развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
консультация по теме

Украинчик Ольга Александровна

для оформления стендов для родителей, советы психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emocionalno-_volevoy_sfery_rebenka.odt181.1 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка.

   Появляясь на свет, ребёнок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие и т.д. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребёнку, видит ли родитель эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь пережить справиться либо оберегает от любых печалей – всё это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребёнка. Мать, не способная вынести малейшее страдание ребёнка, каждый раз заслоняющая от него своё чадо, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей:

1 – помочь ребёнку осознать чувства, понимать своё эмоциональное состояние;

2 – учить справляться с ними.

   Для этого родитель должен развивать словарный запас ребёнка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчён и т.д.).

  Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:

  1. признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребёнок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводитьопределённые правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестрёнку, но ударить её я тебе не разрешаю»;
  2. обсуждать случаи, которые произошли с кем – то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы – познавательная ( например: « Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчён? Что он сделал потом?»);
  3. обсуждая с ребёнком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребёнку самому справиться с ним ( « Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку» );
  4. предлагать ребёнку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, - вербальные, физические, зрительные, творческие и др. ( «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто всё, что требуется ребёнку – это понять охватившее чувство. Предлагать ребёнку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный.

   В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное – не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребёнком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребёнка.

   Негативные тона воспитания ( например, замечания, одергивания, критика, неодобрение и т.д.) задерживают развитие. Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны  взрослых.

   Если в общении детей и родителей много запретов и наказаний, ребёнок может почувствовать, что к нему становятся невнимательны, что общаются с ним только тогда, когда он сделает что – нибудь неверно. В этом случае ребёнок будет обязательно стараться делать всё вопреки запретам.

   Самостоятельное поведение ребёнка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятелтное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного, ежедневной текучки. Независимость и «само – стояние» есть возможность позиция « на том стою». Несамостоятельный ребёнок не умеет принимать помощь окружающих, а если и принимает её, то не с позиции сотрудничества, а как иждивенец. Самостоятельность – мера независимости человека и от влияния природных сил, и от влияния требований мира социального, которому иногда тоже полезно противостоять.

    Эмоциональный мир ребёнка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей содержит материал по развитию эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи и пути воспитательного воздействия....

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное ...

Игры для родителей и педагогов детского сада на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

Развивающие игры  для родителей и педагогов детского сада для регулирования эмойиональной сферы дошкольников...

Коррекционные игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...