"Нравственная готовность дошкольников к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа) по теме

Афанасьева Анна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nr.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственная готовность к школе

     В детском саду, в каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. В последние годы родители, да и воспитатели чаще всего это вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математические знания. Нередко бывает, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. А вот этого как раз и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению.

    Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

    Организованность. Она проявляется и в малом и в большом: без подсказки родителей

.приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и т.д.

    Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием.

    Внук бросает бабушке упрек: «Зачем ты убрала мою комнату? Теперь ничего не найдешь!»

    - Мама, у нас сегодня будут гости?- спрашивает восьмилетний сын.

    -Нет.

    -Тогда я не буду убирать постель.

    На требование матери навести в своей комнате порядок дочь отвечает: «Мне сегодня не хочется, я завтра уберу». Назавтра все повторяется.

    Какие правила организованной жизни не сформированы у детей в этой семье?

    Каждой вещи свое место. Это определяет четкость организации любого дела, ненужность суеты, авральных уборок и наведения порядка. Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок без напоминаний и замечаний взрослого. В выполнении этого правила нет исключений ни при каких обстоятельствах. Его игнорирование отрицательно сказывается на общем порядке в доме и самочувствии всех членов семьи.

    А как же самостоятельность детей? Она проявляется в том, что ребята сами определяют место каждой вещи, порядок и интерьер своего уголка или комнаты.

    Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех ее членов, в том числе и ребенка. Это относится прежде всего к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:

          вставай, ешь, гуляй в одно и тоже время;

          умей занять себя интересным делом;

          чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями;

          найди время для общих интересных дел и труда;

          старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу все на место, аккуратно ешь и др.)

    Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в воскресные дни (если он посещает детский сад). Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается. Это касается как изменения времени сна, приема пищи, других режимных моментов, так и содержания детской деятельности. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребенком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделают по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.

    В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться, и, соответственно, уровень ее развития различен. Это зависит, с одной стороны, от характера индивидуального развития под воздействием семьи, с другой стороны, от тех требований, которые предъявляются ребенку в детском саду. К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в таких качествах, которые имеют особо важное значение в подготовке к школьному обучению: ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Это качество особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить

внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:

    уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявлению самостоятельности и творчества;

    поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

    Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду.

    Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.

    Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

    Своевременное приучение дошкольников к  выполнению обязанностей в детском саду и семье предупреждает возникновение безответственности, воспитывает у ребенка умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они непременно встретятся во время учебы в школе.

    Раннее включение детей в различный домашний труд делает жизнь ребенка более полной, интересной. Он приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени нуждается в помощи взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится дорожить временем, по-новому оценивает труд окружающих, приучается видеть свое участие в общем деле.

    В семье постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть следующие: ежедневно поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем игровом уголке, стирать передник, майку, носки, помогать взрослым в приготовлении завтрака, обеда, ужина (поставить на стол посуду, нарезать вареные овощи, положить бумажные салфетки и др.). Родителям важно проследить, чтобы ребенок делал это с соблюдением гигиенических правил.

    Требуется планомерная воспитательная работа, и прежде всего разъяснение детям необходимости выполнения обязанностей, создание условий для приобретения опыта, умений, сноровки. И всегда рядом взрослый – поддержит, одобрит, поможет.

    Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно становится привычной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детей к школьному обучению.

    Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащегося, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

    Каждый ребенок 6-7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес к школе проявляется в детских высказываниях: «хочу учиться», «хочу в школу», «буду хорошо учиться», в детских вопросах: «Какая учительница?», «Что мы будем делать в школе?», «Учительница строгая?». Поддерживая такую заинтересованность, родители рассказывают о том, как много нового дети узнают в школе, как полезно учиться. Но, к сожалению, иногда желание поскорее сесть за парту пропадает («не хочу идти в школу», «играть хочу», «скучно»). Это происходит тогда, когда у ребенка не сформировано отношение к учебе как к серьезной деятельности, важной работе, а интерес к школе ограничивается внешними признаками: новое здание, незнакомая учительница, тетради, учебники и т.п.

    Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

    Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной нравственной готовности к школе: умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Казалось бы, учение – индивидуальная деятельность и в ней «каждый за себя». Но успешная и плодотворная для всех школьная жизнь не ограничивается рамками урока, в ней всегда есть место и взаимному труду, и помощи, и умению радоваться чужим достижениям.

    Взрослому следует показывать примеры своевременной помощи, проявления внимания к членам семьи, близким людям («у бабушки – день рождения, напишем вместе ей поздравительное письмо», «скоро мамин праздник, поставим в вазу несколько веточек, чтобы они распустились к этому дню», «принесем букетик цветов для мамы – ей будет приятно», «помоги младшему братишке починить игрушку» и т.д.).

    Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия.

    Основная воспитательная задача в процессе подготовки дошкольников к занятиям – формирование у детей навыков организованного поведения.

    К моменту поступления в подготовительную к школе группу у детей должны быть в значительной мере сформированы навыки организованного поведения. Полностью отпадает необходимость приглашать дошкольников собираться вокруг воспитателя, чтобы они могли привести себя в порядок и настроиться на учебную деятельность. Педагог учит воспитанников соблюдать тишину и порядок, когда они рассаживаются по местам. Воспитатель вводит новое правило и мотивирует его: «Когда вы будете садиться за столы, не надо разговаривать. Вы же двигаете стульчиками, и от этого уже становится шумно. Мы с вами теперь будем учиться садиться так, чтобы и в школе вы могли делать это правильно».

    В первой половине учебного года дети довольно быстро овладевают навыками, необходимыми для того, чтобы спокойно садиться за столы и сосредоточивать внимание на  учебном задании или обращении воспитателя. Они становятся требовательны к поведению друг друга. Педагог поддерживает эту требовательность.

    Например, Саша, отодвигая стул, везет его по полу. К мальчику обращается Рита: «Саша, вот так надо проходить к столу». (Показывает, как нужно отодвинуть стул.) Саша не обращает внимания на слова Риты. Воспитатель: «Саша, Рита тебе правильный совет дала, надо послушать ее, ведь она хотела тебе помочь».

    Чтобы закрепить навыки, освоенные детьми, воспитатель использует одобрение, похвалу; подчеркивает, что умение выполнять установленные правила позволяет быстрее начать заниматься, побольше узнать, лучше нарисовать и т.д., что в дальнейшем оно понадобится для успешной учебы в школе.

    Во втором полугодии организационная часть перед занятием должна еще больше сократиться. К поведению детей предъявляются более жесткие требования. Педагог добивается, чтобы воспитанники сразу по его предложению подходили к столам; были сосредоточены и внимательны, сдержанны и тактичны по отношению друг к другу. Он мотивирует необходимость приобретения таких навыков предстоящим поступлением в школу:

    - Через несколько месяцев вы пойдете в школу. Мне очень хочется знать, сможете ли вы весь урок соблюдать порядок, быть внимательными, чтобы никому из вас учительница не делала замечаний.

    Данный мотив оказывает большое влияние на детей, повышает их организованность. Практика показывает, что на данном этапе подготовка к занятию почти не занимает времени. Это объясняется тем, что у дошкольников сформированы умение выбирать деятельность перед занятием с учетом того, чтобы можно было быстро убрать игрушки, интерес к учебной деятельности. В единичных случаях нарушения правил воспитатель прибегает к напоминанию:

    - Дети, вспомните, как надо сесть.

    - Я сегодня не стала громко говорить «начинаем заниматься». Я решила посмотреть, кто из вас сам знает, что надо перестать разговаривать и сесть спокойно. Вы же видите, что я вас жду. Значит, надо привести себя в порядок, сесть прямо и слушать меня.

    К концу учебного года меняется и характер оценок, обращений. Педагог выражает уверенность в том, что дети знают правила и умеют самостоятельно их выполнять:

    - Ребята, мне уже стыдно вас успокаивать. Вы ведь стали старше и научились готовиться к занятию. Не надо об этом забывать.

    - Почти все дети с первого раза услышали меня. Очень мне приятно это. Вы любите заниматься, умеете быстро готовиться к занятию. Молодцы!

    Таким образом, в процессе воспитательной работы, осуществляемой при подготовке к занятиям, у дошкольников формируются навыки организованного поведения, ответственное отношение к учебной деятельности, к требованиям педагога, положительное отношение к сверстникам. Главным в работе педагога на всех возрастных этапах является следующее:

    а) формирование у детей представлений о занятиях как о значимой деятельности;

    б) уважение к личности ребенка, учет индивидуальных особенностей, формирование дружеских взаимоотношений в группе;

    в) опора на имеющийся у детей опыт поведения;

    г) постепенное повышение требований к детям;

    д) разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.

    Особое значение имеют доброжелательный характер общения с детьми, сам тон адресованных к ним замечаний, умение педагога вводить то или иное правило внушительно и ненавязчиво, проявляя при этом уважение к ребенку, чуткость, понимание его состояния. Такой стиль педагогической работы позволяет установить в группе положительно-эмоциональную атмосферу, вызвать у детей желание поступать в соответствии с указаниями воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

"Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе"

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе...

"Личностная и социально – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"

Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «с...

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе. (Консультация для воспитателей)

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитатель МДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов) Перед нашим обществом на современном этапе е...

ФГОС как условие обеспечения готовности дошкольника к обучению в школе

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?...

Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"

В  выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....