Консультации родителям детей 6-7 лет
консультация (подготовительная группа) по теме

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

     Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их  пассивному поступательному развитию и важнейшим в его осуществлении.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризис шести – семи лет

«Дочь за последнее время превратилась в ревнивицу. Ни куклы ее не интересуют, ни телевизор, зато бдительно наблюдает за нами с мужем. Стоит только нам рядом сесть, Вера обязательно вотрется в серединку. У свекрови в выходные не остается, таскается за нами и по гостям, и по магазинам, и на рынок. Меня теперь зовет не Мама, а "мамочкина". Слово-то какое, неприятное».

«Ребенок забросил все свои прежние увлечения, играть тоже разучился. Разве что на улице с мальчишками побегает или дома у нас с кем-нибудь на игровой приставке поиграет. Не свои машины, пистолеты, конструкторы Витя раскрутил и забросил. Каждый раз, как чищу комнаты пылесосом, нахожу колесики, пружинки, детали какие-то. Спрашиваю сына: надо или нет ? А он отвечает, что все можно выбрасывать».

     Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их  пассивному поступательному развитию и важнейшим в его осуществлении.      Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением.

     Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «не всамделяшнии» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников.  Их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытое восприятие внутренних причин событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий.  Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

     В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду?., пойду?..»), подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?..»), принятие на себя роли взрослого в сюжет-но-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они пони-мают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники.

      Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.   Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с не доверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы и беспомощны. Это недоверие, психологическое. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что этими их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года ни вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы  пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И  дети по-прежнему с восторгом рассматривают картины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь многообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребенок тянется к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

     Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка стаскивает с куклы нарядное  платье и наряжает ее в обрывки тюлевых занавесок которые для нее символизируют бальный наряд.   Попытки изменить  кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои гоночные машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну суперконструкцию. Довести начатое дело до конца им удается далеко не всегда. Как результат — груда пластмассового и металлического лома. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей. Они упрекают своих отпрысков в отсутствии бережливости и расточительности.

     При этом дети выходят за рамки обычного послушания, их не устраивают родительские указания — поиграл и убери, посмотрел и поставь на место. В присутствии взрослых старшие дошкольники часто вообще отказываются заниматься с игрушками, а оставшись в одиночестве, сотворяют с ними бог знает что, оправдываясь тем, что это их вещи и делать они с ними могут все, что захотят.

      Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5—5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглаженно, почти незаметно для окружающих.

      Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение.

       Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом.    Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

      И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

        Интеллектуальное развитие - умение читать, писать, сообразительность, - конечно, важный показатель готовности ребенка к школе. Но как обстоит дело с другими особенностями ребенка, на которые не всегда обращают внимание родители, да и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников. К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, не готов еще достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. А тогда и интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При принятии решения о возрасте начала школьной жизни необходимо опираться на ряд критериев готовности к школе. А именно:

Умение регулировать свое поведение и эмоции

Поведение будущего первоклассника должно быть произвольным, ребенок должен уметь управлять собой, усидеть на уроке 30-40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

      Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Умение ребенка занять достойное место в коллективе сверстников помогает ему найти друзей и значительно комфортнее чувствовать себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличаются от тех ролей и позиций, которые занимали окружающие ребенка взрослые до его поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю - признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него, как на ученика, обязанностей.

Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Поэтому, когда необходимо рассказать у доски стихотворение или решить задачку, важно, чтобы ребенок мог говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Так как школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата, важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается; а также о том, что пока ему дается трудно и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также от понимания своих слабых сторон и недостатков и способности их учитывать.

Интеллектуальная готовность

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно же, важно, чтобы первоклассник знал буквы, умел считать до десяти и мог написать свое имя, чтобы он имел ряд знаний и представлений о себе и об окружающем мире, мог выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность с психологической точки зрения - это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько умение думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Желание ребенка идти в школу

Это условие является одним из самых важных и значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие на себя роли ученика. Ведь когда у ребенка есть желание идти в школу и ему интересно учиться, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами. Школьная жизнь требует усилий, это непростой повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определяет успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход.

     Важно учитывать как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, родных, няни, руководителей кружков, спортивных секций), так и взгляды специалистов (учителей-логопедов, психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей).

Только взвесив все «за» и «против», можно принять правильное для ребенка решение.



Предварительный просмотр:

Подготовка к школе. Взгляд психолога

Наступил месяц май. В семьях, где подрастают будущие первоклассники, в течение всего года не переставали говорить и думать о предстоящем событии. Осталось совсем немного времени – лето пройдет быстро – и наступит долгожданный день. Вот он порог школы!

А готов ли ребенок к учебе? Этот вопрос волнует всех мам, пап, бабушек и дедушек. Что же означает «школьная зрелость»?

В последнее время специалистами используется такое определение: «готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка».

То, что современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, очевидный факт.

И хотя многим ребятам учеба доставляет радость, количество детей, испытывающих трудности с первого же дня обучения в школе, растет.

Известно, что готовность к школе не измеряется по формальным признакам. Психологи считают, что к 7 годам у ребенка должны быть сформированы: произвольное поведение, средства и эталоны познания окружающего мира (познавательная активность), а децентрация перейти на смену эгоцентризму.

В детском саду  в подготовительной к школе группе уделяется большое внимание формированию у детей произвольной регуляции деятельности.

Каким же образом можно помочь ребенку контролировать свои действия? Ведь еще Гегель говорил: «Дух должен быть приведен к отказу от своих причуд». На первом этапе малышу дают простые задания, которые он выполняет в присутствии взрослого. Затем, вместо себя родители могут оставить игрушку – заместителя. Постепенно правило взрослого становится правилом ребенка, т.е. переходит во внутреннюю инстанцию. Теперь пришла очередь просто дать задание – ребенок готов к удержанию правила, и может самостоятельно контролировать свою деятельность.

К 7 годам ребенок успешно начинает понимать, что его точка зрения не единственная. Эгоцентризм уступает место децентрации. Если это не произойдет, то он не сможет встать на точку зрения науки.

Дошкольник воспринимает окружающий мир с точки зрения своего «Я». Любые события им рассматриваются как результат осуществления собственных желаний. У него нет абстрактного видения материала.

Для разрушения системы центрации у ребенка должно быть много социальных ролей. Этому помогают сюжетные игры.

Возраст 6 – 7 лет иногда называют «тихим кризисом». Где-то около 5 лет ребенок начинает понимать, что он не всесилен. И, хотя мама его хвалит, нарисовать, как у нее не получается. А еще оказывается не такой         он и сильный – на самом деле, когда они борются, папа поддается.

Именно в этом возрасте, чувствуя себя очень уверенно, ребенок приходит к пониманию того, что должен еще многому научиться – активизируется познавательная активность. Ребенок должен захотеть узнать, как это – читать, писать. «Я не умею, но хочу научиться», – важно, чтоб ребенок сам это понял. В понятие школьной зрелости входит мотивация. Ребенок должен быть «замотивирован» на учебу. Если же его заставляют читать, писать раньше времени, то вырабатывается стереотип поведения: «Меня заставляют, а я не буду».

Психиатры и психологи тревожатся, если дети опережают развитие. Им хорошо известно, что большинство гениальных детей – взрослыми становятся несчастными  (исключение, пожалуй, составляют музыканты). Дети, опережающие развитие – это объект специальной психологии. Нельзя лишать ребенка детских вещей. Ведь игра для него – это социальный тренинг.

Общепринятых критериев оценки подготовленности ребенка к школе много.

Одни из них общеизвестны как, например, понятийное мышление. Любая наука – это система знаний, где все законы, правила находятся в определенных взаимосвязях между собой. Учебный процесс требует освоения понятий. У ребенка должна сформироваться так называемая «понятийная пирамида». Необходимо учить детей искать существенные, но скрытые и невидимые общие признаки. У каждого предмета и явления существует много признаков, которые мы видим и которые могут меняться – это не существенные признаки. И один – невидимый, но главный, существенный. Его можно и нужно знать.

Понятие «репрезентативные системы» менее известно. Введено оно основателями метода НЛП. Именно они впервые заговорили об индивидуально предпочитаемых способах восприятия, координирования и хранения информации: аудиальном, визуальном и кинестетическом. Вопрос о природе этого явления остается открытым. Однако важен сам факт наличия различных способов восприятия и понимания информации.

Визуалы как бы просматривают события. Аудиалы – обсуждают сами с собой происходящие вокруг них. Кинестетики – действуют, исходя из общего ощущения ситуации.

Для того чтобы что-либо понять, прояснить для себя, визуалу надо это увидеть, посмотреть, аудиалу – услышать, проговорить, кинестетику – проделать, ощутить.

Взрослый человек обладает системой доступа (запуска), то есть умеет произвольно пользоваться своей репрезентативной системой при поступлении информации любой модальности (визуальной, аудиальной, кинестетической). Дети не обладают системой доступа, она формируется постепенно, по мере развития произвольности во всех сферах: в речи, в мышлении, в поведении.

Если форма подачи информации не соответствует репрезентативной системе ребенка, он просто ничего не воспринимает и не понимает, так как не может провести кодирование.

Урок – идеальная форма обучения для аудиалов – они слушают, проговаривают, обсуждают и, таким образом, усваивают информацию. Иллюстрационный материал позволяет подключить визуалов,  дает им возможность что-то понять. Кинестетики же оказываются выключенными из урока. Среди школьного обучения всегда аудиально – визуальная.

Для того чтобы формировать аудиальную систему доступа к внутреннему опыту, необходимо учить детей переводить в речевую форму все, что они видят или делают.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что всякое обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определенных психических функций (восприятие, память, внимание, мышление и пр.) и личности в целом.

Однако не будем забывать, что динамика возрастного развития имеет определенные индивидуальные колебания, т.е. одни дети развиваются несколько быстрее, другие – медленнее.

И если все-таки возникает сомнения, готов ли ребенок к школьному обучению, еще есть время обратиться к специалистам. Их рекомендации помогут вам принять верное решение и выбрать подходящий для ребенка образовательный маршрут.

Источники информации:

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик».- СПб.: Речь, 2004, - 96 с.
  2. Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У- Фактория, 2004. – 176 с.
  3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.:2003. – 384 с.

В данной статье представлены критерии готовности ребенка к школе. Современная школа предъявляет к будущему первокласснику высокие требования  и задача родителей адекватно оценить возможности ребенка во избежание школьной дезадаптации.



Предварительный просмотр:

Формируем коммуникативные навыки общения у первоклассника

       Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что называется. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей? В чем же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках – навыках общения. Какие же навыки общения стоит освоить нам и нашим детям, чтобы было нам счастье?                        

Джентльменский набор первоклассника

Давайте перечислим коммуникативные умения, которыми должен владеть к школе каждый ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе. Родители маленьких деток будут знать, на что стоит равняться, родители большеньких деток проведут ревизию (кстати, неплохо проверить и себя - все ли мы поголовно владеем ниже перечисленными навыками?) Итак:

Приветствие. Для приветствия существуют специальные слова и жесты, которые используются при встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя узнал, я готов к контакту и хорошо к тебе отношусь – неслучайно же формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием. Дети редко осваивают приветственные жесты (легкий поклон, кивок головы, улыбка), сопутствующие словесному «здравствуйте», но хорошо, если они могут распознать эти жесты в чужом исполнении: вот тетя развела в сторону руки, чуть отвела и развернула голову и обрадованно-удивленно смотрит на детку – это она так здоровается. Поздороваемся с нею тоже.

Прощание. Это слова и жесты, которые мы использем расставаясь, закрывая состоявшийся кусочек общения и выражая добрые пожелания человеку и часто – надежду на новую встречу. «До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи» (пожелание перед сном «спокойной ночи» - кстати, тоже вариант прощания, которым можно положить конец разговорам и остаться наедине со своей подушкой). Точно так же научите ребенка, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться построже: «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов – помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.

Обращение. Вы замечали наверняка, как малыши кричат в пространство: я не могу найти свой рисууунок! ой, суууп разлился! Так вот, к школе, теоретически, ребенок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Самое простое – позвать: «мама», «папа», «дядя», «девочка». Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени: «Сережа!», «Мариванна». Если имя неизвестно, есть варианты посложнее: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Иногда обращение организуется одними жестами: подойти близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на него (да, при обращении лучше смотреть на человека, хотя бы часть времени), подергать за рукав, похлопать по руке. Еще детке нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы». Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются: «Вова!» - «Да?/Чё?/Отстаньте».

Просьба о помощи, поддержке, услуге. Это важный момент. Когда у ребенка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде (или даже уверенности), что после этого рядом с ним материализуются люди, которые помогут ему решить проблему. Так вот, к семи годам вместо этого ребенок, теоретически, может подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это тактически и стратегически выгоднее, чем молча страдать или изображать жертву и при этом ждать, что другой придет-таки и поможет, оценив по достоинству героизм усилий. «Помогите мне, пожалуйста, привязать веревку к санкам», «Пожалуйста, подержите дверь в подъезд, я не могу завезти велосипед». Ребенка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь – нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного. Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь», - тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное ожидание, что все само устроится.

Оказание помощи, поддержки, услуги. Если ребенка просят о помощи и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?» Никогда не забуду, как меня вытаскивала из снега девушка-доброхотка и отчитывала моих друзей, которые меня предварительно в этот снег закапывали – а мы очень весело играли. Но предложение помощи – это уже высший пилотаж для детки.

Благодарность. «Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает. Благодарностью мы отвечаем за те же помощь, поддержку и услугу, за подарок, за новый опыт, за заботу. Ребенку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то теплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах, ведь говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю и делает ему приятное. Высший пилотаж – это когда ребенок свободно может сформулировать: «Спасибо вам, тетя Ира, за вашу интересную сказку». Но и о формальных благодарностях забывать не стоит: ведь мы говорим «спасибо» не только по велению души, но и на автопилоте за вполне проходные услуги, чтобы поддерживать добрые отношения с окружающими. Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, - хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.

Принятие благодарностиЭто способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

Извинение. Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» (сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Тимоша, что я сломал твой домик»), – то это замечательно. Если ребенок просит прощения «смеющимся ртом», то извинением это не назовешь.

Принятие извинения. Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…» Если ребенок не чувствует, что готов простить обидчика, он может сказать об этом: «Я очень обижен, это слишком серьезно».

Отказ. Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами за гаражи», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.

Требование. Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это +/- спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!» «А ну, перестань!» Повышенный тон, строгий голос, гневное выражение лица – все в кассу. Если требование не исполняется, детка может пригрозить: «Я позову на помощь!», «Я расскажу родителям/учителю». И ребенок точно так же должен знать, что если он чувствует себя в опасности, если над ним (или другом) производится что-то неприятное-нехорошее, он имеет полное право требовать и угрожать – и при этом расчитывать на поддержку (хотя бы родителей).

Слушание. Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение, связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия. Для современного школьного обучения, которое строится во многом на рассказе учителя, этот навык просто архиважен. И развить его в дошкольнике не так уж сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместное выдумывание историй и детские аудиокассеты и диски.

Развернутое высказывание. Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», - этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала. При этом ребенок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развернутые предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.

От первоклассника пока не требуется большего. Казалось бы, немного, и все это мы, взрослые, умеем, правда?



Предварительный просмотр:

Папа давай  «по химичим»!

У папы работа!
У папы забота!
И некогда с нами
ему поиграть.
А мы его любим!
А мы его ждём!
Но если наш папа
берёт выходной,
Как здорово с ним,
Он такой заводной

Тамара Прокофьева

Уважаемые папы, ваша роль в воспитании ребенка неоценима. Не думайте, что ваша основная задача заключается в том чтобы зарабатывать деньги хотя это и немало важно. У родителей в семье разные, но дополняющие функции. И только совместные усилия мамы и папы, дают возможность гармонично развиваться вашему малышу.

«Папе необходимо быть «вовлеченным» в жизнь ребенка, а это значит – взять на себя ответственность за его благополучие, проводить с ним достаточное количество времени (выходные – явно мало), принимать участие в совместной деятельности и всегда быть доступным для малыша: физически и эмоционально. Даже если вы работаете 22 часа в сутки, ребенок должен чувствовать, что, если ему будет нужно, вы отложите все и будете рядом, поможете разобраться и поддержите. Проще говоря, все, что нужно детям от отцов, – это внимание, дружба, общие дела и досуг. » http://www.krokha.ru/semya/otnosheniya/rol-papy-v-vospitanii-rebenka

Хочу предложить вашему вниманию один из интереснейших способов провести время с пользой - опыты.
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Опыты строятся на основе, имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов, дети должны быть, активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Опыты можно использовать для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.

Вода прозрачная


Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

У воды нет запаха


Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать сок, чай, кофе.
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Водичка дырочку найдёт

Предложите для опыта пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины. Причём чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.

Тонет - не тонет

Погружать в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.

Воздух легче воды

Пластиковая бутылка

Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда

стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком вниз опустите её в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из неё кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребёнок захочет сам повторить этот опыт.

Погружение апельсина в воду

Возьмите апельсин погрузите в емкость. Обратите внимание, что апельсин не тонет. Теперь очистите апельсин от кожуры и опять опустите в воду. Апельсин потонет. Объяснение: кожура у апельсина, как плавательный жилет у человека.

Необычный букет для мамы

Вам потребуются: белая роза, вода, пищевой краситель.

Растворите краситель в воде. Чем сильнее концентрация красителя в воде – тем ярче будет окраска вашей розы. Кончики стеблей роз отрежьте острым ножом или ножницами, стараясь не сдавливать ствол. Срезание стеблей нужно для того, чтобы окраска произошла быстрее. Окрашенную воду залейте в емкость или вазу, а затем поставьте в нее розы. Теперь вам нужно каждый день наблюдать за изменениями цвета лепестков. На следующий день вы заметите первые результаты окраски.

Радуга в домашних условиях

Наполните таз водой поместите на дно зеркальце. Поставьте таз на пол и «поймайте» луч солнца, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала, на потолке возникнет радуга. В зависимости от угла между водой и зеркалом, радуга получится разной (от размытой до ярко цветной)

Радуга

В солнечный день возьмите компакт-диск и поймав солнечный лучик, направьте его на потолок в комнате. Чем острее угол, тем цветовая гамма радуги ярче.

Не забывайте, что каждый опыт требует объяснения. Попробуйте не просто провести эти опыты, а составить, что-то вроде карточек или фото зарисовок, наверняка это понравится малышу.

Удачи ВАМ папы!



Предварительный просмотр:

Если ребенок берет чужие вещи

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Часто родителям неловко говорить на эту тему, трудно признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» поступок – украл какую – то вещь, что воспринимается ими как свидетельство его «неизлечимой» аморальности. «У нас в семье никто так не делает! », «Он просто взял поиграть», «Это наша игрушка». Часто слышишь от потрясенных родителей.

В чем же причина детского воровства? И каковы варианты поведения родителей в той или иной ситуации.

Условно можно выделить три причины детского воровства:

1. Недостаток развития воли и нравственных представлений.

2. Сильное желание владеть понравившейся вещью.

3. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

В первом случае дети не задумываются о последствиях своего поведения, они не могут поставить себя на место «жертвы», не представляют ее чувства. Такое поведение свойственно совсем маленьким детям. Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет жизни, когда у него начинает развиваться самосознание. Прежде всего, благодаря родителям, ребенок различает хорошее и плохое, улавливая их реакции, мимику, жесты, интонацию, дают понять, что такое поведение они не поощряют. Как часто в асоциальном поведении ребенка виноваты сами родители, не объяснившие ему разницы между понятием «свое» и «чужое».

Что же делать родителям, если ребенку более трех лет и он берет чужие вещи?

* Предоставьте возможность исправить содеянное, дайте понять, что необходимо нести ответственность за свои поступки. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка это делать самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Ребенок, испытав муки совести, почувствует облегчение, испытанное в результате разрешения ситуации, на это и следует обращать особое внимание.

* Очень полезно разбирать с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Для детей 6-7 лет, можно прочитать рассказ Н. Носова «Огурцы».

* Регламентируйте просмотр телевизионных программ. В дошкольном возрасте ребенок примеривает на себя различные социальные роли, в том числе и роли отрицательных героев. Нередко в современных фильмах, мультиках умение стащить нечто или одурачить кого – то вводиться в доблесть.

Разберем следующую причину, дошкольник очень хочет иметь эту вещь. В данном случае, ребенок понимает, что поступает нехорошо, но сила искушения так велика, что он не может устоять. У такого ребенка сформированы нравственные представления, он осознает, что идя на поводу своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

* В данном случае, воспитатели и родители должны быть очень осторожны. Сделав этот поступок достоянием общественности, они закрепляют за ребенком репутацию вора. Это естественно, скажется не только на его самооценке, но и на взаимоотношениях с окружающими.

Дайте ему понять, что вас это огорчает, но не навешивайте на него ярлыков. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения проблемы лучше выяснения отношений. Если вы обнаружили чужую игрушку, но ребенок утверждает, что ее подарил друг, скажите ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе хотелось эту вещь, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили». Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

* Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка это делать самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

* Направьте активность ребенка «в мироне русло»: занятие спортом, секции, развивающие кружки. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более уверенным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появиться хоть один друг.

Бывают такие кражи, которые не имеют своей целью ни обогащение, ни месть, чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На вопрос, «Зачем ты это сделал? » - он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». То взрослым надо понять: кража – крик о помощи, попытка ребёнка достучаться до них, это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства. В статье «Кража» Т. В. Снигирева говорит о том, что именно ребенок, обделенный любовью, лишенный ощущения эмоционального благополучия в семье, отвергнутый и не понятый близкими, закопавшимися в своих проблемах, совершает кражу. Если вместо поддержки и помощи проявлять агрессию и непонимание, это негативно сказывается на дальнейшем развитии личности ребёнка.

Не менее важным, является то, какой пример, мы подаем ребенку своим поведением. Аргументы вроде «все в нашей стране воруют» или «это мелочи» - для них не оправдание. Со временем они или перестанут вас уважать, ли последуют вашему примеру, быть может, не ограничиваясь «мелочами». Тогда задумываться будет поздно.

В жизни каждый ребенок сталкивается с воровством - либо у него стащат что - ни будь, либо позовут совершить запретное за компанию. И каждый родитель должен быть готов к вопросу «Почему этого делать нельзя? » Почему другие так делают? » Обсуждайте с ребенком проблему воровства, выскажите свое мнение, научите его не только уважать чужую собственность, но и оберегать свое имущество и быть бдительным.

Помните, что первые и основные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких  ему людей. Поэтому от вас зависит, каким он вырастет

П р и т ч а

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то сделай его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его родитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне сделать мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал он гордо и с лаской обвел крылья своего ребенка.

Но старик дотронулся до крыльев родителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...

Крылья - как знания, умения и навыки, которые мы передаем детям и чем ярче, полнее и интереснее наше оперение, тем выше будет их полет.



Предварительный просмотр:

Дошкольники врунишки или почему дети обманывают

Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то должны быть готовы выслушивать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно. Ваша реакция на выражаемые им чувства помогает малышу понять, действительно ли честность – лучшая политика. (Е. В. Герасина.)

Виды лжи:

эгоистическая (когда она продиктована какими-либо личными интересами);

фантастическая (когда ложь продиктована любовью к выдумке, которая чаще всего проявляется в игре);

патологическая, в основе, которой лежит болезненная потребность обманывать себя и других, таким образом, делая свою жизнь интереснее

Причины детской лжи:

– попытка избежать наказания;

– стремление привлечь к себе внимание, самоутвердиться;

– наличие у ребенка проблем, требующих решения;

– защита от стрессовых ситуаций;

– дурной пример окружающих – как детей, так и взрослых.

Как предотвратить детскую ложь:

  • Практически все дети время от времени говорят неправду, и задача родителей в этой ситуации – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от вредной привычки.
  • Ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту сына или дочери. Если ложь малыша, не достигшего 6 лет, можно не пресекать чересчур строго и даже свести дело к шутке, то на вранье ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно. В таком случае следует серьезно поговорить с малышом, обсудить, что толкнуло его на обман и какие последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что лгать плохо и рано или поздно все тайное становится явным.
  • Пусть малыш знает, что вы сразу видите, когда он говорит неправду.

Как узнать, что вам говорят неправду?

В разговоре ребенок может повторять за вами последнюю фразу. Это позволяет малышу выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ. У него меняется выражение лица, появляются непроизвольные жесты, например почесывание носа или брови

Поскольку малыш сознает, что поступает неправильно, то может говорить более тихим голосом; у него меняется тон или темп речи.

Иногда дети пытаются скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.

Первое, что необходимо сделать родителю солгавшего ребенка, – это разобраться в причинах лжи. (разговор «по душам»)

А выяснив причины, действуйте соответственно им:

Постарайтесь снизить ваши требования к ребенку.

Научите его достойно переживать поражения. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.  

Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман, а тем более физических наказаний .

Помните, что детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать. Терпение, внимание, собственный пример – залог развития честности ребенка

Возрастные особенности детской лжи:

Дети младше 5 лет не придают особого значения лжи.

Дети от 5 до 7 лет, однако, более склонны к обману в игре.

Дети младше 6 лет часто рассказывают сочиненные ими истории, выдавая их за правду, и иногда даже верят в них сами.

Но когда ребенок достигает 6 лет, выдуманные истории становятся уже не столь безвредными, особенно если вы или сам малыш не можете понять, где правда, а где ложь.

Если же ребенок старше 7 лет продолжает хронически лгать, это может свидетельствовать о наличии у него каких-то внутренних проблем. Не исключено, что в подобной ситуации малышу даже понадобится помощь детского психолога.

К 8 годам ребенок уже хорошо понимает, что врать плохо. И если в таком  возрасте  он  продолжает  обманывать,  это  может  быть  обусловлено более серьезными причинами, чем желанием выиграть, например чувством неполноценности и желанием казаться лучше, чем он есть на самом деле.

Что нужно знать родителям детей, которые лгут:

  • Вымыслы малышей еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому.
  • «Ложь» детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и «лживость» сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих.
  • С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами не образец правдивости.
  • Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь «из приличия» и, чтобы приучить ребенка к «вежливой» лжи, иногда нужно немало усилий.



Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\user\Desktop\ДЕТИ-НАД ТЕКСТОМ УДОБНО.pngЗабывчивость, рассеянность

«Моя дочь все время что-нибудь забывает или теряет. Она много раз забывала сотовый телефон в общественном транспорте, оставляла одежду в гостях у друзей, теряла в школе свою сменную обувь, а однажды вообще вышла из дома зимой в тапочках. Это становится просто опасным. Как бороться с забывчивостью и рассеянностью?»

Каждый человек время от времени теряет вещи и может выйти на улицу в тапочках. Забывчивость и рассеянность в той или иной степени свойственна любому, вопрос в том, насколько это мешает человеку в жизни. Иногда дети используют эту особенность в собственных целях, если не хотят выполнять какое-либо задание, но боятся бросить открытый вызов родителям. Вместо: «Я не хочу» они говорят: «Я собирался сделать, но забыл». Определите, ребенок действительно забывчив или ему просто захотелось получить новый сотовый телефон, новые туфли и снова побывать в гостях у друзей. Получает ли ребенок все, что он хочет, сославшись на забывчивость и рассеянность? Так легко бывает сказать: «Ой, я снова забыла, может, выручишь?», «Я такая рассеянная, сделаешь за меня?», «Ну, ты знаешь, какая я рассеянная, не надо было мне этого поручать», «Ты ведь меня знаешь, надо было еще раз напомнить» и т. д. Возможно, вы не раз слышали подобные фразы из уст коллег и каждый раз приходили на помощь. Остановитесь! Забывчивость и рассеянность и в детском возрасте, конечно, может иметь физиологическую основу, но это не та болезнь, с которой нельзя справиться.

Не внушайте ребенку мысль, что он рассеян или забывчив. Не говорите другим людям об этом. Не ругайте ребенка.

Не принимайте отговорок: «Я забыл...», спросите: «Ты действительно хотел это сделать? Что ты предпринял, чтобы запомнить то, о чем я тебя просила?»

Прекратите чрезмерно опекать ребенка. Если он где-нибудь забыл вещи, дайте ему возможность обойтись без них. В другой раз будет внимательнее. Потерял мобильный телефон — не покупайте в течение нескольких месяцев новый; вышел на лестничную площадку в тапочках — не напоминайте об этом, пусть, выйдя из подъезда, вернется и переоденет и т. д. Ребенок потерял деньги по дороге в магазин — пусть вернет их из собственных карманных денег. Забыл новый свитер у друзей — пусть носит старый.

Научите ребенка-школьника планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий объясните ему, не используйте похвалу слишком часто. От этого теряется ее ценность. Если вы хотите одобрить ребенка, скажите, какое именно действие вас обрадовало, вместо обычного: «Молодец!»

Говорите ребенку, что любите именно его, а не те достижения, которых он добивается. Да, вы гордитесь его победами, но не станете любить его меньше в случае неудачи. Не говорите девочке-подростку: «Ты себя недооцениваешь, ты ведь красавица». Любое зеркало опровергнет ваши слова. Лучше предложите: «Что именно ты хотела бы изменить в себе в первую очередь? Давай попробуем сделать это вместе?»

