Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Суть педагогической культуры родителей.
методическая разработка на тему

 Жирова Жанна Михайловна

Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Суть педагогической культуры родителей.

   Не поразителен ли тот факт, что, от ухода за детьми зависит их жизнь, их нравственное благосостояние, формирование достойной современного общества личности. Справедливо ли, что судьба молодого поколения отдаётся в жертву глупым обычаям, привычкам, фантазиям, а также внушениям нянечек и полным предрассудков советам бабушек? Если бы че­ловек, не имея, специального образования и не зная анатомии, вздумал заявить себя хирургом, мы бы удивились его смелости и пожалели бы его пациентов. Но когда родители приступают к трудному делу воспитания детей, ни разу не подумав о физичес­ких, нравственных и умственных началах, которыми им следовало бы руководиться, мы не удивляемся и не жалеем «будущих жертв».

   Можно сказать, что физическое, нравственное и умственное воспитание наших детей в большей степени неудовлетворительно. Во множестве случаев причиной тому стали сами родители, не обладающие теми знаниями, при помощи которых только и можно руководить детьми.

   Умственное и физическое развитие детей подчиняется известным законам; коль скоро родители хоть несколько отступят от этих законов, беда неизбежна; если они хотят избавить своих детей от серьёзных физических и умственных недостатков, они должны строго подчиняться всем правилам этих законов; достижение совершенной зрелости возможно для ребёнка только при полном соблюдении всего того, что предписывается этими законами. Следовательно, не должны ли те, кто надеется со временем сделаться отцом или матерью, стремится узнать, в чём именно состоят эти законы?

   Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжёлые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и другое), четвёртые просто не придают этому должного значения. То есть каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, от уровня их педагогической культуры зависят результаты семейного воспитания.

   Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для успешного воспитания детей, родителям, ещё до появления малыша, необходимо стремиться к освоению элементарных  знаний о развитии и воспитании ребенка.

   ХХ век ознаменовался большими достижениями в области человековедческих наук. Современным родителям уже недостаточно элементарных знаний о воспитании. Необходимо просвещение в области педагогики, психологии, физиологии, генетики, коррекционной педагогики и др. Эти знания, которые обеспечат понимание закономерностей развития ребёнка, помогут учитывать его индивидуальность, особенно важны в настоящее время, когда, с одной стороны, многие семьи по-настоящему озабочены качественным воспитанием детей, с другой стороны, в мир приходят  всё  больше новорождённых, отягощённых теми или иными дефектами. Современные семьи испытывают нужду в знаниях о целях, средствах и методах воспитания детей, а часто - и коррекции, и компенсации их развития. Таким образом, в содержание современной педагогической культуры включаются знания из многих человековедческих наук, которые помогают постижению психолого-педагогических и естественнонаучных основ современной семьи и семейного воспитания.

  

   Актуальность данной темы позволила определить проблему исследования, которая заключается в противоречии между необходимостью воспитания всесторонне развитой личности ребёнка, соответствующей уровню развития современного общества и низкой педагогической культурой родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Суть педагогической культуры родителей.

   Мы считаем человека существом

кротким. Да, если его свойства

надлежащим образом развиты

воспитанием он действительно

становится кротчайшим сущест-

вом. Но если человек воспитан не-

достаточно или нехорошо, то это

самое дикое существо, какое

только рождает земля.

                                                 Платон

   С возникновением семьи на протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей в обществе; школ и других воспитательных учреждений было мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из привилегированных классов. Сословно-классовый характер общества определял различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.

   В системе воспитания и образования, сложившейся в Афинах в VII-V веках до нашей эры, главенствующее положение занимало семейное обучение и воспитание. В отличие от спартанской системы воспитания, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейной педагогики. Для девочек, в соответствии с положением женщины в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего воспитания. Наряду с традиционными основами грамоты (чтение, письмо, счёт) их учили игре на одном из музыкальных инструментов, домоводству, рукоделию, шитью.

   Многие принципы спартанской и афинской систем воспитания и образования получили дальнейшее развитие в Риме (VI век до н.э.). Как в Афинах, мальчики до 7-летнего возраста, а девочки и дольше росли и воспитывались под надзором матери или пожилой родственницы, которой специально поручалось воспитание детей.

   С 7 лет мальчики начинали учиться, чаще всего под руководством отца. Обучение преследовало чисто практическую цель – подготовить ребёнка к общественной, военной и хозяйственной деятельности в тех её формах, которые были обусловлены социальным положением семьи. Так, сын ремесленника или крестьянина кроме чтения, письма и счёта, которому учили всех, готовился к работе в хозяйстве отца, сын аристократа учился владеть оружием, плавать, ездить верхом, знакомился с государственным устройством Древнего Рима, приучался руководить сельскохозяйственными работами в поместье отца. Главной чертой римской системы образования и воспитания явился её отчётливо выраженный гражданский характер. Основная цель заключалась в том, чтобы подготовить активного члена общества, готового жертвовать собой ради своего рода и государства, храброго воина, исполненного презрения ко всему иноземному, искусного политика, расчётливого землевладельца. На протяжении последующих столетий эта система в основном сохранилась, претерпев лишь некоторые изменения: воспитание детей стали поручать рабам, обучением их занимались специально приглашённые учителя.

   Главное внимание в системе древнерусского воспитания обращено было на житейские правила. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам.  Этот кодекс состоял из трёх наук, или строений: строение душевное – учение о долге душевном, строение мирское – наука о гражданском общежитии, строение домовное  - наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трёх дисциплин и составляло задачу общего образования и воспитания в Древней Руси.

   В древнерусской педагогике важнейшим средством воспитания являлся живой пример, наглядный образец. Ребёнок должен был воспитываться не столько уроками, сколько тою нравственною атмосферой, которой он дышал.

   Ещё в XI-XII веках в Киевском государстве появился ряд рукописных книг – сборники статей, такие как «Пчела», «Златоуст», Изборник Святослава и др.

   Подобные сборники носили универсально-педагогический характер и учили человека многим жизненным добродетелям: чести, достоинству, трудолюбию, мудрости, стремлению к знаниям. Они играли большую просветительскую роль, вводя в сознание древнерусского человека имена видных античных и средневековых авторов, передавая через века эллинскую и восточную мудрость.

   Замечательным памятником педагогической мысли и древнерусской литературы XII века является «Поучение Владимира Мономаха», написанное им своим детям.

   «Постоянный труд и борьба с леностию» - вот один из устоев, следовать которому призывает Мономах.

   Все свои поучения Мономах подкрепляет примером отцов и своим собственным трудом. Он обращает внимание на то, что люди способны творить не только добрые дела, но и делать зло, а значит,  зло можно и должно предотвратить.

  Особое внимание в «Поучении» уделяется нормам поведения юношей. Они должны иметь чистую душу и худое тело, уметь вести кроткую беседу, во время которой нужно больше думать, чем говорить. Основа их благонравия – это уважение к старшим и покорность им.

   К XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье – «Домострой» священника Сильвестра (11), содержащий советы относительно «домашнего устроения».

   «Домострой» - книга, по которой благочестиво жили многие поколения наших праотцев, требует воспитания детей в «страхе Божии», послушании старшим.

   Наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить своих детей, заботится об их хорошем воспитании.

   В основе отношений родителей с детьми должна лежать любовь, полная ответственности, включающая авторитет и уважение, а также стремление понять личность ребёнка. Важно только,  чтобы любовь не становилась эгоистичной.

   В эпоху средневековья отношения между родителями и детьми развивались достаточно противоречиво: с одной стороны, трогательная родительская забота, самоотверженная материнская любовь, внимание со стороны воспитателей, учитывающих детскую природу в процессе учения, а с другой – требования полного повиновения детей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери. Например, в 1649 году в России убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения. В то время как дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей – «непочетников».

