегает. Ты улыбаешься и идешь дальше.

Выйдя из леса, ты видишь огромное праздничное озеро. Ложишься на песчаный берег и смотришь в чистое небо. Шум волн действует на тебя успокаивающе. На голубом небе - пушистые облачка, похожие на барашков. Тебе легко и спокойно так лежать. А вот пролетает стая птиц. Наблюдая за их полетом, ты мечтаешь хотя бы на мгновенье оказаться на их месте и ощутить воздушную свободу. И твоя мечта осуществляется.

Медленно и плавно ты отрываешься от земли, поднимаешься над озером и летишь, словно птица, переставая ощущать свое тело. Оно такое же легкое, как облака, которыми ты только что любовался. Движенья твои легки и свободны. Ты паришь над землей и наблюдаешь необычайную красоту, которую невозможно увидеть с земли. Сквозь кристально чистую гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из-под них высовывается маленький рачок, держа что-то в клешне. Он торопится на свое первое свидание. Ты спускаешься ниже и крыльями почти касаешься воды и видишь у рачка в клешне букет из водорослей, который он приготовил своей любимой. А вот и она появляется... На дне озера идет своя привычная жизнь. Ты улыбаешься и чувствуешь, как внутри тебя нарастает что-то большое и сильное. Это необъяснимое чувство делает тебя богаче, начинают открываться новые ощущения, от которых становится легко и хорошо.

Все, что тревожило тебя раньше, все страхи и неприятности, уходят, уступая место теплу и доброте этого солнечного утра. Ты опускаешься на волну, и она покачивает тебя, будто бумажный кораблик. Облака, птицы, солнечные лучи - все улыбаются вокруг, даря эти улыбки тебе. Ты плывешь к берегу, поднимаешь со дна камешек на память о том мире, в котором сейчас находишься. Это мир тепла, доброты и любви. Возьми его с собой и вместе с этим камешком с тобой всегда будет то, что ты увидел и прочувствовал".


"Гномик" (для детей 5-6 лет)

"Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человека есть своя звезда. Она есть и у тебя. На ней живет маленький гномик. Это твой гномик. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки, белая бородка, а на голове колпачок. Синий, розовый, желтый... Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка - крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком, и пряжка переливается таинственным лунным светом. А на ногах - башмачки с золотыми бантами.

Ты ложишься спать. Голова касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой гномик. Слышишь? Топ-топ-топ... Это гномик спешит к тебе по звездной лесенке. И его башмачки несут тебе сон, превращая твою подушку в белое мягкое облачко. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды. Маленькие ручки гномика нежно гладят твою головку, глазки, веки. Он любит тебя, всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо-тихо. Только тебе. Ведь это - твой гномик. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Какие сказочные песни поют его друзья - птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи... И говорить, говорить, говорить с тобой... А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: "Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя"".


Важно рассказывать сказку спокойным, негромким голосом.

Хочется отметить то, что предложенный ритуал для засыпания является ориентировочным. Каждая семья может продумать свой ритуал, в зависимости от особенностей ребенка и общих традиций семьи. Но каким бы ни был ритуал, главное, чтобы он совершался регулярно. Уделяя каждый день, примерно, 30-40 минут ритуалу для засыпания, родители в скором времени заметят, что дети все меньше и меньше сопротивляются этому. Даже наоборот, малыш с нетерпением будет ждать этого момента, когда все внимание будет посвящено ему.

Несколько добрых рекомендаций:

- Заключительная фаза ритуала, а именно рассказывание истории, должна проходить в комнате, где спит ребенок.

- Дети очень любят спать с каким-нибудь мягким дружком (игрушкой). Выберите с ним в магазине ту игрушку, с которой он с удовольствием уснет.

- Музыкальные терапевты вычислили, что звуки, вызванные дождем, шелестом листьев или хлопаньем волн  (которые называются "белыми звуками") вызывают у человека максимальное расслабление. Сегодня в продаже можно найти кассеты и компакт-диски с музыкой и "белыми звуками", предназначенными для засыпания.

- Ритуалы укладывания спать должны прекращаться раньше, чем малыш уснет, иначе они создадут зависимость, от которой будет трудно избавиться.

- Следует варьировать ритуалы укладывания спать, чтобы у ребенка не было привычки к кому-то одному или к чему-то одному. Например, один день папа укладывает, другой день - мама; один день малыш спит с плюшевым мишкой, другой - с зайчиком, и т. д.

- Несколько раз после того, как ребенок был уложен в постель, родители могут  вернуться, чтобы приласкать малыша без его просьбы. Так малыш убедится в том, что родители не исчезнут в то время, когда он спит.



Предварительный просмотр:

Разлука с ребёнком

 Расставание с матерью – один из самых критических моментов и для ребенка. Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.

Поэтому, если вы планируете выйти на работу, потихоньку практикуйте кратковременные расставания с малышом, естественно, оставляя его с человеком, которому вы стопроцентно доверяете. В противном случае, если вы были неразлучны с малышом, а в один прекрасный день оставляете его с кем-то еще или отводите в садик, он, вероятнее всего, получит серьезную психологическую травму. В такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.

В зарубежной психологии очень популярна "теория привязанности" ребенка к взрослому. Привязанность, как правило, формируется на первом году жизни (обычно – во втором полугодии). В этом контексте наиболее важно, как расстается ребенок с мамой и как он ее встречает после разлуки. Показателен здесь не столько момент расставания, сколько момент встречи.

То, что дети при расставании плачут, вполне закономерно. Другое дело, если после маминого ухода ребенок продолжает еще очень долго плакать, устраивает истерики или не реагирует ни на что, смотрит в одну точку. А когда мама возвращается, своеобразно "мстит" ей – дерется, не дает прохода, виснет на ней, рыдает и так далее. В этом случае стоит посоветоваться с профессиональным психологом.

Очень важно заранее предугадать, отрефлексировать те возможные варианты ситуаций, которые произойдут с вами и вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности.

Или, пользуясь терминами известного американского психолога Эрика Эриксона, заложить в малыше базовое доверие к миру. Получив на первом году жизни подобный положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих.

Уже работая, чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о работе, чем вы занимаетесь и как это для вас важно, даже если вы не уверены до конца, что маленький человек понимает все вами сказанного. Если вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему.

Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят "попричитать" о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитя).

Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей о всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного расстройства. Если ваш выбор остановился все-таки на садике (хочется надеяться, что к этому моменту ребенку уже исполнилось три года), психологи настоятельно рекомендуют мамам в течение двух недель проводить полдня или хотя бы несколько часов вместе с ребенком в его группе.

Это самая мощная психологическая поддержка, которую вы только можете обеспечить малышу в этой ситуации. Кроме того, что он не будет чувствовать себя брошенным и период адаптации пройдет рядом с мамой, вы еще и увидите все тонкости садовской жизни, которые наверняка ускользнули бы от вас при обычном поверхностном знакомстве с воспитательницей.

Не забывайте, что малыш чутко улавливает все нюансы вашего эмоционального состояния. Если вы волнуетесь, звените как натянутая струна, предвидя сложности расставания, он моментально переключится на вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают вашему ребенку мифическую птичку.

Попрощайтесь как можно более нежно и подчеркните, что очень скоро вы снова встретитесь. В таких ситуациях очень помогают игры с пальчиками ("пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется"), с игрушками ("мама идет на работу, и мишка идет на работу – в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка будет с ним рядом") и так далее.

Но вернемся к встрече после разлуки. Вот он, тот самый показательный, с точки зрения психологов, момент, и проанализировать его вы вполне в состоянии и сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее. Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее. Если у вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность и в себе и в вас, то встречи будут именно такими – радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.

А теперь, милые родители, внимание! Конечно, после рабочего дня вы возвращаетесь уставшие, возможно, голодные, не в настроении. Задержитесь на несколько минут перед дверью дома (или садика). Во-первых, ребенок в ваших проблемах совершенно не виноват. Во-вторых, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей. Вдохните поглубже, глаза распахнуты, улыбка – самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!

В сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама, папа уходят, но они обязательно вернутся.

Настоящая трудность заключается не в том, что мать работает, а в том, чтобы не утратить при этом взаимопонимания с ребенком. Выход - разумно сочетать работу с уходом за ребенком.

В зачет идет достигнутое взаимопонимание, а не количество времени, проведенное с ребенком. А для него быть рядом с матерью - такая же естественная потребность, как, например, в пище. И, как потребность в пище не проходит со временем, так не проходит и это желание. И кто, кроме матери, может удовлетворить такую потребность ребенка? "Отзывчивость" -весьма популярное слово у специалистов по развитию детей. Другое такое слово - "взаимодействие". Эти понятия дают третье - "гармония".

 Детский информационный сайт « От 1 года до 3 лет » Психология » Разлука с ребёнком



Предварительный просмотр:

Ох, уж этот маленький кусака!

Вероятно, нет другого такого периода детства, когда бы родители больше недоумевали и приходили в ярость, чем «период кусания», с которым они сталкиваются, когда их малышу исполняется два-три года.

Необычное превращение

Еще вчера это был восхитительный малыш, дарящий всем улыбки. И никто не мог понять, когда и как он превратился в маленького акуленка, показывающего всем силу своих острых зубов. Родители потрясены, потому что это кажется им таким диким и бессмысленным. Сочетание теплого, мягкого, ласкового малыша и «хищного зубастика» создает ощущение, что они столкнулись с чем-то незнакомым и страшным одновременно.

Как правило, кусание вызывает у взрослых сильные эмоции. Поэтому меры, которые они принимают по этому поводу, сложно назвать разумными. Нередко можно услышать, как родители останавливают ребенка жестким требованием: «Ты не должен кусаться, я тебе этого не позволю!» Мать и отец, дедушки и бабушки, воспитатель в саду — все выкрикивают в адрес малыша угрозы, убеждая, что он сделал самое страшное, что может сделать человек. Большинство родителей, которые придерживаются правила «зуб за зуб», кусают в ответ. Жизнь такого крохи превращается в кошмар. От изумления он теряется и начинает думать: «Выходит, не только я самый ужасный и плохой, но и люди, которых я люблю больше всего на свете, такие же глупые и плохие, как и я, раз сами кусаются. Я-то маленький, а что происходит с ними?» Если старшие так поступают, они просто-напросто тоже не знают, что делать, как защищаться.

В такой момент ребенку просто необходимо, чтобы рядом с ним оказался умный и чуткий человек, который помог бы ему найти выход из беды. Потому что он, такой маленький и неокрепший, нуждается в любви и понимании взрослых. Он испуган и рассержен, им овладевает стремление защитить себя любым путем. Он не хочет быть нелюбимым, он очень хочет быть другим, но как ему остановиться? Ответ на свой вопрос он не получает.

А родители, вместо того чтобы попытаться понять своего малыша и попробовать что-то изменить, возмущенно сетуют: «Мы сходим с ума, мы не знаем, что делать. Мы моем ему зубы мылом, посыпаем язык перцем, наказываем, но никакого результата». Подобное поведение взрослых действительно не оказывает влияния на поведение маленького кусаки. Но ведь это их ребенок, и он совсем не посторонний. Может быть взрослым стоит прислушаться к разуму, а не идти на поводу эмоциональных порывов. Стоит задуматься над тем, почему же он кусается?

Почему ребенок кусается?

Если попытаться найти ответ, можно принять правильное решение как действовать, если малыш кусается.

Бесспорно, кусание — досадный тип поведения ребенка. Утешением может служить лишь тот факт, что такое поведение в большинстве случаев бывает временным и встречается намного чаще, чем можно подумать.

Что же такого произошло в жизни ребенка, почему он так изменился?

В двухлетнем возрасте у ребенка наступает активный период новых социальных отношений, которые становятся источником бурных переживаний. До сих пор он общался в основном со взрослыми, и плач очень хорошо зарекомендовал себя как способ добиться своего, когда хотелось получить лакомство или не ложиться спать сразу после возвращения папы с работы. Но многие малыши приходят к выводу, что отношения, которые складываются у них с другими детьми — дело совсем непростое. Они могут быть грубыми, могут просто так ударить или пожаловаться маме, и им совершенно безразлично, хочешь ли ты поиграть с их ведерком для песка или нет. Перед вами ребенок, который что-то хочет, в чем-то нуждается и который охвачен стремлением получить то, что он хочет. Что он может делать в такой ситуации? Попытаться «освоить территорию» удобным для него способом. При этом у него есть оружие, в силе которого он не сомневается — это зубы, они не подведут. По непонятной вам причине он может быть враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.

Если ваш малыш ведет себя подобным образом, следует определить, связано ли это только с его амбициями или в основе лежат какие-то семейные проблемы, потому что довольно часто маленький кусака направляет свою агрессию на родителей с целью привлечь к себе внимание.

Причины

это происходит, когда ребенок

-  находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или он голоден);

-  защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;

-  хочет что-то получить и не знает, как это сделать по-другому;

-  еще не умеет сочувствовать другим людям;

-  пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;

-  слишком строго (физически) наказывается родителями.

Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте  трех-четырех  лет, когда улучшается их речь, и они могут нормально словами общаться с окружающими.

Но какой бы ни была причина, такое поведение расстраивает всех окружающих, и если не принимать мер, оно может долго продолжаться.

Чтобы зубки не кусались

Ваша задача — пресечь подобное поведение прежде, чем оно перерастет в привычку.

  • Отреагируйте в тот самый

момент, когда ребенок кого-либо укусил. Если он еще не умеет говорить, озвучьте это поведение, чтобы он запомнил название: «Ты кусаешься!». Затем скажите: «Нельзя кусать людей!». Твердо выразите свое неодобрение  и переключитесь на другую тему.

  • Утешьте пострадавшего и выразите ему свое сочувствие. Дети должны

знать, что когда они кусаются, то причиняют другим людям боль. В присутствии ребенка направьте все внимание на пострадавшего: «Я очень сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?».

Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может промыть укушенному ребенку место укуса, предложить повязку или пластырь, нарисовать картинку в знак примирения, извиниться, предложить игрушку. Обязательно попросите прощения у родителей ребенка на месте или позвоните им позже.

  • Научите ребенка новому поведению вместо кусания. Дети часто кусаются

потому, что им не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Определите, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить. Научите его договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если у вашего ребенка возникают проблемы при выражении чувств или желаний, научите его говорить: «Я расстроен» или «Я хочу играть». Не забудьте сообщить ему, что вам нравится, когда он ведет себя сдержанно.

  • Старайтесь предугадать намерение ребенка укусить. Если у вашего

ребенка появилась привычка кусаться, внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Ребенка, который еще не разговаривает, отвлеките от ситуации или предложите альтернативу: «Ты хочешь поиграть с глиной или кубиками?».

  • Ребенку постарше предложите побыть одному и подумать: «Ты еще

маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». У этого метода есть несколько преимуществ. Одно из них состоит в том, что он уменьшает число социальных контактов между маленьким ребенком и другими людьми. Вполне может быть, что кусание является одним из проявлений перевозбуждения, возникающего потому, что ребенок слишком много времени вовлечен в контакты с другими детьми. Одиночество помогает малышу понять, что, несмотря на трудности общения, на самом деле он этого хочет и, когда он уходит от них, ему очень грустно.

Таким образом, можно вмешиваться столько раз, пока это поведение не прекратиться. Итак, сначала наблюдайте, а затем немедленно действуйте.

Я знаю, как тебе помочь, малыш!

Вы в состоянии помочь маленькому кусаке и в первую очередь тем, что покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными. Это очень трудно. Так же как трудно в одно и тоже время дарить ребенку уверенность в своей любви и не допускать безнаказанности его проступков. Важно, чтобы ребенок понял, что быть взрослым интересно, что это значит быть рассудительным, добрым, понимающим.

Когда человечку два или три года, он напуган собственным несовершенством по сравнению со всемогущими взрослыми. Но большим утешением является осознание того, что когда-нибудь он вырастет и станет таким человеком, который сможет при виде кусающегося ребенка проявить благоразумие и сочувствие. Он сможет взять на руки этого отверженного, и скажет: «Я знаю, как тебе помочь, малыш!».

Как отучить кусаться

§         Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.        

§         Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.        

§         Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами ли рукой.        

§         Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.    

§         Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.  

§         Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно    

§         Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть. 

Кусание – это атавизм, врожденная реакция, свойственная всем детям. Поэтому родителям и воспитателям потребуется время, внимание и огромное терпение, чтобы ребенок изжил то, что заложено в него природой.



Предварительный просмотр:

С какого возраста необходимо

приучать ребенка к горшку?

Когда же нужно отучать ребенка от памперсов? Этот вопрос очень часто беспокоит родителей. Конечно, это дело не одного дня. Сразу надо сказать: не существует четкого срока, с которого ребенка точно надо учить ходить на горшок. Все зависит от индивидуального темпа развития. Удерживать продукты своей жизнедеятельности ребенок научается в среднем к полутора годам. Некоторые родители начинают приучать малыша к горшку в 9—10 месяцев, когда он уже умеет сидеть. Если ребенок по-прежнему стойко предпочитает ходить в штаны — надо сделать перерыв, в противном случае, по мнению врачей-педиатров, у него могут появиться «боязнь» горшка и функциональные запоры.

В течение первого года жизни в рацион ребенка постепенно вводится густая пища (каши, пюре), частота стула в среднем составляет 2—3 раза в день. Если родитель видит, что ребенок собирается покакать, можно высадить его на горшок для экономии подгузников. Но надо понимать, что это еще не является приучением ребенка к горшку. Привычка вырабатывается примерно к 9—12 месяцам. Если вы заметили, что малыш уже может тужиться и управлять своим сфинктером, — это сигнал родителям, что он уже созрел для горшка.

Высаживать ребенка на горшок больше чем на десять минут не следует. Иначе в худшем случае, по мнению педиатров, у ребенка может случиться выпадение прямой кишки. Не разрешайте ребенку засиживаться на горшке, тем более не давайте ему в это время игрушек, иначе у малыша могут смешаться понятия горшка и места для игры. Не стойте над ним все время, чтобы горшок не превратился в способ привлечения внимания родителей. Тем более не стоит читать книжки и рассказывать в этот ответственный момент сказки. Вскоре ребенок сам поймет, зачем его высаживают на горшок и что на нем делать.

Все мы помним, что у нас в детстве горшок был металлический и холодный. Сейчас в магазинах можно обнаружить огромное количество разнообразных горшков в форме динозавров, лошадок и других животных. Горшок, прежде всего, должен быть удобным и теплым, но без излишеств. На нем могут быть ручки, чтобы ребенок опирался на них и мог тужиться. Некоторые родители сразу хотят приучить ребенка к унитазу, купив ему маленькое сиденье. Однако для опорожнения кишечника важно, чтобы ребенок пятками стоял на полу. Поэтому с унитазом лучше пока подождать. Многие родители для стимуляции издают имитирующие процесс хождения в туалет звуки. Это помогает ребенку определиться с назначением горшка и процедурой.         

Можно покряхтеть с ним вместе, но не переусердствуйте, чтобы малышу не было просто интересно наблюдать за вами.

Способность хорошо контролировать хождение в туалет формируется к 4—5 годам. Поэтому ребенок еще время от времени может ходить в штаны. Не стоит ругать его за это, лучше хвалить его каждый раз, когда он все сделает правильно. Ваша похвала, а также стремление избежать дискомфорта после хождения в штаны будут стимулировать ребенка к переносу своих действий на горшок.