Чаще называйте ребенка по имени в присутствии своих друзей. Не выставляйте напоказ его успехи: «А знаете, в первом классе она заняла первое место в конкурсе букетов!», «Она самая умная девочка в классе» и т. д. Вы должны показать, что цените прежде всего ребенка, а не то, чего он достиг. Скажите просто: «Это моя дочь — Анна. Я очень ее люблю», «Это моя сестренка — Лена. Лучшая сестра в мире» и т. д. Девочки очень часто страдают от дефицита внимания со стороны отца. Договоритесь с супругом, что он будет чаще делать комплименты внешности дочери, но не льстить ей. Родители должны, прежде всего, работать над собственной самооценкой, чтобы дети могли брать с них пример. Превратите процесс борьбы с заниженной или завышенной самооценкой в игру. Оставляйте детям записки в самых неожиданных местах с веселыми надписями. Будет забавно, если ребенок увидит утром на зеркале в ванной листок с надписью: «Какая же ты красивая и кому такая красота достанется?» или в перчатке: «Целую тебя в ладошки», а можно и так: «Если ты такой умный, где Нобелевская премия?» и многое, многое другое…



Предварительный просмотр:

«Система поощрений первоклассника»

 

Что только ни делают родители, чтобы их дети стали учиться лучше! Вот своеобразный топ методов стимулирования хорошей успеваемости у первоклассников.

Метод № 1: похвала

Похвала — как халва. Она творит чудеса практически с любым ребёнком, особенно — с первоклассником. Ведь сначала малыш не может сам разобраться, что хорошо, а что плохо в делать в школе. Почему бег на физкультуре поощряется, а по коридорам — запрещается? Почему в классе нужно сидеть тихо, а если спросит учитель — говорить громко? И ещё тысяча и один вопрос, на которые ответы он получит постепенно от учителей, родителей и одноклассников. При этом вопросы он может задавать исподволь, просто рассказывая о том или ином случае, произошедшем с ним в школе. Задача родителей — искренне хвалить за то, что он сделал правильно и не ругать за всё остальное. Отрицательные высказывания родителей могут совершенно отвратить ребёнка от школы или, в лучшем случае он просто перестанет рассказывать всё подряд, в страхе получить резкую оценку от близких ему людей.

Метод № 2: уважение

Каждый человек нуждается в уважении, даже такой небольшой, как первоклассник. Разговаривая с ним о школе, о его успехах в обучении, всячески давайте ему понять, что вы его за это очень уважаете. Не забывайте высказываться в уважительном тоне о школьных занятиях и успехах ребёнка в присутствии родственников, друзей и просто знакомых. Это повышает самооценку малыша и он стремиться соответствовать своему статусу, не разочаровывать родителей.

Метод № 3: финансирование

Спорный метод поощрения первоклассника, однако современные дети весьма продвинуты в финансовых вопросах, поэтому можно попробовать. Кто знает, может быть из него позже великий экономист получится? Всё равно ребёнку нужны деньги на карманные расходы. Их-то многие родители и привязывают к успехам в школе. Но тут надо всё по-честному и регулярно. Обычно устанавливается базовая ставка в неделю (день или месяц — как удобнее). Все плохие дела уменьшают эту сумму, а хорошие — увеличивают. Тонкость в том, что списки хороших и плохих коэффициентов тоже должны быть оговорены заранее, как и верхняя и нижняя планки финансирования, за пределы которых родители не выходят.

Метод № 4: исполнение желаний

С первоклассниками хорошо проходит такой маневр, как исполнение желаний. Родители договариваются с малышом, что в случае если он выполняет хорошо все школьные требования, то с зарплаты они покупают ему то, что он хочет или исполняют одно его желание (лучше приз оговорить заранее). Однако это не очень хороший метод, так как либо запросы ребёнка начинают расти непомерно, либо у него вообще пропадает интерес к подаркам после того, как он получит наиболее желанные из них.

Но лучше всего срабатывают все эти методы сразу. Они могут отличаться и вырабатываются методом проб, но в конце-концов получается схема, которая удовлетворяет и детей и родителей.

 Интернет – ресурс: http://ros-obrazovanie.ru/ 



Предварительный просмотр:

Консультация родителям

«Готовность к школе

и детские рисунки — есть ли связь?»

О том, что анализировать детские рисунки можно и нужно, знают уже не только психологи, но и большинство родителей. Ребёнок выражает в рисунках свои страхи, надежды, мечты и желания, указывает на своё место в жизни семьи, и, что очень ценно, делает это неосознанно. Расшифровка детских рисунков — дело опытного специалиста-психолога, однако родители тоже могут сделать общие выводы о психологическом комфорте или дискомфорте малыша, и, в случае необходимости,

помочь ему.

А можно ли по детским рисункам определить — готов ли малыш к поступлению в школу?

Общие правила анализа детских рисунков

Чтобы родительская диагностика рисунков хоть немного приближалась к профессиональной, нужно чётко соблюдать следующие правила:

  • анализировать можно рисунки детей старше четырёх лет;
  • никогда не анализируем один рисунок — только несколько;
  • рисунки должны быть созданы малышом самостоятельно, без подсказок взрослых;
  • у малыша должно быть достаточное количество хороших карандашей, ручек, фломастеров;
  • во время рисования кроху не нужно отвлекать;
  • если вас что-то насторожило в рисунках своего ребёнка — не ставьте диагноз самостоятельно и ни в коем случае не начинайте лечить; обратитесь к хорошему детскому психологу, возможно, что поводов для беспокойства не так много, как вам кажется.

Какие цвета предпочитает ваш ребёнок?

Если у малыша целая коробка хорошо отточенных карандашей, но при этом он с завидным постоянством рисует одним и тем же цветом, полюбопытствуйте, что обозначает этот цвет:

  • чёрный  цвет подавленности, крик помощи о беспокойстве. Нужно учитывать, что чёрный цвет многие дети определяют как самый яркий, поэтому прежде чем впадать в панику — поинтересуйтесь, почему кроха выбрал именно чёрный цвет — вполне может оказаться, что поводов для беспокойства нет;
  • фиолетовый цвет выбирают дети с хорошо развитой фантазией и быстрым мышлением;
  • красный цвет нравится детям, стремящимся быть победителями во всём, иногда — вплоть до агрессии. Однако красный — второй цвет по яркости и может использоваться детьми именно в связи с этим фактором;
  • коричневый цвет выражает негативизм и медлительность, но вы же понимаете, если малыш рисует лес весной — избыток коричневого цвета вполне оправдан;
  • синий цвет выбирают дети, склонные к самоанализу и сосредоточенности на своих проблемах;
  • зелёный цвет любимый у стремящихся к независимости и упрямых детей. Эти же качества могут перейти в упорство и самостоятельность — вполне замечательные качества;
  • жёлтый цвет предпочитают любознательные дети, испытывающие положительные эмоции;
  • серый цвет нравится малышам, которые хотели бы стать незаметными и которые желают отделить себя от реальной жизни.

Обычно дети-дошкольники используют для рисования 5-7 цветов — самых распространённых. Если же ваш малыш пользуется большим количеством карандашей, фломастеров или красок — вы можете быть уверены в том, что у вас растёт творческая личность, чувствительная и ранимая. 

Как рисует ваш ребёнок?

  • Рисунок имеет тщательно прорисованные детали, выполнен аккуратно — малыш усидчив и внимателен, кроме того, в момент рисования его не отвлекали и он не думал о посторонних вещах.
  • Рисунок неаккуратный, имеет лишь общие очертания или вообще ни на что не похож — ребёнок неусидчив или спешил куда-либо, а может быть, его мысли в момент работы были заняты чем-либо другим. Если ребёнок использовал яркие краски — отвлекающий фактор был позитивным, а если в тёмных — негативным.

Кто ваш ребёнок в зависимости от рисунков?

  • Небо, солнце, белые или голубые облака — мечтатель.
  • Домики, квартиры, комнаты — хозяин.
  • Заборы — беззащитный.
  • Цветы — любитель гармонии.
  • Деревья в лесу — нуждающийся в заботе и крепкой семье.
  • Тёмное небо с луной и звёздами — путешественник с сильным характером.
  • Мелкие рисунки, расположенные цепочкой или сами цепи — любитель порядка и последовательности во всём.
  • Людей с прорисованными деталями туловища, рук и ног — широкой души человек, понимающий и добрый.
  • Людей с хорошо прорисованными лицами — общительный человек, хорошо заводящий новые знакомства и дорожащий старыми.
  • Каракули — ребёнок, стоящий на пороге перемен, который не может перенести свои эмоции на бумагу.

Ребёнок и семья

  • Рисует свою семью без себя — считает, что он никому не нужен.
  • Рисует себя самым маленьким, даже если у него есть младшие братья и сёстры — считает себя самым малозначащим членом семьи.
  • Рисует себя отдельно от всех — чувствует себя одиноким.
  • Каждый нарисованный родственник стоит отдельно и отгорожен от других линиями — есть психологические проблемы в семье.
  • На рисунке нет кого-то из семьи — малыш не хочет его видеть и в реальности.
  • На рисунке все счастливы, улыбаются или заняты общим делом — хорошая обстановка в семье.

А как это относится к готовности ребёнка к школе?

  • Если на рисунках вашего ребёнка преобладают «тревожные» цвета, и элементы, свидетельствующие о тревожности и проблемах в семье — ребёнка нужно дополнительно подготовить к школе, быть с ним внимательными и ласковыми. Желательно проконсультировать с психологом.
  • Если рисунки ребёнка свидетельствуют о психологической зрелости — такой необходимости нет.

Ещё раз о важном: заключение может сделать лишь специалист. Вы сами вправе повлиять на малыша лишь лаской, заботой и вниманием — а это нужно любому дошкольнику, собирающемуся стать первоклассником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации родителям детей 4-5 лет

Неправильно думать, что ребенок обделен только потому, что он живет с одним из родителей. Гораздо больше дети страдают, если родители терпеть не могут друг друга, но про...

Консультации родителям детей 2-3 лет

Мы не знаем, насколько осведомлен был в вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское стихотворение отражает психологическую реальность развития реб...

Консультации родителям детей 3-4 лет

Термин «кризис трех лет» — название достаточно условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и в 3.5, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Но рано или поздно приходит...

Консультации родителям детей 5-6 лет

Рекомендации и консультации для родителей...

Консультации родителям детей 6-7 лет

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...

Консультация родителей детей младшего возраста "Подвижные игры и речь"

Листок - конультация для стенда логопеда в группе, адресованный родителям....

Консультация родителей детей дошкольного возраста на тему "Формирование фонематического слуха"

В материале перечислен комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста...