"Психологическая готовность к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Афанасьева Анна Викторовна

В данном разделе имеются консультации  для родителей будущих первоклашек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка  к школе

         Дошкольное детство, короткий промежуток в жизни человека, в который происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

          Готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в ДУ и в семье. Её содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости развития личности, обладающей ключевыми компетентностями. Начальные ключевые компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется учебными предметами.

         Именно их становлению отводится ведущее место в новом государственном стандарте обучения и воспитания, в связи с переходом страны на 12-летннее общее среднее образование. Осуществление Программы развития коммуникативных способностей и обеспечение необходимой подготовки детей к обучению в школе проходит в дошкольных организациях. Ведь именно дошкольное воспитание является первой ступенью в формировании конкурентно-способной личности.

 Все содержание Программы«На пути к школе» центрировано на ребенке, создании эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития его индивидуальности, позитивных личностных качеств. Программа ориентирует педагога на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся сострадать человеку, животным, растениям.

         Дошкольник — это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектная, поскольку дошкольник — прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться.

          Подготовку ребенка к школе следует осуществлять комплексно. Заботясь в равной степени как о закаливании его организма и физическом развитии, так и о совершенствовании психофизиологических и социальных предпосылок. Различные мероприятия по закаливанию детей, совершенствованию их физического и психофизиологического развития можно проводить и в условиях детского учреждения, и дома. Необходимо применять спортивные игры, развивающие мышечную систему, силу, ловкость, координацию движений (волейбол, плавание, городки, теннис и т.д.). Наряду с подвижными играми можно использовать настольные игры «Футбол», «Хоккей», «Кто быстрее», «Попрыгунчик» и т.д. Эффективным способом, способствующим понижению заболеваемости и улучшающим физическую подготовку детей шестилетнего возраста в условиях ДУ, является физическая нагрузка. В занятия включаются пробежки, бег, прыжки, лазанье, кувырки и т.д. На занятиях используются физические упражнения, направленные на воспитание выносливости, ловкости, быстроты, координации движений. Такие упражнения ребёнку необходимо выполнять и дома, под наблюдением родителей.

        Будущему школьнику очень важно обладать достаточно развитым вниманием. От уровня развития внимания зависит усвоение материала школьной программы. Маленькие дети контролировать себя ещё не умеют, очень легко отвлекаются, не могут удерживать внимание более и или менее длительно. Поэтому занятия опираются больше всего на игровую деятельность. Произвольное внимание развивается не сразу. Дошкольников надо приучать выполнять порученное задание, доводить начатое до конца, добиваться результата. Развивая чувство ответственности, мы развиваем и произвольное внимание. Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь: «Поставь заплатку», где ребёнок должен нарисовать недостающие части так, чтобы узор совпал; «Дорисуй, чего не хватает» - назвать и дорисовать то, что недоделано; «Найди различия»- сравнить пары картинок и объяснить, в чём различия и т.д.

        Ещё одной из основ успешного обучения является способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Поэтому наша задача – помочь ребёнку научиться запоминать, пользуясь различными приёмами, стимулирующими и развивающими понимание, опосредованную память. Такие задания, как «Послушай фразу», «Назови пару», «Продолжай», «Повтори за мной» развивают слуховую и смысловую память; а упражнения «Нарисуй фигуры», «Сложи фигуру», «Запомни рисунки» способствуют развитию зрительной памяти.

        В конце шестого года ребёнок достигает довольно высокого уровня развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясного воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развёрнуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Для развития слухового, фонематического и речевого слуха можно использовать такие игры, как «Выдели слово», «Цепочка слов», «Секрет», «Пирамида», «Поезд», «Отвечай быстро».

        Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти. Для повышения уровня развития мелких движений полезны изобразительная, конструктивная деятельность. Наряду с этим можно рекомендовать нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, игру с куклой, шитьё, лепку из пластилина и т.д. В процессе обучения письму, для развития мелких мышц кисти и их координации помогают упражнения, связанные с различными видами штриховки. Для штриховки можно использовать книжки «Раскрась сам» и « Игры в картинках», трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, наборы разных лекал для штриховки.

       Формируя психологическую готовность к школьному обучению, следует учить детей сюжетно-ролевым играм, играм с правилами, режиссерским играм. Игра содержит большой воспитывающий потенциал в формировании, как самооценки, так и характера межличностных отношений. В коллективных играх накапливается социальный опыт ребёнка, навыки общения, умения находить контакты с другими детьми, соотносить свои интересы с интересами других. У детворы много таких любимых игр: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», «Весёлые старты», «Классики», игры с мячом, игры-эстафеты, строительные игры и т.д.

       Атмосфера детского сада, требования, которые предъявляются к ребенку в ДУ отличаются от школьных. Чем легче ребенок усвоит систему произвольного поведения, тем быстрее он сумеет адаптироваться к условиям школьной жизни и тем успешнее пойдет усвоение новых знаний.

  Подготовила: педагог-психолог

 А.В.Афанасьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....