 Лучше, если в семье вопросами туалета будут заниматься оба родителя. Важно, чтобы стратегия поведения по этому вопросу была одинаковой у обоих родителей, а также у бабушек и дедушек.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Секреты пирамидки»

Пирамидками играют все малыши. С заслуживающей уважения серьёзностью они нанизывают кольца на штырь, чтобы тут же их снять и начать процесс заново. Пирамидку без преувеличения можно назвать комплексным тренажером, позволяющим разрабатывать ту самую мелкую моторику, которая стимулирует работу головного мозга.
Это не только механическое ощупывание (которое, кстати, тоже очень важно), но и знакомство с формой, объёмом, пространством, количеством и цветом. Какая ещё игрушка может этим похвастаться?

Сколько пирамидок нужно ребёнку?

Достаточно и одной. Мало того, если у ребёнка не будет совсем пирамидки, он от этого хуже не будет. Но сегодня производители придумали столько пирамидок, что остановиться на какой-либо одной сложно. Общие рекомендации по выбору пирамидки несложные.


Пирамидка с 3-5 колечками подходит для ребёнка до года, лучше если она сделана из мягкого материала, а в качестве штыря выступает широкий конус — так у ребёнка меньше возможностей случайно пораниться.


Детям постарше интереснее заниматься с пирамидками из множества колец разной формы и цвета, а так же сложными пирамидками с «секретами». Например, чтобы надеть колечко, нужно правильно его расположить.

Игры с пирамидками

Надеваем по порядку. Просто разложите и перепутайте колечки, а потом предложите малышу собрать пирамидку. Если возникают сложности — не ругайте и не торопите ребёнка. Лучше поменяйтесь с ним местами. Пусть он снимает колечки, а вы их нанизывайте медленно и с комментариями. А потом дайте возможность сделать это и малышу.

Пропущенное кольцо. Интереснее играть, если есть хотя бы две пирамидки. Родитель собирает пирамидку, но одно кольцо пропускает. Ребёнок среди оставшихся колечек должен подобрать подходящее.

Продолжи ряд. Родитель выстраивает колечки в порядке убывания или возрастания, или определённого цвета. И предлагает малышу продолжить ряд. Не ругайте ребёнка, если он положил «не то» кольцо. Просто спросите, почему он положил именно это кольцо, а потом объясните, какое кольцо положили бы вы.

Конгруэнтность. Возьмите две пирамидки. Выложите колечки с одной пирамидки и предложите малышу положить на них колечки от другой пирамидки, соблюдая правило: на самое большое колечко первой пирамидки нужно положить самое большое колечко второй пирамидки.

Равновесие. Возьмите пирамидки, поставьте их на кукольные качели. Добавляйте колечки так, чтобы качели меняли равновесие и проговаривайте это с малышом.

Кто быстрее? Собирайте пирамидку на скорость. Это так весело! Но иногда давайте возможность выиграть и ребёнку.

Интернет – ресурс:

http://ros-obrazovanie.ru/doshkolnoe-obrazovanie/sekrety-piramidki.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации родителям детей 4-5 лет

Неправильно думать, что ребенок обделен только потому, что он живет с одним из родителей. Гораздо больше дети страдают, если родители терпеть не могут друг друга, но про...

Консультации родителям детей 6-7 лет

  Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что ...

Консультации родителям детей 3-4 лет

Термин «кризис трех лет» — название достаточно условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и в 3.5, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Но рано или поздно приходит...

Консультации родителям детей 5-6 лет

Рекомендации и консультации для родителей...

Консультации родителям детей 6-7 лет

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...

Консультация родителей детей младшего возраста "Подвижные игры и речь"

Листок - конультация для стенда логопеда в группе, адресованный родителям....

Консультация родителей детей дошкольного возраста на тему "Формирование фонематического слуха"

В материале перечислен комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста...