Домашний оркестр
консультация (младшая группа) по теме

Кузнецова Елена Валерьевна

Весело и с пользой провести, время помогут простые музыкальные инструменты. В домашнем оркестре каждый может побыть и слушателем, и дирижёром, и "первой скрипкой"....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashniy_orkestr.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Домашний оркестр

     Музыкальные игры с детьми до 3,5 лет рассчитаны на работу родителя со своим ребенком дома, в кругу семьи (даже нескольких семей сразу) и в детском саду. Проводить такие занятия сможет любой взрослый, знакомый с азами музыкальной грамоты. Время проведения занятий – от 20 до 50 минут. Самое длинное занятие проходит с перерывом.

        Домашний оркестр состоит из двух комплектов музыкальных инструментов. В первый комплект входят инструменты малого ударного  состава: ручной барабан (без тарелочек и бубенцов, только рама, обтянутая кожей), деревянная ложка и палочка с деревянной головкой, пандейра и колокольчик. Малый ударный состав разнообразен, поэтому к имеющимся инструментам можно добавить блоктроммель, треугольник, бубенцы, маракасы, реко-реко, а также бонги, тарелку, виброшлап.

        Второй комплект может состоять из орф-инструментов или штабшпилей: ксилофона альта, металлофона сопрано и глекиншпиля сопрано. Для детей достаточно оставить на штабшпилях пластинки G A B D E,  C D E G A или  F G A C D, на которых они могут играть произвольно. Сначала нужно научиться снимать и ставить на место пластинки (двумя руками за торцы) штабшпилей, манипулировать ударными палочками (палочки с мягкими головками подходят для игры на ксилофоне и металлофоне, палочка с деревянной головкой – для глекиншпиля) и извлекать с их помощью звуки. Каждый из участников музыкальных занятий играет на гуслях или гитаре, настроенных в G dur-пентатонике.

Гусли (гитара).

В середине ковра положить гусли. Дети вместе с родителями усаживаются возле инструментов. Можно понаблюдать, как они  воспримут новые для них  инструменты. Чаще всего ребенок сначала рассматривает  инструмент, затем трогает его и только после этого пробует извлечь звук. Обычно дети обращают внимание на струны, которые издают звуки в низком регистре. На гитаре это будет струна А (ля).

        После знакомства с инструментами можно предложить извлечь звук способом бряцания (проводить по струнам всей ладошкой сверху вниз) и затем спеть песню под аккомпанемент этих инструментов. Музыкальными инструментами можно считать притопы, шлепки по коленям, хлопки в ладоши и щелчки пальцами, или, как их называют, «собственные инструменты». Не путайте шаги с маршем. Шаги и бег являются начальным средством формирования у ребенка музыкального ритма, марш не подходит для этой цели. При марше дети не смогут показывать, как они топают по лужам, скользят на лыжах или коньках, месят глину или ходят по сугробам.

        Помимо музыкальных инструментов, вам понадобятся большой мяч, гимнастические палки, куклы и большая (метров 5-6) веревка-прыгалка с красной отметиной посередине.

        До 3-х лет дети все делают вместе с родителями. Музыкальные занятия не обременительны даже для грудничков.

Важно, чтобы ребенок имел возможность на каждом занятии выполнять:

  • Выполнять шаги, бег, подскоки и другие движения;
  • Петь (для младенцев – доречевая коммуникация);
  • Играть на инструментах малого ударного состава;
  • Играть на орфинструментах, гитаре;
  • Свистеть на свистульках и играть на блок-флейте сопрано;
  • Выполнять упражнения на большой прыгалке.

Постепенно родитель или педагог вводит ребенка в самостоятельную работу. Опираясь на собственный опыт общения с детьми до 6-ти лет, родителям нужно научиться петь, а детям предлагать настоящие музыкальные инструменты с хорошим музыкальным звуком (ручной барабан или бонги, блокфлейту, гитару). В этом возрасте ребенок уже может получать удовольствие от разных звуков и любит пользоваться ударными инструментами, по которым можно сильно стучать. Сила удара снимает тревожное напряжение, которое возникает у детей при общении с окружающим миром, позволяет ощутить прилив энергии, а равномерные удары развивают крупную и мелкую моторику рук и координацию тела. Инструменты (и голос) с протяжными звуками среднем или низком регистре обычно ребенку нравятся больше, чем звуки в высоком регистре. Блок-флейта, как и свисток, помогает научиться не втягивать воздух в себя, а наоборот, выдувать его. Извлекать звуки самому всегда приятнее, чем слушать. Это побуждает к активности, любознательности. Долгие звуки к тому же полезны для здоровья.

Музыкальное движение

Шаги, бег и подскоки выполняются по периметру ковра. Движения должны быть разнообразными по характеру и темпу. Аккомпанировать можно соответственно на ручном барабане,  блок-троммеле и пандейре.

Музицирование – естественная форма музыкальной деятельности детей этого возраста, если она проходит в непосредственной обстановке и нацелена на общение с родителями и другими детьми. Первые занятия осуществляются в виде построения целостной пьесы. Выполняют построение родители, но и дети могут принять в нем участие. Большую часть занятий родители проводят на коленях – так удобно детям.

1-я пьеса. Ведение звука. Гусли (гитара). 

Восприятие целостного музыкального построения. Выполнить щипок и глиссандо по всем струнам. Передать звук другому. Пьеса состоит из 2-х частей. В 1-й части выполнить щипок, поднять (протянуть) звук руку и отдать звук другому. Взрослый выполняет щипок на гуслях и передает его ребенку. То же может выполнить и ребенок. Во второй части поставить гусли на торец и выполнить арпеджио.

2 –я пьеса «Сорока, сорока».

В 1-й части родитель, ритмично наговаривая (а потом, напевая) текст, выполняет круговые движения пальцем по часовой стрелке на ладошке малыша (прием «Эхо»):

        1 группа                                2 группа

Со-ро-ка, со-ро-ка,                        Со-ро-ка, со-ро-ка,

Где бы-ла? Да-ле-ко?                Где бы-ла? Да-ле-ко?

Каш-ку ва-ри-ла,                        Каш-ку ва-ри-ла,

Де-то-чек кор-ми-ла.                Де-то-чек кор-ми-ла.

На по-рог ска-ка-ла,                        На по-рог ска-ка-ла,

Гос-тей со-зы-ва-ла.                        Гос-тей со-зы-ва-ла.

Гос-ти ус-лы-ха-ли,                        Гос-ти ус-лы-ха-ли,

Быть по-о-бе-ща-ли.                        Быть по-о-бе-ща-ли.

        Во 2-й части родитель проводит вместе с малышом ладошкой по струнам приемом арпеджио: на половинной ноте нужно плавно поднять руку вверх, как бы протягивая звук.

Прыгалка

 

Двое взрослых становятся поперек ковра и держат прыгалку, которая почти вся лежит на ковре. Ребенок произвольно перепрыгивает через веревку с разных сторон. Взрослые выполняют прыжки, увлекая за собой детей. Если ребенок все понял и успешно выполняет прыжки, упражнение можно изменить: взрослые, которые держат скакалку, начинают двигать ее так, чтобы она извивалась. Дети стараются перепрыгивать через веревку таким образом, чтобы она не задела ног:

3-я пьеса «Ладушки, ладушки».

 Способ выполнения такой же, как у 2-й пьесы.

Ла-душ-ки, ла-душ-ки,

Где бы-ли? У ба-буш-ки.

Что е-ли? Каш-ку.

Что раз-би-ли? Чаш-ку.

        Во второй части родитель вместе с малышом проводят ладошками по струнам приемом арпеджио.

Свеча

Зажечь свечу и поставить ее в середине гимнастического обруча. Это территория, на которую никто не должен заходить. Всем встать на колени, взять обруч, немного приподняв его, и по команде ведущего («и») задуть свечу.

Движение

До начала занятий поставить с одной стороны ковра лавку, в углу ковра разместить барабан. Растянуть прыгалку во всю длину, начиная с края ковра, и выполнять разнообразные шаги, бег и подскоки. По лавке ребенок ходит, через веревку выполняет прыжки слева направо или перекрестные шаги, стучит по барабану. Такую расстановку следует сохранить, как можно дольше.

Змейка

Все берутся за прыгалку. Один из родителей ведет детей змейкой, доходит до последнего ребенка и берет его за руку, отпускает руку первого и выполняет движение в обратную сторону.

Прыгалка «Догонять-убегать»

Прыгалку держать поперек ковра. Подвести ее к участникам и постепенно отводить в сторону. Дети бегут за веревкой. Когда веревка меняет направление движения и движется навстречу детям, они убегают от нее. Упражнением можно усложнить: прыгалка равномерно раскачивается, а все бегут за ней или убегают от нее.

Свисток

При игре на свистке можно решить ряд домузыкальных задач. Короткий и долгий выдох помогают ребенку приблизиться к понятию о коротком и долгом звуке. Различные способы звукоизвлечения могут выполнить функцию сигнала для выполнения различных движений и игровых ситуаций. В основе таких сигналов лежит коммуникативный принцип. Сначала можно предложить детям обычный свисток и выполнить следующие манипуляции: свистеть коротким и долгим звуком. Извлекать звук (шепотом) способом «т» - кончик языка легко касается зубов и неба.

Игра в прятки

Родитель прячется и издает короткие звуки. Ребенок ищет его по звуку. Если у ребенка возникают проблемы с поиском, родитель издает долгие звуки.

Учимся кружиться

К шагам и бегу прибавляется новое движение – легко кружиться то в одну, то в другую сторону под звуки треугольника (tremolo) или колокольчика.

Мяч-знакомство («Хочу узнать твое имя»)

Ребенок, глядя в глаза сидящему через круг от него партнеру и улыбнувшись ему, посылает (катит) мяч в его сторону с целью узнать имя. Получивший мяч четко и ясно называет свое имя и, в свою очередь, посмотрев в глаза новому партнеру и улыбнувшись ему, посылает мяч в его сторону. Выбор партнера произвольный, мяч не посылается только соседу. Если ребенок не принимает упражнение, вместо него упражнение выполняет родитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям (фонотека , домашний оркестр ,чтение стихов и т.д.)

-Создайте фонотеку из записей классической музыки, детских песенок, песен из мультипликационных фильмов, плясовых, маршевых мелодий и др...

Беседа-консультация для родителей "Домашний оркестр"

Материал беседы-консультации с родителями пригодится в работе  моим коллегам- музыкальным руководителям....

ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР

Рекомендации для родителей по созданию в домашних условиях шумовых инструментов из подручного материала....

Консультация "Домашний оркестр"

Материалы для родителей...

Консультация для родителей "Домашний оркестр".

Предлагаю материал, который музыкальный руководитель может разместить в тематических уголках для родителей....

Консультация для родителей «ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»

Консультация для родителей«ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»     Включение в домашний досуг игры на музыкальных инструментах всегда является украшением музыкального воспитания....