   Новые общественные потребности, вызванные развитием капиталистических отношений, усложнение социальных и культурных связей общественной жизни, прогресс науки и техники вызвали рост интереса к знаниям, усилили потребность в новом характере и направлении воспитания.

   Несмотря на то, что семейное воспитание продолжало ещё длительное время оставаться господствующей формой, постепенно, создаются благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей в специальных педагогических учреждениях.

   Опыт семейного воспитания являлся той почвой на которой вырастали первые педагогические теории. В начале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов.

   С появлением же общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному – в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога-практика. Так, по убеждению Квинтилиана, теоретика ораторского искусства в Древнем Риме, общественное (школьное) воспитание имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (семейным). Он писал: «Кто обучался в одиночестве, тот, выступив со своими познаниями в жизнь, будет как бы ослеплён ярким солнечным блеском и станет в тупик при всякой для него новости».

   Чешский педагог XVII века Я.А. Коменский, выделив 4 ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) и, наметив для каждой ступени 6-летний период воспитания (6-летняя школа), указывал, что для детства такой школой является материнская школа в каждой семье. Я.А. Коменский выдвигает систему идей, связанных с признанием в природе ребёнка великих даров: природное влечение к свету, знанию, добру, при этом роль воспитания определяется им как помощь ребёнку в процессе его созревания. Это стремление войти в природу ребёнка, было выражено у него в установлении принципа «природосообразности».

   Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернёров являлся английский философ XVII века Дж. Локк. Первейшая цель воспитания, по Локку, - добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя добиться в школе: школа – «сколок с общества», а общество таково, что воспитывает людей безнравственных. Поэтому Локк решительно настаивает на воспитании и обучении не в школе, а в семье, где разумный и добродетельный воспитатель сможет воспитать такого же «джентльмена».

Педагогические идеи Локка о раскрытии естественных сил ребёнка имели большое влияние в истории педагогической мысли. Для него дитя – это как бы чистая доска, то есть ребёнок может воспринимать всё, что вносит опыт.

   Французский просветитель XVII века Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители». Считая главным естественным правом человека, право на свободу, Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступал против авторитаризма в воспитании, против приучения ребёнка слепо повиноваться приказаниям взрослых. Детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы, считал он. Отсюда вытекает отрицание наказаний, которые  заменяются естественными последствиями неправильных поступков детей.

   Например, если ребёнок опоздал на обед, то он или совсем его не получает, или ест холодным. Это приучает ребёнка к естественной дисциплине и формирует сознание порядка, закона.

   Основными факторами воспитания детей Руссо считает природу, людей и предметы окружающего мира. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и человеческих способностей, люди учат детей ими пользоваться, столкновение с вещами обогащает личный опыт ребёнка.

   Руссо оказал огромное влияние на утверждение веры в природные силы ребёнка в педагогической мысли.

   Вместе с тем, Руссо недооценивает влияние социальной среды на развитие ребёнка, для него это отрицательный фактор. Но социальная среда есть важнейший проводник формирующих человека сил. Именно через неё ребёнок получает наследие опыта жизни предшествующих поколений.  

   Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX века), видя цель воспитания в выявлении «истинной человечности», подчёркивал, что к осознанию своей связи с человеческим родом каждый приходит в процессе семейного воспитания. Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями.

   Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребёнок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребёнок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов  и всего семейного уклада воспитывается твёрдость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребёнок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход.

   Не противопоставляя общественного воспитания семейному, Песталоцци указывал, что в общественном воспитании следует использовать те преимущества, которыми обладает домашнее воспитание.

   Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трём основным направлениям.

   Первое – это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребёнка.

   Второе – недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи как основы естественного воспитания человека.

   И третье – общественное и семейное воспитание выполняют своё назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.

   Осознание неразрывной связи воздействия школы с влиянием семьи и среды привело к идее народности и  самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К.Д. Ушинского (47).

   Задача воспитания в семье, как отмечает он, - пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребёнка любить красоту нравственных поступков. Семье следует помогать ребёнку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребёнка, переживать её вместе с ним.

   Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Согласно его мнению, воспитание является «созданием истории», оно – общественное, социальное явление.

   Человек перестал быть человеком в обществе, и задача воспитания в семье, считает Н.И. Пирогов (34), в том, чтобы вернуть человеку его достоинство и истинный смысл его существования.

    С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ребёнка, по его мнению, играют женщины. Ухаживая за колыбелью ребёнка, следя за его играми, научая его произносить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества.

   Самое большое право родителей, как отмечает Пирогов, заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне всё благое, что есть в ребёнке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна  и во взрослом, и в детях.

   Основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей оберегать целостность детской  души, не внося в неё искусственно и  преждевременно раздвоение и неискренность.

   В области теоретической педагогики начала ХХ века можно отметить появление замечательных трудов П.Ф. Лесгафта (26), посвящённых вопросам семейного воспитания.

   Громадное значение имеют его работы в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде «Семейное воспитание ребёнка и его значение». Теория семейного воспитания, предложенная Лесгафтом, проникнута большой любовью к ребёнку. По его мнению, ребёнок рождается ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или другим благодаря воспитанию.  «Испорченность» ребёнка в большинстве случаев – результат не прирождённой умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок. Лесгафт считает, что в нормальной семье ребёнок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи.

   Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внесли работы П.Ф. Каптерева (18,19) «Задачи и основы семейного воспитания», «О природе детей», «Основные начала семейного обучения» и другие. С 1898 года под его руководством и общей редакцией издалась первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». С именем Каптерева связаны подготовка и проведение первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию зимой 1912-1913гг. в Петербурге.

   Революция 1917 года знаменовала глубокие изменения в характере семьи и школы, в практике их взаимоотношений.

   Однако нельзя не отметить тот положительный вклад, который внесли в теорию и практику семейного воспитания советского периода Н.К. Крупская (21) и целая плеяда видных педагогов: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий – автор идеи «средовой педагогики», А.С. Макаренко (27), В.А. Сухомлинский  (43,44) и другие.

   В «Книге для родителей» А.С. Макаренко (27) раскрываются своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. В «Лекциях о воспитании детей» он рассматривает проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитания культурных навыков в семье.

   Можно сказать, что в природе семьи скрыты глубокие возможности. Семья является существенным компонентом социальной структуры. В семье мы пребываем постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе её; семья являет в себе зримое воплощение любви людей друг к другу. Семья может и должна быть основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей. Семейная любовь отличается от других её проявлений: романтическая любовь или поклонение идеалу всегда требует «высоких» слов и объяснений, семейная любовь не нуждается в словах. Более того, любой из нас знает о ней, потому что к тому или иному виду семьи принадлежит каждый человек, Ибо он не может существовать сам по себе; до конца человеком он становится в том случае, если любит других людей. Возможны и исключения из правил – люди могут не любить друг друга, родители могут не любить своих детей, дети могут не любить родителей, но отсутствие любви – это всегда отклонение от подлинной природы семьи.

   Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребёнка.

   Важно то, что ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало даёт нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоровой семьи, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребёнка, разрушая самые основы её.

   При решении вопросов о воспитании в семье необходимо прежде всего учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное и т.д.

   Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не осознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л.Н. Толстого, наше вмешательство, каким бы то ни было образом, в жизнь ребёнка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, «талантов» в ребёнке и устранить всё то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой – это есть то, помочь в чём и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребёнку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он, пользуясь свободой неразумно, может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни.

   Семья – малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

   Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

    Огромный положительный потенциал нашего общества, его людей обусловливает принципиальные преодолимость трудностей и разрешимость проблем семейного воспитания, как и социальной жизни в целом. Но самотёком это не произойдёт. Необходимо усиление гласности в обсуждении проблем семьи, более широкое вовлечение родителей в это обсуждение, чтобы его результаты можно было бы использовать  в собственной воспитательной деятельности.

   Порядок в обществе будет только тогда, когда наведём его в семье.

   Успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь,  что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.  Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией. Надо помнить, что каждая конкретная личность формируется, прежде всего конкретной средой её обитания. И в этой связи родители встают в тупик перед задачей – как отучить детей от наших собственных недостатков.

   Прежде всего, семья должна иметь чёткую программу воспитания. А.С. Макаренко (27) под целью воспитания понимал программу человеческой личности,  программу человеческого характера, причём в понятие характера он вкладывал всё содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений, и внутренней убеждённости, и знания – всю картину человеческой личности.

   Не менее важно овладеть и «технологией» воспитания  в семье: правильно сочетать личный пример, объяснение детям норм поведения, их закрепление. Но мы понимаем неповторимость каждой личности и то, что любые рекомендации дают лишь исходные положения, но не готовые рецепты, что одна из предпосылок успешного воспитания – это знание особенностей ребёнка, учёт их, соединение требовательности с уважением к его личности и с любовью к нему. Чувство удовлетворения от того, что твоими усилиями и заботами ребёнок превращается в самостоятельную личность, в хорошего человека, сравнимо с аналогичным чувством от успехов в творческой, производственной, культурной деятельности, и даже превосходит его. Словом, работая над воспитанием интеллекта, воли, чувств детей, надо работать и над собой.    

   Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность.

   Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

   Слово «воспитание» вызывает в уме представление только о культуре детства; действительно, так как этот первый период жизни является для человеческого существа только подготовкой к периодам, которые должны за ним последовать, то естественно, что с ним особенно тесно связываются идеи воспитания. А между тем воспитание не ограничено детством: оно должно следовать за человеком в продолжение всего его существования.

   Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Учёные включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребёнка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как её тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

   Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В. Мудрик).  Рассмотрим их подробнее.

    Социально-культурный фактор. Семейное воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.  Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.    

   А.С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом.

Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа беспризорных детей, детей, не желающих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их перевоспитания, лечения. А всё,  что связано с исправлением, реабилитацией, перевоспитанием, компенсацией человека, всегда сложнее в педагогическом и дороже в материальном отношении, чем обеспечение условий для нормального развития детей.

   Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который  непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех её членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём. В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон). Доверие к миру является основой формирования позитивного самоощущения ребёнка.

   Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества семейного воспитания детей от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентаций родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональная деятельность, её творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности. Чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

   В то же время повышение образования и профессиональной активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создаёт возможности для приобщения детей к культуре. Растёт ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей общественной жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказывается на других (воспитательной) и способствуют повышению педагогической культуры родителей.

   Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы её деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших  предпосылок полноценного воспитания детей, а также других её членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребёнка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания.

   Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьёзных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их  полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим  и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны.

   Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых её формах, нарушения общественно необходимого уровня платы за труд, практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий – всё это привело к падению уровня жизни значительной массы людей. Для значительной массы семей осложнились проблемы отдыха, культурного и спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения.

   Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Это вызвано рядом причин. Среди них – развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования, где традиционно преобладает доля женского труда. Наконец, трудовая активность женщин связана с достаточно высоким уровнем их образования, что стимулирует потребность реализовать себя вне дома, сделать карьеру и т.д.

   Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе и др., что вызывает у детей интерес, повышает её интерес в их глазах. Даже дети дошкольного возраста с гордостью говорят о том, что мама работает (неважно кем). При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, даёт им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.

   Но есть оборотная сторона производственной деятельности матери, которая негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль за поведением ребёнка – на него остаётся меньше времени и сил.

   Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности  жилища, особенностей образа жизни семьи.

   Удобная и красивая среда обитания – это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Так, психологи выявили, что люди, выросшие в новых микрорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, её отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробуждению фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет своё лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культурной традицией, которая витает в старых кварталах города.

   Обеспеченность или необеспеченность семьи жильём, качество его обустроенности – существенные показатели семейной жизни, нередко подвергающие её испытаниям на прочность. Конечно, далеко не у каждой российской семьи есть квартира, отвечающая стандартам развитых стран, но любое жильё необходимо сделать максимально удобным, уютным, функционально оправданным, имеющим свою индивидуальность.

   Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут  и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребёнка. И наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребёнка весьма  проблематично. Но сегодня имеется много данных, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная).

   Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами её деятельности.

   Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжёлые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвёртые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты семейного воспитания.

Задачи семейного воспитания.

   Одна из важнейших задач семейного воспитания заключается в том, чтобы подвести ребёнка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Практически часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребёнка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей  свободой только в свободе, так как именно в опыте свободы человек научается ей.

   Часто мы наблюдаем в детях раздвоение между их представлениями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощённые в жизнь, на подкреплённые и не реализованные ею, так и остаются отвлечёнными, безжизненными правилами. Отсюда видно, что воспитание к внутренней жизни, к работе над собой должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ребёнка. При этом важно учесть, что свобода должна быть соразмерна возрасту, т.е. представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.

    Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Если ребёнок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это, прежде всего, говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии – «всё воспитается само собой».

   Ребёнок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда накажут.

   Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Когда детям позволено всё и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

   В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребёнка, его точку зрения, его вкусы и интересы.

Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что не может быть навязано принуждением. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.

     Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребёнка, его слабые стороны, выявить его тип. Родители должны воспитывать ребёнка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу.

   Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребёнка, но воспитали из ребёнка прежде всего человека.

    Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребёнка. Ничто не может заменить уход матери за здоровьем ребёнка – в этом проявление значимости биологической функции семьи. Не менее важны функции педагогическая и социальная, причём последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

   Одной из самых важных сторон жизни семьи является формирование основ будущей семейной жизни ребёнка. Эта работа должна начинаться с воспитания у детей привычек. Рычаг воспитательной деятельности – привычка (например, развивать в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца). При этом у ребёнка создаётся чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело и приобретается опыт претворения желаний в дело. Конечно, семейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребёнка.

   Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребёнку содействует развитию в нём инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребёнка, чтобы в его опыте развивалась его творческая личность. Развитие творческих сил ребёнка наиболее благоприятно идёт в семье.

Но, с другой стороны, семья столь же легко может и убить творчество ребёнка в самом зародыше, поэтому раскрытие творческих способностей ребёнка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи.

Этому в большей степени способствуют игры, ценны также инсценировки (но только в узком семейном кругу) и иные занятия с детьми.

   Особое место в семейном воспитании занимает проблема формирования личностных качеств ребёнка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит.  В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребёнку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая.

   При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребёнка очень важно накопление положительного опыт а, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребёнка. И здесь семье принадлежит едва лине самая важная роль, так как именно здесь ребёнок впервые получает возможность проявить себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дворовые игры в семейном воспитании детей дошкольного возраста

В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который положительно скажется на становлении его личности.Мы пытаемся привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме...

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается....

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Роль семейного воспитания детей дошкольного возраста...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями».

Краткосрочный проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями»....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: автор рассматривает систему современного дошкольного образования в аспекте семейного воспитания, раскрывает необходимые условия качественного воспитания детей дошкольного возраста....

3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....

Дистанционный образовательный проект «Если вирус близко – сидим дома с пользой» (содержит комплекс методических рекомендаций для родителей по семейному воспитанию детей дошкольного возраста)

В связи с современными реалиями: развитием современных технологий, информатизацией общества, эпидемиологической ситуацией воспитатель должен подстраиваться под ситуацию и находить новые подходы к взаи...