Кризисные ситуации
занимательные факты по теме

Эдемова Эльмира Равильевна

В процессе жизни ребёнок сталкивается с различными ситуациями. Как без проблем адаптировать ребёнка к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кризисные ситуации15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисные ситуации

  В жизни ребенка немало кризисных ситуаций. Неизбежные, естественные кризисы: поступление в детский садик, в школу и учеба в пятом классе, рождение брата, сестры.
  Кризисы опасны тем, что способны "закомплексовать" ребенка ("комплекс неполноценности", комплексы "отвергаемого", "неприятия родителями", "затравленного", "одинокого", "безотцовщины", "непонимания со стороны окружающих", "пережитого насилия", "неудачливости").

Комплекс - вытесненные в неосознаваемую сферу психики события, потрясшие ребенка, длительные тягостные ситуации, в которые он попадал, не будучи в состоянии их до конца осознать, контролировать, преодолеть, ощущая при этом страх и безвыходность происходящего, ощущая беспомощность, отчаяние, беззащитность, одиночество в беде, переживая унижение, острую горечь, чувство несправедливости. Все подобное, пережитое ребенком, как говорят, западает в душу, остается в неосознаваемой памяти навсегда и может сокрушительно сказаться на судьбе, на жизни человека.

Нет необходимости  подробно рассматривать проблему комплексов, скажем только, что наипервейший долг родителей - не допустить такого положения, при котором ребенок переживает чрезмерный страх, тоску, длительное состояние тревоги, отчаяния, беззащитности, одиночества, безвыходности своего положения, глубокое унижение. И добавим к этому, принципиально и категорично, что после подобных потрясений ребенок может стать "другим", "другим" в отрицательном смысле: он может оказаться сломленным, может утратить природную мужественность.

Ребенок должен быть уверен, что его родители всегда рядом, даже если они отлучились по своим делам (телефон!), что он защищен, что он в безопасности:      « мы внимательно следим за всем, что происходит вокруг тебя, мы немедленно придем на помощь, у нас много дел и интересов, но твоя безопасность, твои проблемы для нас превыше всего!» И они часто звонят домой, а бабушка сообщает ребенку: "папа звонил, мама звонила, спрашивают, что ты сейчас делаешь...". Повзрослев, он и сам подойдет к телефону, а начиная с семи лет уже способен набрать номер служебного телефона родителей.

Поступление в детский садик, в школу - всегда кризис, но для хорошо подготовленного ребенка этот кризис естествен, не чреват отрицательным, стойким стрессом, не "комплексует". Подготовленный ребенок обучаем и не раздражает воспитателя, понимает все, что надо понимать, умеет все, что надо уметь, способен себя защитить. Он безболезненно адаптируется к новой ситуации, уверенность в себе не только не подрывается кризисной ситуацией, а, напротив, укрепляется. И кризис не только не "комплексует", но, наоборот, укрепляет Я. Для подготовленного ребенка ситуацию, в которой он оказывается в детском садике и в первом классе школы, можно выразить словами: "Не так страшен черт, как его малюют". Не подготовить ребенка к детскому садику, к школе - все равно, что бросить его в воду, наблюдая, выплывет он или нет.

Таким образом, кризис может быть полезным, как стимул, как встряска, добрый опыт преодоления трудностей, может быть и отрицательным, "комплексующим".
В качестве ситуативно и часто возникающих кризисов выступают конфликтные ситуации в общении ребенка с другими детьми. Речь идет о столкновении интересов ребенка с интересами других детей, о нарушении ребенком правил общения, поведения и игры, о борьбе за лидерство в группе, об агрессии самого ребенка или агрессии в его адрес. При этом следует подчеркнуть, что прожить детство, жизнь без конфликтов невозможно, а уступки всем во избежание конфликтов ведут к неизбежному отказу от своего Я, от инстинктов свободы и сохранения достоинства. В конфликтах отстаиваются интересы, притязания, истина и справедливость, оттачивается способность отстоять свое Я. Опыт конфликтов - это опыт преодоления экстремальных ситуаций, наиболее острых моментов в межличностных отношениях.
Конфликты, кризисы стимулируют формирование личности.
Для родителей конфликты, кризисы в жизни ребенка важны тем, что, являясь для ребенка экстремальной ситуацией, лучше всего выявляют его натуру, высветляют основные грани его характера, его личностных особенностей. Ведь ребенок может попадать в конфликтные ситуации из-за того, что повышенно обидчив, инфантилен, интеллектуально снижен. Его могут обижать, что так же порождает конфликты, поскольку он слаб или "маменькин сынок", не способный себя защитить, поскольку он робок с чужими или в нем есть нечто ущербное - он "белая ворона", "рыжий", отвергаемый, унижаемый сверстниками. Ребенок может и сам провоцировать конфликты с другими детьми, поскольку он крайне эгоистичен, не считается с интересами других детей, агрессивен, экстрапунитивен, т. е. склонен считать неправыми, виноватыми всех и никогда - себя, поскольку чрезмерно требователен к другим и гневно отвергает любые требования к себе.

Очевидно, что, увидев подобное в своем ребенке, родители способствуют снижению у него склонности к обидчивости, а она всегда замешана на эгоистичности. В таком случае речь попросту идет о борьбе с повышенным эгоизмом. Если же ребенок инфантилен, родители развивают у него самостоятельность. А если он интеллектуально снижен, пусть, пока не дозреет его ум, играет с более младшими детьми и посещает в школе "класс выравнивания". Если же ребенок робок, необходимо, чтобы он посещал секцию восточных единоборств. Если он - "белая ворона", его учат общению в психотерапевтической группе. Ну а если он "маменькин сынок", с таким воспитанием надо кончать...

Если же ребенок сам провоцирует конфликты, родители эмоционально, мудро, аргументировано указывают ему на причины каждого конфликта: "Ты сам виноват в этом. Если ты не научишься общаться с другими детьми, то окажешься одиноким, у тебя не будет друзей". Рано или поздно ребенок обязательно поймет это.

Итак, конфликты естественны и даже необходимы ребенку как опыт отношений с другими без потери своего достоинства. Весь вопрос в том, что ребенок не должен сам провоцировать эти конфликты, что он обязан знать меру в реакции на конфликтную ситуацию, что он должен научиться разрешать конфликты без озлобленности, мирно, умея прощать, а еще лучше - умея предотвращать конфликты!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Что такое кризис и как помочь своему ребёнку справиться с кризисной ситуацией. ( для родителей подростков).

Презентация для выступления психолога на родительском собрании + текст выступления....

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события.

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события. Тючкова Ольга Олеговна, педагог-психолог.Пояснительная запискаПрограмма предназна...

Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Психологическая помощь детям в кризисной ситуации...

Проявления акцентуации характера и личностных особенностей в кризисных ситуациях.

В этой статье рассматриваются проявления  акцентуации характера и личностных особенностей детей подросткового возраста. Даны рекомендации педагогам по коррекции выраженных акцентуаций характера у...