Проявления акцентуации характера и личностных особенностей в кризисных ситуациях.
статья по коррекционной педагогике на тему

Дедова Светлана Михайловна

В этой статье рассматриваются проявления  акцентуации характера и личностных особенностей детей подросткового возраста. Даны рекомендации педагогам по коррекции выраженных акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaydy.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая работа по сопровождению детей школьного возраста в острых и кризисных ситуациях. Педагоги-психологи ЦПМСС «Ново-Переделкино» Дедова Светлана Михайловна, Кузьменок Юлия Валерьевна, Крюкова Ольга Николаевна.

Слайд 2

Проявления акцентуации характера и личностных особенностей в кризисных ситуациях. Педагог-психолог ЦПМСС «Ново – Переделкино» Дедова Светлана Михайловна.

Слайд 3

Работа психолога с семьёй при кризисе утраты и разлуки. Педагог-психолог ЦПМСС «Ново – Переделкино» Кузьменок Юлия Валерьевна.

Слайд 4

Работа психолога при суицидальном поведении школьников. Педагог-психолог ЦПМСС «Ново – Переделкино» Крюкова Ольга Николаевна.

Слайд 5

Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношения человека к людям, к выполняемой деятельности, к окружающему миру и самому себе.

Слайд 6

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, преувеличенная выраженность отдельных его черт .

Слайд 7

Темперамент, как природное образование – типы акцентуации: Гипертимный Дистимический Аффективно-лабильный Аффективно-экзальтированный Тревожный Эмотивный

Слайд 8

Характер, как социально обусловленное образование – типы акцентуации: Демонстративный Педантичный Застревающий Возбудимый

Слайд 9

Характер, как личностный уровень - типы акцентуации: Экстравертированный Интровертированный

Слайд 10

Две степени акцентуации характера : - явная акцентуация ( крайний вариант нормы); - скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

Слайд 11

Алгоритм действия администрации ОУ в случае гибели учащегося. Сообщить в Д.О. Сообщить родителям . Вызвать полицию и скорую помощь . Предоставить информацию участникам чрезвычайной ситуации . Оказать психолого-педагогическую помощь участникам и свидетелям чрезвычайных ситуаций . Обращение в антикризисный центр . Проведение дебрифинга .

Слайд 12

Две степени акцентуации характера: явная акцентуация (крайний вариант нормы) скрытая акцентуация ( обычный вариант нормы )

Слайд 13

Факторы , влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков (по П.Б. Ганнушкиной) . БИОЛОГИЧЕСКИЕ: Действия пренатальных , натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг . Неблагоприятная наследственность . Органические повреждения головного мозга . «Пубертатный кризис» .

Слайд 14

Психологическая помощь уцелевшим после суицида . ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ: б ыть понимающим, заботливым, не осуждать ; д ать возможность ещё и ещё раз рассказать о событии; б ыть внимательным слушателем, не фиксироваться на ошибках; п одчёркивать, что всё, что они чувствуют – нормально; информировать о группах самопомощи, литературе; з аверить, что вы можете быть полезны.

Слайд 15

Факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков (по П.Б. Ганнушкиной) . СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: Нарушения воспитания подростка в семье . Школьная дезадаптация . Подростковый кризис . Психическая травма .

Слайд 16

Фазы переживания утраты Шок и оцепенение ПРИЗНАКИ Ощущение нереальности происходящего Ощущение увеличения эмоциональной дистанции от окружающих Душевное онемение и бесчувственность Малоподвижность, сменяющаяся минутами суетливой активности Прерывистое дыхание, особенно на вдохе Потеря аппетита Трудности с засыпанием Появление манеры поведения умершего

Слайд 17

Кризис утраты и разлуки Кризис – это тяжёлое психическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.

Слайд 18

Кризис утраты – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека

Слайд 19

Фаза страдания ПРИЗНАКИ Ощущение присутствия умершего Идеализирование умершего Раздражительность, злость, чувство вины по отношению к умершему Ослабление внимания, невозможность на чём-либо сконцентрироваться, нарушение памяти на текущие события Тревога, желание уединиться Нарушение сна Вялость, ощущение, будто пусто в желудке, ком в горле Повышенная чувствительность к запахам

Слайд 20

Десять общих черт самоубийств. Общей целью для суицида является поиск решения. Общей задачей суицида является прекращение сознания. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль. Общим стрессором при суициде является фрустрированные психологические потребности. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность – безнадёжность. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. Общим действием при суициде является бегство (агрессия). Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своём намерении.

Слайд 21

Телефон доверия для детей и подростков 413 – 05 – 35 понедельник - пятница 12.00 – 20.00

Слайд 22

Фаза принятия ПРИЗНАКИ Восстанавливается сон и аппетит Утрата перестаёт быть главным событием в жизни Иногда могут быть острые приступы горя Появляется способность планировать свою жизнь с учётом потери

Слайд 23

Фаза восстановления ПРИЗНАКИ Горе сменяется печалью Потеря воспринимается как что-то неизбежное

Слайд 24

Реакции детей на смерть близкого человека Повышенная тревожность Замкнутость, изоляция Печаль, тоска Гнев Проблема концентрации внимания

Слайд 25

Семейные факторы, предрасполагающие к самоубийству. Отсутствие отца в раннем детстве. Недостаточность материнской любви. Синдром отсутствия родительского авторитета. Матриархальный стиль отношений в семье. Гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребёнка. Распад семейного очага (разводы, измены, сожительство). Хронические конфликты между супругами, враждебность между членами семьи. Длительные болезни или смерть родных. Наличие в семье алкоголиков, психически больных и лиц с асоциальными формами поведения.

Слайд 26

Помощь ребёнку Если помощь не была оказана вовремя, возможны очень серьёзные последствия. Ребёнок может вырасти с мыслью, что он не достоин любви. Он будет жить, не стремясь сближаться с другими людьми. Будет причинять себе боль, чтобы заплатить за зло, которое он якобы сделал.

Слайд 27

Суицидальное поведение Покушения – все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента . Попытки – демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийств. Проявления – суицидальные мысли, намёки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Слайд 28

Важно иметь в виду, что ребёнок может испытывать острую потребность в поддержке со стороны взрослых, но не уметь выразить её, и в этом случае задача взрослого – предложить свою помощь; но если ребёнок явно отталкивает взрослого, то не следует насильно навязывать ему своё участие.

Слайд 29

Кризис разлуки – травматический развод родителей

Слайд 30

Основные реакции детей на развод родителей Снижение успеваемости Понижение работоспособности Утомляемость Депрессия Отказ от общения Конфликты с друзьями Тревога Слезливость Нарушение поведения Раздражительность Потребность в особом внимании Побеги из дома Негативизм Ухудшение здоровья Апатия Уход из школы Аффективное поведение

Слайд 31

Факторы, определяющие состояние ребёнка Враждебность Количество и значительность перемен в образе жизни ребёнка Характер отношений родителей с детьми

Слайд 32

Специфика суицидальных действий. Самоповреждения. Демонстративно-шантажные суициды с агрессивным копмонентом . Демонстративно-шантажные суициды с манимулятивной мотивацией. Суициды с мотивацией самоустранения.

Слайд 33

Типы постсуицидальных состояний. Критичный. Манипулятивный . Аналитический. Суицидально-фиксированный.

Слайд 34

Мифы и реальность. Люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не осуществляют его на деле. Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения. Суициденты постоянно думают о смерти. Улучшение, последовавшее за суицидальным кризисом, означает, что угроза самоубийства миновала. Суицид – наследственная болезнь. Люди, совершающие суицид, не хотят принимать помощь окружающих.

Слайд 35

Фазы адаптации детей к разводу 1 – Острая фаза 2 – Переходная фаза 3 – Создание нового жизненного стиля

Слайд 36

ОСОБЕННО ВАЖНО! Не теряйте самообладания. Позаботьтесь о своей психологической безопасности. Придерживайтесь принципа: «Не навреди». Экстренная психологическая помощь детям 8 800 – 2000 122 Антикризисное отделение Центра «Живые потоки» ЗАО 413 – 05 – 35 МЧС Телефон доверия ( теракты и сложные случаи) 626 – 37 – 07


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Кризисные ситуации

В процессе жизни ребёнок сталкивается с различными ситуациями. Как без проблем адаптировать ребёнка к детскому саду...

Что такое кризис и как помочь своему ребёнку справиться с кризисной ситуацией. ( для родителей подростков).

Презентация для выступления психолога на родительском собрании + текст выступления....

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события.

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события. Тючкова Ольга Олеговна, педагог-психолог.Пояснительная запискаПрограмма предназна...

Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Психологическая помощь детям в кризисной ситуации...