Консультации родителям детей 4-5 лет
консультация (средняя группа) по теме

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

 

     Неправильно думать, что ребенок обделен только потому, что он живет с одним из родителей. Гораздо больше дети страдают, если родители терпеть не могут друг друга, но продолжают оставаться вместе только из-за детей. На глазах у малыша мама с папой ругаются, ссорятся, иногда дерутся, игнорируют друг друга, или, еще хуже, каждый живет собственной жизнью. Неужели подобный пример нездоровых отношений в семье лучше для ребенка, чем жизнь только с одним из родителей.

     Многие счастливые дети были выращены одинокими мамами и папами. Только от вас зависит, будет ребенок страдать от подобных обстоятельств или нет. Не нужно оправдываться перед ребенком за то, что вы у него одна (один), не пытайтесь заменить собой и отца, и мать. Наоборот, научитесь получать преимущества от этой роли. Об этом и многом другом на этой страничке

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Я воспитываю ребенка одна (один)»…

     «Я чувствую вину в том, что я родитель-одиночка. Боюсь, что не смогу стать для ребенка и мамой и папой одновременно. Я ведь действительно не смогу дать ему все, что дает полная семья. С другой стороны, мне необходимо время и для себя. Насколько будет страдать мой ребенок от подобной ситуации ?»

     Неправильно думать, что ребенок обделен только потому, что он живет с одним из родителей. Гораздо больше дети страдают, если родители терпеть не могут друг друга, но продолжают оставаться вместе только из-за детей. На глазах у малыша мама с папой ругаются, ссорятся, иногда дерутся, игнорируют друг друга, или, еще хуже, каждый живет собственной жизнью. Неужели подобный пример нездоровых отношений в семье лучше для ребенка, чем жизнь только с одним из родителей.

     Многие счастливые дети были выращены одинокими мамами и папами. Только от вас зависит, будет ребенок страдать от подобных обстоятельств или нет. Не нужно оправдываться перед ребенком за то, что вы у него одна (один), не пытайтесь заменить собой и отца, и мать. Наоборот, научитесь получать преимущества от этой роли. Вы спросите, какие преимущества могут быть в такой ситуации? Отвечаю:

  • Родители часто спорят, критикуют друг друга за то, что, по их мнению, каждый проводит недостаточно времени с ребенком. У вас подобных ссор просто не бывает.
  • Методы воспитания папы и мамы часто различны, и эта рассогласованность порой отрицательно влияет на ребенка. Вам не нужно бороться из-за методов воспитания.
  • В семьях с одним родителем у детей в большей степени проявляется осознание собственной необходимости и важности. Если вы живете только вдвоем с ребенком, каждый из вас вынужден больше прислушиваться к мнению другого. Обсуждайте с ребенком любые решения, принимаемые вашей маленькой семьей.

 Перечислю несколько проблем, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей в одиночку:

1. Ребенок грозится уйти к другому родителю.

     Спросите себя, не злится ли ребенок, не пытается ли таким образом вас обидеть, возможно, он хочет избежать выполнения домашней работы, то есть манипулирует вами? Действительно ли он считает, что в доме у другого родителя ему будет лучше? Проверьте все варианты. Обсудите это с ребенком, скажите: «Хорошо, ты можешь уйти, но ты всегда можешь вернуться». Всегда отвечайте так. Тем самым вы лишаете ребенка возможности манипулировать вами, перекладываете ответственность за подобное решение на него и вынуждаете задуматься над серьезностью этого шага.

2. Сын, воспитываемый матерью,

не имеет перед собой модели мужского поведения.

     Задача матери — организовать общение сына со взрослыми мужчинами. Не препятствуйте общению ребенка с вашим бывшим мужем — мальчику необходим пример отца. Если папа появляется в жизни ребенка очень редко, найдите поддержку у других членов семьи, которые могут помочь заботиться вам о ребенке, показывая ему пример. Безусловно, в полных семьях процесс возмужания подростка происходит легче, но при условии, что отец занимается сыном. А так бывает не всегда. Дяди и дедушки часто более внимательны к внукам или племянникам, чем к собственным детям, поэтому привлекайте их к воспитанию сына.

3.Ребенок сравнивает родителей и вынуждает

каждого плясать под его дудку.

     Не поддавайтесь попыткам детей манипулировать вами, сравнивая вас с другим родителем. Не покупайте ничего только потому, что это есть в доме у другого. Договоритесь с супругом покупать для ребенка совместные подарки или хотя бы обсуждайте, что можно, а что нельзя дарить. Вы не сможете заставить ребенка любить меньше папу (или маму) только потому, что ваши подарки дороже.

4.Ребенок оказался в ситуации конфликта

с одним из родителей.

     «Ты такой же, как и твой папочка!» — говорит мам сыну. Ответ: «Я его сын, ты этого не знала?» «Ты неблагодарней!», «Я положила на тебя всю свою жизнь!» Ответ: «Я тебя об этом не просил». Знакомая ситуация? Зачем вы задает подобные вопросы? Ожидаете от подростка благодарности или хотите навязать ему чувство вины? Не ждите благодарности з то, что вы мать или отец. Свой долг ваши дети отдадут вашим внукам. Не навязывайте своему ребенку чувство вины, этим вы воспитываете безынициативность и инфантилизм.

5.Родители боятся завязывать личные отношения

с другим человеком из страха, что ребенку

от этого станет хуже.

     Вы просто обязаны подумать о своей личной жизни. Это не только не навредит ребенку, но и даст вам возможность убедиться, что развод — это еще не конец света. Если вы ощущаете потребность в новых отношениях, не думайте о сыне (дочери) как о помехе. 

     Напротив, ваш оптимизм и открытость станут хорошим примером жизнелюбия для ребенка.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  «Я столько лет работаю с детьми, но со случаем, когда меня в глаза передразнивают, сталкиваюсь впервые, мои же слова публично были повторены с разными ужимами! Такая неблагодарность! Даже слезы к глазам подступают».

«Сережа то и дело кривляется. За ужином рожи скорчит. Бабушка что бы ни сказала, он обязательно передразнит ее:"У-сю-сю, Сереженька, бери еще пирожок". Смотреть противно, но нормальных слов парень не понимает». 

    Кривляние — отнюдь не игра. Хоть Шекспир и сравнивал  нашу жизнь с театром, а людей с актерами, но цирк, артист и клоун — не одно и то же. Рыжий появляется на арене на потеху публике. Может быть, и наши дети тоже хотят развеселить нас, внести в наш скучный быт капельку веселья и радости? Или это что-то иное, или детьми движут не столь благородные

порывы? Кривляющийся ребенок привлекает к себе внимание окружающих из эгоистического желания быть лидером группы.

Кривляка стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, заниматься только его персоной. А значит, это не что иное, как очередной каприз или прихоть растущего индивида. Почему же дети считают, что они обделены вниманием взрослых: родителей, учителей, наставников, воспитателей? Видимо потому, что, с их точки зрения кому-то всего достается больше или ситуация не в их пользу в результате того или иного события мы, взрослые, долго не замечаем ревнивых детей или замечаем, но не придаем значения дефицит внимания становится хроническим, а кривляние выбирается ребенком в качестве наиболее эффективного средства его восполнения. То же происходит и в случае, когда события в жизни ребенка кажутся нам малозначительными, и мы целиком погружены в обыденную суету и текучку взрослых забот и волнений. Привычка посредством кривляний, удовлетворить потребность в любви, внимании и заботе окружающих подкрепляется злорадным чувством превосходства, которое испытывает ребенок, нарушая общественные нормы, причиняя боль близким людям, заставляя экстремально обратить внимание на свою персону.

     Чтобы помочь детям избавиться от столь вредной привычки, следует позаботиться об их эмоциональном благополучии. Пусть ревность и беспокойство ребенка безосновательны, но они являются реальными чувствами. Они существуют в сознании маленького человека, руководят его действиями. Их обязательно нужно устранить. Избрать нужную тактику поведения вам поможет знание особенностей своего ребенка. Всякие общие рекомендации будут здесь неуместны и даже вредны.

     Вторым шагом к устранению этой привычки будет установление тесных доверительных отношений. Только когда ребенок убедится, что его слова будут, не просто услышаны, а правильно поняты, надобность в кривлянии отпадет.

К детям-кривлякам бесполезно применять наказание. В сознании ребенка оно служит еще одним доказательством нашего несправедливого отношения к ним, протест только усилится, усилится и гадкое кривляние. Не лучшим средством воспитательного действия являются и упреки. Если уж прибегать к ним, то только с глазу на глаз, ни в коем случае не публично, иначе мы опять добьемся обратного.

Христианская заповедь, что врачевать зло можно только добром, целиком применима и к кривлякам.



Предварительный просмотр:

МАМЕНЬКИН СЫНОК

     Я хожу на улицу только вместе с мамой или бабушкой. Мне не разрешают гулять вместе с другими ребятами. Мама говорит, что они не умеют играть, а только кидаются песком или машутся палками. С мамой мы ходим в парк или по магазинам. Там хорошо. Дома мы читаем книжка, я рисую картинки и дарю их маме. Раньше я ходил в садик, но потом заболел. Кашлял и мы сидели дома. Долго. А потом я не захотел ходить в садик. Там противный гороховый суп на обед. В нем еще лук плавает. Я плакал. А теперь я в садик не хожу, сижу дома с бабушкой Любой или с мамой.

     Когда Олечке было 4 года, я ушла с работы. Муж прилично зарабатывает. Нам хватает. Дочку, конечно, из садика забрала. Дома все-таки как-то спокойнее. Она всегда со мной. Если готовлю, то и она что-нибудь на кухне делает с куклами или рисует. А вот гулять идем - к детям не подходит. Говорю: «Пойди, поиграй с девочками», а она ни в какую. Через год в школу, а она просто «мамошница» какая-то стала. Все бы и терлась возле меня. Водим ее в школу развития для дошкольников. Так я три часа под дверью сижу. Не отпускает. Говорит: «Мама, никуда не уходи!»

     Ребенок чрезвычайно привязан к дому. В группе с ребятами не общается. Сядет на стульчик и сидит возле окна. Спрашивает: «А когда моя мама придет?» Вечером схватит ее за руку и не отпускает. Я уже не говорю про слезы по утрам. Ну ладно бы первая неделя была. А то уже почти год в группу ходит и все вот так. Вообще-то он мальчик послушный и умненький, но какой-то маменькин сынок. Так его и в группе дразнят. Даже жалко смотреть!

     Все три приведенных отрывка описывают сходные ситуации, воспринимаемые тремя разными людьми, каждым со своей позиции. Ребенок рассказывает о плюсах и минусах своего существования под бдительным надзором любящих его взрослых. Мама выражает родительскую озабоченность чрезвычайной зависимостью от нее шестилетней дочери. Эта зависимость, кстати, сотворена собственными руками этой женщины. Наконец, воспитатель детского сада вскрывает ситуацию не изнутри, а с точки зрения неравнодушного, но стороннего наблюдателя. Все эти ситуации называются в психологии случаями симбиотической зависимости в отношениях матери и ребенка.

     Первое, а тем более единственное дитя - предмет особых забот своих родителей. Подрастая, ребенок выходит из пелен. Единственные же дети дольше других находятся в психологической зависимости от родителей. Воспитать детскую привязанность по типу собачьей верности у детей 2-2,5 лет довольно легко, преодолевать же ее значительно труднее.

     Быть со своим ребенком - естественное желание всякой матери. Оберегать свое чадо от опасностей, лишений и неприятностей, - не есть ли это высшее проявление родительской любви? Да, опека нужна малышу. В присутствии матери он активнее познает окружающий мир, легче вступает в контакты, демонстрирует творческую изобретательность в игре. Но если родители держат сына или дочь «на коротком поводке», проявляя гиперопеку, то это может стать стимулом к формированию феномена «маменькин сынок». При этом ребенок утрачивает всякую инициативу и ждет появления родителей или указаний с их стороны. Собственные суждения малыша заменяются оценками родителей. Он как бы утрачивает свои желания и хочет одного - быть с ними вместе.

     Какие же психологические и педагогические просчеты ведут к этому? Прежде всего, миф о том, что хорошо ребенку может быть только с матерью. Не будем упоминать здесь, что далеко не каждая мать достойна этого звания. Речь сейчас не о них. Общение со сверстниками и другими детьми так же необходимо дошкольникам, как и общение с членами собственной семьи. Первое стимулирует развитие личности, второе дает чувство собственной значимости. Ограничивая взаимодействие ребенка с другими из страха, что они могут причинить вред, семья подавляет стремление малыша к росту и развитию своей самостоятельности, немаловажную часть которой составляет автономность не биологического, а психологического существования. Научиться обходиться собственными силами, без мамы, не менее важно, чем научиться ползать или ходить.

     Второй просчет состоит в понимании родительской любви как стремления во всем идти навстречу желаниям своего дитяти. Вспомним приведенные выше ситуации. Стоило мальчику заявить, что он больше не хочет ходить в садик, как семья пошла у него на поводу, хотя просьба, скорее всего, была продиктована инерцией поведения, страхом перед переменами, произошедшими в его отсутствие. Вспомните хотя бы свое состояние повышенной тревоги и растерянности перед выходом на работу после отпуска или перед началом сезонных работ на дачном участке после продолжительного зимнего бездействия. И вместо того чтобы оказать помощь ребенку в преодолении этой инерции и страха, его «привязывают» к дому. Или случай с девочкой Олей. Мать считает нормальным свое многочасовое томление под дверью, раз того хочет ее дочь. Она испытывает, конечно, определенные неудобства, но мирится с ними и продолжает потворствовать девочке.

     Третий просчет - это родительский эгоизм. Человеку приятно чувствовать свою нужность, лестно осознавать свое умственное и физическое превосходство. Читать малышу, объяснять что-либо ему, отвечать на его вопросы вдвойне приятно. Думать, что, предостерегая ребенка от неправильных действий, занимаешься его воспитанием, да просто погрузиться в мир детства и на время забыть обо всех взрослых проблемах - это ли не удовольствие. Но, испытывая подобные чувства, не надо забывать об интересах детей. Далеко не всегда то, что нравится нам, будет приятно и им. У взрослых своя жизнь, у детей - своя. Их нужды далеко не всегда совпадают с нашими. Каждой стороне приходится решать свой круг задач. Мы находим нужным посвящать ребенка далеко не во все взрослые проблемы, также следует оставить часть забот самому ребенку. Скорее всего, мальчик с большей вероятностью согласится получить подзатыльник от более сильного сверстника и после этого вступить с ним в игру, чем прятаться за материнский подол.

     Чтобы помочь ребенку обрести самостоятельность, надо приветствовать и поддерживать его контакты с окружающими детьми. Манипулирование привязанностью приведет к формированию нежизнеспособной личности, идущей на поводу у более сильного, прячущейся от решения любых возникающих проблем. Привязанность малыша - это двойная ответственность. Упиваясь любовью ребенка к себе, его желанием всегда находиться при вас, вспомните о собачонке, что ждет в пустой квартире своего хозяина и часами скулит под дверью от тоски и одиночества. Не обрекайте на подобное своих детей. Ведь при всем желании вы не сможете заменить ему вся и всех.



Предварительный просмотр:

Спи, моя радость, усни, или

О чем может рассказать поза спящего ребенка

Оказывается, поза спящего человека может рассказать о его психологическом состоянии! Итак, ребенок уснул, посмотрите внимательно на его позу. Лежит на спине в центре кровати, руки и ноги раскинуты, расслаблены. Руки по бокам или на уровне головы, могут быть немного согнуты в локтях. Голова слегка запрокинута. Поза «открытая, так спят младенцы, и не зря. Такая поза говорит о душевном комфорте, ребенку хорошо и уютно в окружающем его мире, он уверен в себе и в близких. На боку - еще одна хорошая поза: колени слегка согнуты, руки под щекой или слегка согнуты, конечности лежат симметрично. Такая поза говорит о физиологическом комфорте, ощущении надежности, уравновешенности. Ребенок вполне приспособлен к условиям окружающего мира. На животе, ноги вытянуты, руки по бокам или на уровне, выше головы. Поза рассказывает о ранимости и уязвимости ребенка. Он не любит неожиданностей, старается контролировать (скрывать) свои эмоции. Сон в такой позе по диагонали кровати говорит о еще большем стремлении ребенка защититься от внешнего мира. На коленях: ребенок поджимает ножки, голова оказывается ниже, попа - выше. Эта поза - сигнал протеста. Либо ребенок до последнего сопротивлялся засыпанию, либо не согласен с каким-то жизненным событием. «Калачиком»: поза на боку, лицо спрятано, руки и ноги поджаты, ребенок может укутываться или накрываться с головой одеялом. Такая поза - признак высокой тревожности, беспокойства, незащищенности, ранимости, стремление спрятаться от проблем и неприятностей. Чем больше «сжата» фигура, тем сильнее эмоциональное напряжение. Другие особенности поз:

•ребенок как будто ухватывается ногами за постель - признак сопротивления жизни;

•ноги сильно подогнуты в любой позе - не позволяет себе расслабиться, как будто готов проснуться и сразу бежать;

•руки, сжатые в кулаки, в замок - знак обороны;

•одна рука расслаблена, другая сжата - возможен конфликт с кем-то из окружающих;

•ребенок как будто отгораживается, закрывается руками - в реальной жизни он не хочет чего-то видеть, слышать, ощущать, это поза защиты;

•ребенок, спящий в обнимку с игрушкой легкораним, эмоционален, нуждается в ласке и внимании близких.

Внимание! Перечисленные выше позы сна и их расшифровка актуальны для детей примерно от двух лет (у каждого индивидуально), т.к. до этого возраста сохраняются физиологически обусловленные позы. Например, согнутые ручки и ножки, сжатые пальчики у младенца, сон на животе у двухлетнего малыша, сон по диагонали кровати у полуторагодовалого малыша, у многих дошколят он сохраняется примерно до 5-6 лет - совершенно нормальны и не читаются как тревожные признаки.



Предварительный просмотр:

Что делать, если Ваш

ребёнок заикается?

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Существует мнение, что маленьких детей не беспокоит качество их речи, в частности, потому, что с самого ее становления они привыкают к имеющемуся дефекту. Это не совсем правильное суждение.

    При лечении заикания, как и вообще в медицине, действует неукоснительно правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни.

    Заикание может возникнуть внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Известны случаи, когда заикание возникло уже в зрелом возрасте. Все это говорит о том, что предрасположенность к заиканию может сохраняться очень долго, но проявляется порой только в чрезвычайных обстоятельствах или в стрессовой ситуации.

Причины заикания у детей

    Это всегда - ослабленность центральной нервной системы. Между тем, поводы к возникновению заикания разнообразные:

- после частых инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.

- после испуга или при длительной психической травмирующей ситуации (постоянном грубом отношении к ребенку).

- внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

- нередки случаи заикания у детей, родители которых очень часто обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

- у детей, которые поздно начали говорить (в возрасте около трех лет), может одновременно с бурным развитием речи возникнуть и заикание.

- заикание может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой (т.е. они плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук).

                       

Симптомы заикания

- ребенок вдруг внезапно замолкает или даже отказывается говорить, причем это длится от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, заикаясь.

- ребенок начинает вставлять перед отдельными словами лишние звуки ("а", "и").

- повторять первый слог или целое слово в начале фразы.

- у ребенка появляются вынужденные остановки в середине слова или фразы.

- ребенок проявляет признаки затруднения перед началом речи.

    Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить. При первых указанных признаках нужно проконсультировать ребенка у логопеда.

Лечение заикания

    Лечением заикания занимаются логопеды и психотерапевты, т.к. это заболевание функционального характера и не связано с истинным поражением речевого аппарата. Прогноз обычно благоприятный. Так как у заикающихся детей ослаблена нервная система, рекомендуется спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим, индивидуальный подход.

Профилактика заикания

 Нельзя разрешать детям подолгу смотреть телевизор, играть перед сном в активные игры, читать не соответствующую возрасту литературу, особенно страшные сказки и истории. Это переутомляет и перевозбуждает ребенка. После перенесенных заболеваний нужно соблюдать предписанный режим дня и не перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, телевизор и т.п.) Не запугивайте ребенка и не оставляйте в виде наказания одного в темном помещении.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем внимание детей»                                                                             

Мы развиваем умение сосредотачиваться, переключать внимание. Для того чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно для начала провести диагностику внимания, а именно — определить особенности внимания ребенка и установить, какого рода у него «невнимательность».

Для этого понаблюдайте за ребенком, за тем, как он работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте для себя на следующие вопросы:

 Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок? Широкое или узкое у него поле зрения — сколько предметов сразу он может охватить своим взглядом?

 • Насколько медленно или быстро он входит в работу? Сколько времени нужно ребенку, чтобы начать заниматься делом продуктивно?

 Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь? Быстро ли он устает?

 Когда он допускает больше ошибок  - в начале, в середине или в конце занятия?

 В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

   Ответив на эти вопросы, вы сделаете полдела, потому что понимание особенностей внимания ребенка поможет вам снять излишнее напряжение — теперь вы будете знать, над чем именно вам предстоит работать.

   В некоторых случаях особенности внимания ребенка могут быть обусловлены особенностями развития нервной системы. Если ребенок гиперактивен или излишне медлителен, причина тому - не недостаточная сформированность навыков сосредоточения или переключения, а особенности протекания процессов возбуждения и торможения у вашего ребенка. Очень часто дети не могут долго высиживать на занятии, начинают отвлекаться и заниматься своими делами именно потому, что их нервная система еще недостаточно созрела. В этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять работу, относящуюся к одному и тому же виду деятельности, попросту вредно для его здоровья. Квалифицированные советы вам может дать невропатолог, у которого желательно пройти консультацию.

Однако кроме физиологических причин невнимательности существуют причины и психологического характера.

   Обратите внимание на те виды деятельности, в которых невнимательность проявляется больше. Причина может скрываться в отношении ребенка к этому занятию. Возможно, по отношению к данному виду деятельности у него существуют страхи, повышена тревожность. Например, страх математики и боязнь быть в ней неуспешным может быть причиной того, что ребенок уходит в свои переживания и ничего уже вокруг себя не видит. И вашей задачей в данной ситуации будет поменять отношение ребенка к этому предмету.

   Вопрос невнимательности может также касаться саморегуляции. Ребенок допускает много ошибок не потому, что он чего-то не увидел, не заметил, а потому, что не может справиться с собой, действует импульсивно, торопится. Это означает, что развивать нужно не внимание, а навыки саморегуляции. Вопрос может быть отчасти решен, если правильно организовать режим занятий и отдыха вашего школьника.

Для разного возраста применимы свои методы и способы развития и корректировки внимания. В любом случае развивать внимание желательно, используя интересные для ребенка виды деятельности. Сначала стоит найти занятия, которыми ребенок может заниматься долго и с увлечением и в которых результативность зависит от умения концентрироваться. В этом случае он с охотой и с пользой будет проводить время, параллельно развивая навыки сосредоточения.

   Вы можете развивать навыки внимания подспудно в повседневной жизни, обращая внимание ребенка на то, что находится вокруг него, вместе с ним разглядывая различные предметы, интересуясь деталями, фантазируя на эту тему, обсуждая. Задачу можно ставить шире — не просто развить навыки сосредоточения, переключения, а научить ребенка интересоваться окружающим миром, чем-то увлеченно заниматься.

   Можно также предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.

Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволяет ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.

Вы можете предлагать ребенку различные игры, требующие внимания. Это могут быть мозаики, пазлы, конструкторы, предполагающие внимание к мелким деталям и увеличенный охват поля зрения. Подходят все занятия, в которых развивается координация руки и глаза. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками. Принципиально важно, чтобы ребенку при этом было интересно. Это связано с тем, что только с появлением положительного опыта упорного целенаправленного сосредоточения у него возникнет желание прилагать свои усилия и сосредотачиваться на предметах, которые ему не столь интересны.

И главное, конечно, не забывать хвалить ребенка за любые, пусть и минимальные, успехи и достижения. Ваша похвала будет для него лучшим стимулом! 

Литература

  1. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008. С. 78 – 104.
  2. Яничева Т. Г. и др. Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей. — СПб.: Издательство «Речь», 2007 — 144 с.



Предварительный просмотр:

Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредоточиться?

Давайте, прежде всего, не будем в данном случае использовать слова «бороться» или «биться». Мы развиваем умение сосредотачиваться, переключать внимание. Для того чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно для начала провести диагностику внимания, а именно — определить особенности внимания ребенка и установить, какого рода у него «невнимательность».

Для этого понаблюдайте за ребенком, за тем, как он работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте для себя на следующие вопросы:

•        Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?

Широкое или узкое у него поле зрения — сколько предметов сразу он может охватить своим взглядом?

 •        Насколько медленно или быстро он входит в работу? Сколько времени нужно ребенку, чтобы начать заниматься делом продуктивно?

•        Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь? Быстро ли он устает?

•        Когда он допускает больше ошибок — в начале, в середине или в конце занятия?

•        В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

Ответив на эти вопросы, вы сделаете полдела, потому что понимание особенностей внимания ребенка поможет вам снять излишнее напряжение — теперь вы будете знать, над чем именно вам предстоит работать.

В некоторых случаях особенности внимания ребенка могут быть обусловлены особенностями развития нервной системы. Если ребенок гиперактивен или излишне медлителен, причина тому — не недостаточная сформированность навыков сосредоточения или переключения, а особенности протекания процессов возбуждения и торможения у вашего ребенка. Очень часто дети в первых классах не могут долго высиживать на уроке, начинают отвлекаться и заниматься своими делами именно потому, что их нервная система еще недостаточно созрела. В этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять работу, относящуюся к одному и тому же виду деятельности, попросту вредно для его здоровья. Квалифицированные советы вам может дать невропатолог, у которого желательно пройти консультацию.

Однако кроме физиологических причин невнимательности существуют причины и психологического характера.

Обратите внимание на те виды деятельности, в которых невнимательность проявляется больше. Причина может скрываться в отношении ребенка к этому занятию. Возможно, по отношению к данному виду деятельности у него существуют страхи, повышена тревожность. Например, страх математики и боязнь быть в ней неуспешным может быть причиной того, что ребенок уходит в свои переживания и ничего уже вокруг себя не видит. И вашей задачей в данной ситуации будет поменять отношение ребенка к этому предмету.

Вопрос невнимательности может также касаться саморегуляции. Ребенок допускает много ошибок не потому, что он чего-то не увидел, не заметил, а потому, что не может справиться с собой, действует импульсивно, торопится. Это означает, что развивать нужно не внимание, а навыки саморегуляции. Вопрос может быть отчасти решен, если правильно организовать режим занятий и отдыха вашего ребенка.

Для разного возраста применимы свои методы и способы развития и корректировки внимания. В любом случае развивать внимание желательно, используя интересные для ребенка виды деятельности. Сначала стоит найти занятия, которыми ребенок может заниматься долго и с увлечением и в которых результативность зависит от умения концентрироваться. В этом случае он с охотой и с пользой будет проводить время, параллельно развивая навыки сосредоточения.

Вы можете развивать навыки внимания подспудно в повседневной жизни, обращая внимание ребенка на то, что находится вокруг него, вместе с ним разглядывая различные предметы, интересуясь деталями, фантазируя на эту тему, обсуждая. Задачу можно ставить шире — не просто развить навыки сосредоточения, переключения, а научить ребенка интересоваться окружающим миром, чем-то увлеченно заниматься.

Можно также предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.

Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволяет ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.

Вы можете предлагать ребенку различные игры, требующие внимания. Это могут быть мозаики, пазлы, конструкторы, предполагающие внимание к мелким деталям и увеличенный охват поля зрения. Подходят все занятия, в которых развивается координация руки и глаза. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками. Принципиально важно, чтобы ребенку при этом было интересно. Это связано с тем, что только с появлением положительного опыта упорного целенаправленного сосредоточения у него возникнет желание прилагать свои усилия и сосредотачиваться на предметах, которые ему не столь интересны.

И главное, конечно, не забывать хвалить ребенка за любые, пусть и минимальные, успехи и достижения. Ваша похвала будет для него лучшим стимулом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации родителям детей 2-3 лет

Мы не знаем, насколько осведомлен был в вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское стихотворение отражает психологическую реальность развития реб...

Консультации родителям детей 6-7 лет

  Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что ...

Консультации родителям детей 3-4 лет

Термин «кризис трех лет» — название достаточно условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и в 3.5, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Но рано или поздно приходит...

Консультации родителям детей 5-6 лет

Рекомендации и консультации для родителей...

Консультации родителям детей 6-7 лет

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...

Консультация родителей детей младшего возраста "Подвижные игры и речь"

Листок - конультация для стенда логопеда в группе, адресованный родителям....

Консультация родителей детей дошкольного возраста на тему "Формирование фонематического слуха"

В материале перечислен комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста...


 

Комментарии

Ищенко Наталья Сергеевна

взяла на заметку!!!!!!!