Развитие интереса к труду у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Развитие интереса к труду у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley_interes_k_trudu.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие интереса к труду у детей дошкольного возраста

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда».

В детском саду жизнь детей наполнена трудом. Дети постоянно и ежедневно выполняют трудовые дела, связанные с самообслуживанием, с выполнением режима, подготовкой к занятиям и их окончанием, поддержанием порядки в игрушках и пособиях, в игровой комнате и на участке. В группе создается атмосфера занятости, которая является воспитывающим и развивающим фактором. Ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, готовить перед занятиями свое рабочее место, сервировать стол к завтраку, обеду, полднику и ужину, убирать посуду после еды, стелить постель ко сну, убирать ее после сна, ухаживать за куклами: мыть их, причесывать, стирать кукольное белье, наводить порядок на участке: собирать опавшие листья, расчищать снег на дорожках.

Важно, чтобы в семье жизнь ребенка была проникнута трудом как естественной деятельностью, без которой нельзя обойтись. Встал утром – заправь постель («Так делают все члены семьи»); умойся и оденься сам («За тобой ухаживать некому - все собираются на работу, а ты в детский сад. И взрослым, и тебе опаздывать не полагается»); предстоит завтрак - помоги накрыть на стол («У каждого в это время дела»). Так трудовой ритм становится обязательным и для ребенка. Повторяясь из дня в день, трудовые действия становятся жизненной необходимостью, а привычка к труду - естественным состоянием.

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. Малыш стирает как мама, действует молотком, как папа, просит разрешить помыт посуду или расставить книги в шкафу, как это делает бабушка, с удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед... В труде ребенок ощущает себя большим, хочет быть ловким, умелым самостоятельным, настоящим помощником.

Дети нашего возраста вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах: убирать комнату, вытирать пыль, поливать комнатные растения, кормить животных, следить за своими вещами, сервировать стол, содержать в порядке игрушки. Важно, чтобы с ранних лет внушали ребенку: равноправный член семьи и потому у тебя, как у всех, должны быть свои обязанности – все, что ты можешь сделать сам, за тебя не должны делать взрослые, этим ты бережешь их труд и время, выражаешь им свою любовь и уважение. Дети должны знать, что порядок в доме зависит от того, что каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.

Не все родители придерживаются этих правил, дома опекают ребенка, торопятся сами сделать то, с чем он сам мог бы справиться: спешат убрать за ним разбросанные вещи, поправляют на нем одежду, обувают, одевают, умывают его, прислуживают за столом. Ребенку – шестой год, а он успел привыкнуть к мысли, что является объектом внимания взрослых, и не проявляет желание что-то сделать, пытается командовать близкими: «Подай», «Возьми», «Принеси», «Не умею», «Не хочу». Многие родители не усматривают в этом ничего тревожного, у них наготове дежурные оправдания: «На то мы и родители, чтобы ухаживать за ребенком! Он еще маленький, чтобы трудиться»; «В трудовой семье ребенок не может вырасти белоручкой»; «В детском саду дети должны обслуживать себя, там их много, а воспитательница одна. Дома ребенок один, а нас много»...

Мы считаем, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребенок не только видит пример трудолюбия старших, но и сам помогает им, имеет постоянные обязанности по дому, выполняет поручения, связанные с общими трудовыми делами семьи. В процессе совместного труда ребенок приобретает необходимые навыки и умения, которые требуются ему в школе и дальнейшей жизни. Участие ребенка в делах старших интересно для него, создает в нем ощущение взрослости, своей пользы и причастности к общесемейным заботам. Важно правильно определить меру участия ребенка в совместном труде. Маленький помощник порой берется за то, что ему не под силу или опасно, может нанести травму. Необходимо правильно организовать совместный труд. Например: мать готовит обед, дочь моет овощи, когда они сворились, помогает резать их для винегрета. Ил сестра-школьница моет посуду, а младшая вытирает вилки, ложки, складывает тарелки в сушилку. Или родители убирают квартиру: отец натирает пол, мать моет окна, а сын расставляет книги в шкафу, предварительно протерев пыль с полок. В доме должны быть чистота и порядок. Самое правильное, если в определенный день недели все члены семьи, принимают участие в уборке, при этом необходимо обращать внимание ребенка (и в процессе работы и по ее окончанию), что именно от усилий каждого работающего зависит общий результат дела. А дружно и хорошо поработав, приятнее и отдохнуть вместе: отправиться на прогулку, в театр, на концерт, позаниматься спортом, сходить в гости.

Помощь детей часто оказывается весьма полезной и их радует, когда родные это замечают. Поощряя хорошую работу детей, и их заботу об окружающих, не нужно излишне восторгаться и этом как бы подчеркивать, необычность действий: ведь так, собственно, и должно быть. Участие дошкольника в хозяйственно-бытовом труде определяется во многом тем, что делают взрослые: отец чинит электропроводку, сын подает необходимые ему инструменты; бабушка распутывает шерсть, внук ей помогает; мама развешивает белье, дочь приносит прищепки и подает их маме; старшего брата-школьника послали в магазин, младший идет с ним, помогает нести сумку. Таким образом, ребенок приобщается к заботам, совместным делам семьи. Родители поступят правильно, если, привлекая детей к хозяйственно-бытовому труду, будут сопровождать показ (что и как делать), объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда (как надо действовать, чтобы достигнуть поставленной цели, получить хороший результат). У детей ведь нет еще нужного опыта даже в том, например, как лучше организовать работу: сначала приготовить все необходимые предметы, определить им место, доводить порученное дело до конца, убирать за собой рабочее место.

В совместном труде дети получают много полезных сведений о предметах и орудиях труда, для чего они предназначены, как их использовать, из каких материалов сделаны предметы быта. У детей расширяется словарный запас. Например, при сервировке стола к празднику можно познакомить с названием посуды: столовый сервиз, чайный, кофейный. Салфетки бывают разные: льняные, вязанные, бумажные, клеенчатые. Готовите с детьми блюдо, знакомьте, из каких продуктов его приготовили. Например, салат «Оливье»: яйцо, морковь, лук, горошек, колбаса, майонез. Или, на сковороде жарите картофель, спросите у ребенка, что еще можно жарить на сковороде? (рыбу, котлеты, пирожки, оладьи)

Заведите тесто на пирожки, блины, привлеките внимание детей, из каких компонентов оно состоит, повторите слово несколько раз, если ребенок затрудняется его проговорить, запомнить. Таким образом, вы сразу «убьете» двух зайцев: покажете, научите трудовым навыкам и умениям, расширите и обогатите словарный запас ребенка.

Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения. Это представление складывается у него благодаря личному опыту. Совместный труд взрослого и ребенка сближает их, вызывает радость, удовлетворение, гордость за себя, что чему-то научился, и за маму, и за папу, что много знают и умеют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст- время активного становления читателя в ребенке....

Сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к движениям у детей дошкольного возраста

В настоящее время обсуждается впервые разработанный в России Федеральный государственный общеобразовательный дошкольного образования. Задачи, которые ставит стандарт, перекликаются с задачами федераль...

Мастер класс «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

Мастер класс  «Развитие интереса к математике у детей  дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс«Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста»...

Доклад на районном методическом объединении на тему: «Взаимодействие с семьёй по развитию интереса к математике у детей дошкольного возраста ».

Дошкольный возраст -  это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество детского ...

Консультация "Развитие интереса к природе у детей дошкольного возраста с помощью игр экологической направленности."

Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ...