Где же лево, где же право
консультация (средняя группа) по теме

Стукачева Любовь Владимировна

В данном документе изложен материал для взаимодействия с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zhe_levo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

             

   Мы воспринимаем пространство вокруг нас благодаря комплексному взаимодействию зрения, слуха и осязания. А уже в 6 месяцев ползущие к маме карапузы видят препятствие на пути и пытаются его обойти (не форсировать!). Манипуляции с предметами проводятся пока двумя руками (левая и правая неразделимы), однако пространство по мере взросления (ползание, потом ходьба) все расширяется – появляется верх-низ, лево-право, вперед-назад.

В чем проблема.

   

   Примерно с 2 лет начинается период, когда уже можно формировать у малыша представление о левой и правой стороне тела. Завершается этот процесс лишь к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе. В противном случае ребенка ожидают большие трудности. Самые явные - проблемы с обучением грамоте и письму. Потому малыш, не обладая этими простейшими умениями, становится неуверенным в себе, тревожным, затрачивает больше времени на выполнение заданий, не успевает. Так как все это приходится на период адаптации к школе, когда даже подготовленные дети испытывают тяжелый стресс, ситуация становится совсем плачевной. Вам кажется, что такого не бывает? Что уж в этом-то возрасте дети точно все это знают? Уверяю вас, из 25 первоклашек в ответ на просьбу поднять правую руку ошибутся как минимум трое. А уж если надо повернуться направо, тут не справятся 5-7 человек. Дело в том, что это уже двухкомпонентное действие: чтобы сориентироваться, необходимо сначала найти свою правую руку, потом повернуться в ту же сторону. Так что – работать, работать и еще раз работать!

        

Что делать?

   Самое лучшее время для того, чтобы малыш что-то усвоил, время, когда обучение максимально эффективно – с 2,5 лет.   Однако необходимо помнить, что дети сначала начинают различать собственные руки, ноги, уши, а потом уже станут дифференцировать предметы вокруг себя по этому признаку. Это обусловлено тем, что мышление у ребятишек 2-4 лет конкретное, предметно-действенное.

   Итак, исходим из этого, что у  большинства жителей планеты Земля обычно две руки и одна из них – правая, а другая – левая.

   Запоминать детям легче и естественнее что-то одно, чаще - правую руку. А дальше будем руководствовать остаточным принципом: если та правая, значит, этой руке делать нечего, будет левой.

   Самый банальный, но и проверенный десятилетиям способом – апеллировать к ложке: «Какой рукой держишь ложку, та рука - правая». Только не растеряйтесь, когда находящееся в кризисе 3 лет дитя в приступе негативизма быстренько переложит ложку в другую руку.

   Часы тоже лучше не использовать: они есть почти у всех, их носят на разных руках и как постоянный признак не годятся.

   Гораздо удобнее взять браслетик для ребенка. Только акцентируйте внимание на то, что это персональный браслетик (или ленточка с написанным на ней именем). Наденьте его на правую ручку со словами:

                         Браслетик, прочно надетый мамой,

                         Укажет точно, где ручка правая.

   Также неплох альтернативный вариант – наклейки, столь любимые детворой. Но используйте татушки и наклейки только на одну руку, не нужно украшать правую звездочкой, а левую цветочком – это внесет лишнюю путаницу.

   Теперь, разобравшись с руками, расширяем границы:

- правая рука легла на бок (какой?) правый;

- взялась за коленку (какую?) правую;

- схватилась за ухо (какое?) правое.

Вывод: все, что находится со стороны правой руки, - правое; со стороны левой – будет левым.

  Делайте с ребенком динамическую зарядку – командуйте: левой-правой.

   Предлагайте разнообразные забавные стишки:

         

           Ручка правая проснулась, встрепенулась, потянулась,

           Ушко правое потерла и легла на правый бок.

           Ручка левая проснулась, встрепенулась, потянулась,

           Ушко левое потерла и легла на левый бок.

           Ножкой правой: топ-топ-топ.

           Ножкой левой: топ-топ-топ.

                                              И двумя руками: хлоп!

   

   Тут есть очень важный момент – показывая малышу физические упражнения, да и любые движения в принципе, делать это нужно, встав спиной к нему! В противном случае возникает эффект зеркального отражения – вы скажете «поднимаем правую руку», покажите движение правой рукой, а ребенок сделает это левой, будучи уверенным в своей правоте (невольный каламбур). Эту особенность следует учитывать еще долгое время (даже в начальное школе все движения учитель показывает, повернувшись спиной к ученикам). Порадует малыша и такой прием - косметическим карандашом проведите на его лице посередине вертикальную линию и обсудите, что справа от нее, а что слева. Обратите внимание на нос – не справа, не слева, он посередине, а вот ноздри разделились.

   Также и рот – посередине, а зубы можно назвать справа и слева. Кстати, если линию сделать из варенья, будет еще веселее!    

Мир так изменчив…

   Разобравшись с собственным телом, можно приступать к окружающему миру. Самый простой  и работающий вариант: на что удобно показать правой рукой, то находится справа, и наоборот соответственно. Сначала отработайте эти понятия, не меняя позиции малыша.

  1. Например, ребенок сидит на диване и называет все, что находится справа от него, а потом – все, что слева. Теперь вы просите его встать и повернуться лицом к дивану. Какие вещи сейчас находятся по правую вещь, а какие – по левую?
  2. Пусть малыш попробует сформулировать ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы стол, стоящий справа, оказался слева?»
  3. Обращаем внимание на то, что про местоположение предмета можно сказать и «справа», и «слева».
  4. Посадите в ряд игрушки, мишка будет справа от зайца, но слева от обезьянки.
  5. Походите по квартире вместе с ребенком, тренироваться можно буквально на всем: стол справа от холодильника, но слева от плиты и т. д.
  6. Возьмите игрушечную машинку, и пусть малыш провезет ее по заданному вами маршруту (не стоит давать подряд несколько инструкций, излагайте их постепенно). Дальше можно усложнить, спросив: «Куда попадет машинка, если повернет направо, потом еще раз направо, затем налево?»
  7. На улице множество предметов, в том числе и движущихся; рассматривать их – одно удовольствие: автобус был слева, теперь справа. Предлагайте ребенку описывать ваши передвижения.

А если с нами левша?

   И, конечно, особое внимание на детей с ведущей левой рукой. Ведущая роль одной руки уже заложена с рождения ребенка, точнее, еще с пренатального (внутриутробного) развития.

   Тенденции вы можете наблюдать, но ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Это приведет к пагубным последствиям: нарушится отлаженная связь между полушариями головного мозга. Даже если вам кажется, что в вашем доме растет левша, помните, что окончательно об этом можно говорить в 5-6 лет, сейчас же предлагайте карандаш в обе руки. Не настаивайте, чтобы малыш взял именно в правую; пусть сам определится. Конечно, левшам сложнее научиться ориентироваться в пространстве, но «нет ничего невозможного для человека с интеллектом».

    Итак, тема при кажущейся элементарности довольна, непроста.

   Особую сложность создаёт то, что правое может стать левым, и наоборот. Но ваша настойчивость и терпение, внимательность и креативность помогут малышу освоить эту науку.

   И не забывайте, что залог успеха – постоянные упражнения, тогда у вашего крохи четко сформируется навык, и через несколько лет у него не будет проблем ни в школе, ни дома. Удачи!

        

           

       

     

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.

Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 1....

Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны.

Папка-передвижка для родителей. Правое и левое. Как научить ребёнка не путать стороны. Часть 2....

Статья "Левой-правой , или почему не надо переучивать ребёнка брать левой рукой."

" Наш малыш взял в руки ложку, но почему - то это оказалось левая рука . И до сих пор ,невзирая на все наши ухищрения , он упорно держит ложку левой рукой ." Переучивание леворукости -...

Где же лево, а где право?

Рекомендации для родителей...

Левый правый, левый правый барабан уже дырявый

материал опубликован  http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=39958Вы заметили, что у Вас растет юный барабанщик. Любит постучать по всем поверхностям, которые ему попадаются. Это внача...

«Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

laquo;Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»      Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «...