Кризис 7 лет - это переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.
консультация (подготовительная группа) по теме

Кузьминых Людмила Николаевна

При  переходе  от  дошкольного  к  школьному  возрасту,  ребенок  резко  меняется  и  становится  более  трудным  в  воспитательном  отношении. Эти изменения носят  глубокий и сложный характер. В период  кризиса  7 лет  происходит  существенное  изменение  всего  психологического  облика  ребенка, коренная  перестройка  его  отношений  с  окружающими  его  людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_7_let.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Кузьминых Людмила Николаевна, воспитатель

                                                                  Запольских Оксана Леонидовна, педагог-психолог

                                                 МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 "Сказка"

                                                                                             г. Омутнинска Кировской области.

Кризис 7 лет - это переходный период от дошкольного  к  младшему  школьному  возрасту.

   При  переходе  от  дошкольного  к  школьному  возрасту,  ребенок  резко  меняется  и  становится  более  трудным  в  воспитательном  отношении. Эти изменения носят  глубокий и сложный характер.

    В период  кризиса  7 лет  происходит  существенное  изменение  всего  психологического  облика  ребенка, коренная  перестройка  его  отношений  с  окружающими  его  людьми.

     Внешними  проявлениями  кризиса  являются  заметные  изменения  в  поведении  ребенка:

  1. Манерничанье
  2. Нарочитость
  3. Нелепость
  4. Искусственность  поведения
  5. Паясничанье
  6. Вертлявость
  7. Клоунада

    По  мнению  Л.С. Выготского, такие  особенности  поведения  семилеток  свидетельствуют  об  утрате  “детской  непосредственности”. Старшие  дошкольники  перестают  быть  наивными  и  непосредственными, как  раньше,  становятся  менее  понятными  для  окружающих. Причиной  таких  изменений  является  разделение  в  сознании  ребенка  его  внутренней  и  внешней  жизни.

    Потеря  непосредственности  связана  с  тем, что  между  желанием  что-то сделать  и  действием  ”вклинивается” интеллектуальный  момент:

  1. Ребенок  начинает  размышлять,  прежде  чем  действовать. Пытается  оценить  свой  поступок  с точки  зрения  его  возможных  последствий.

  1. В старшем  дошкольном  возрасте  ребенок  впервые  осознает  расхождение  между  тем,  какое  положение  он  занимает  среди  других  людей,  и тем, каковы  его  реальные  возможности  и  желания.

  1. Появляется  ясно  выраженное  стремление  к  тому, чтобы  занять более “взрослое”  положение  в  жизни  и  выполнять  новую,  важную  не  только  для  него  самого,  но  и  для  других  людей деятельность, а  также  в  желании  выполнять  те  или  иные  поручения  взрослых,  взять  на  себя  какие-то  их  обязанности,  стать  помощником  в  семье.

     Психологи  выявили  связь  кризиса  семи  лет  и  успешности  детей  в  школе. Оказалось,  что  дошкольники,  в  поведении  которых  до  поступления  в  школу  замечены  симптомы  кризиса,  в  первом  классе  испытывают  меньше  трудностей,  чем  те  дети,  у  которых  кризис  семи  лет  до  школы  никак  не  проявлялся.

      Рассматривая  старший  дошкольный возраст  как  кризис  или  переходный  период  развития,  можно  сделать  такие  выводы

  1. Кризисы  развития  неизбежны  и  в  определенное  время  возникают  у  всех  детей,  только  у  одних  кризис  протекает  почти  незаметно,  сглаженно, а  у  других  бурно  и  очень  болезненно.

  1. Независимо  от  характера  протекания  кризиса,  появление  его  симптомов  говорит  о том  что  ребенок  стал  старше  и  готов  к  более  серьезной  деятельности  и  более “взрослым”  отношениям  с  окружающими.

  1. Главное  в  кризисе  развития  не  его  негативный  характер,  а  изменения  в  детском  самосознании.

  1. Появление  кризиса  в 6-7  летнем  возрасте  говорит  о  социальной  готовности  ребенка  к  обучению  в  школе.

Как  справиться  с  кризисом   семи  лет?

  1. Прежде всего  нужно  помнить,  что  кризисы -  это  временные  явления,  они  проходят,  их  нужно  пережить,  как  любые  другие  детские  болезни.

  1. Причина  острого  протекания  кризиса - несоответствие  родительского  отношения  и  требований  желаниям  и  возможностям  ребенка,  поэтому  необходимо  подумать  о том,  все  ли  запреты  обоснованы,  и  нельзя  ли дать  ребенку  больше  свободы  и  самостоятельности.

  1. Измените  свое  отношение  к  ребенку,  он  уже  не  маленький, внимательно относитесь  к  его  мнениям  и  суждениям,  постарайтесь  его  понять.

  1. Тон  приказа  и  наказания  в  этом  возрасте  малоэффективен,  постарайтесь  не  заставлять,  а  убеждать,  рассуждать  и  анализировать  вместе  с  ребенком  возможные последствия  его  действий.

  1. Если  ваши  отношения  с  ребенком  приобрели  характер  непрекращающейся  войны  и  бесконечных скандалов,  вам  нужно  на  какое-то  время  отдохнуть  друг  от  друга:  отправьте  его  к  родственникам  на  несколько  дней,  а  к  его  возвращению  примите  твердое  решение  не  кричать  и  не  выходить  из  себя  во  что бы  то  ни  стало.

  1. Как  можно  больше  оптимизма  и  юмора  в  общении с  детьми,  это  всегда  помогает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС»

Переход к ФГОС ДО требует очень тщательной работы по созданию развивающей среды в группах. В статье раскрываются  требования к  развитию творческих споособностей детей для получения равных в...

Проект примерной образовательной программы на переходный период ФГОС ДО

Проект  примерной образовательной программы на переходный период ФГОС ДО.Примерный проект образовательной программы ДО разработан в соответствии ФГОС и с учетом проекта основной образовательной п...

Переходный период: самоопределение. смена ориентиров, поиски новых подходов.

Цели и задачи работы коллектива ДОУ в переходный год Крыма в образовательное пространство Российской Федерации, внедрение ФГОС в работу  образовательного учреждения....

План-график переходного периода по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В плане-графике (дорожной карте) показаны мероприятия по введению ФГОС ДО в практику работы учреждения на 2014-2016 годы....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

«Кризис трех лет, как переходный период от раннего к дошкольному возрасту»

Кризис трехлетнего возраста – это период «разделения» ребенка от взрослого. Даже можно назвать этот возрастной период временем становления личности ребенка. Очень трудное время для р...