Модель организации родительского клуба «Мы и наши дети».
консультация по теме

Конкина Татьяна Ивановна

 

Основным направление деятельности клуба является оказание медико-психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации работы клуба «Мы и наши дети».

Разработка оптимальных методов и фор развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога ДОУ можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Работа родительского клуба «Мы и наши дети» - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого:

-        способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи
в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

-        помогать   родителям,   рассматривать   процесс   образования   как
непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний
психологических   закономерностей   и   особенностей   возраста   с   учетом
интересов и потребностей малыша;

-        педагогическое просвещение родителей.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

-   повышать психолого - педагогическую культуру родителей;

  • выявлять    и    транслировать    положительный    опыт    семейного
    воспитания;
  • оказывать   всестороннюю   помощь   и   поддержку   родителям   в
    осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе
    детей из дома в детский сад;
  • содействовать   сплочению   родительского   коллектива   с   целью
    предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

          -    способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

Положение о родительском клубе «Мы и наши дети».

1.        Общие положения.

  1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и
    семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного
    возраста       и       создания       системы       психолого-педагогческого
    сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период
    дошкольного возраста.
  2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-
    правовыми актами в сфере образования:

  • уставом дошкольного образовательного учреждения;
  • родительский договор;
  • настоящим Положением.

  1. Участниками     Клуба     являются:     родители     (или     законные
    представители) детей, администрация ДОУ, воспитатели, медицинский
    персонал, специалисты (музыкальный руководитель, воспитатель по
    изобразительной  деятельности,   учитель-логопед,   педагог-психолог,
    инструктор по физической культуре).
  2. Непосредственным руководителем Клуба является педагог-психолог
    ДОУ.
  3. Заведующая       дошкольным       образовательным       учреждением
    утверждает положение о деятельности клуба.
  4. Основными принципами работы клуба « Мы и наши дети» являются:
    добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики,
    конфиденциальность.

2.        Основные направления деятельности клуба «Мы и наши дети».

2.1 .Организация адаптационных мероприятий для детей раннего возраста

       и    их    родителей    к    условиям    дошкольного    образовательного

       учреждения.

2.2.Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей

       раннего возраста в вопросах воспитания и развития.

2.3.Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2.4.Повышение      педагогических знаний у родителей  о  детях раннего

       возраста.

2.5. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

3. Организация деятельности клуба.

3.1.Работа клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

3.2.Клуб посещают родители (или законные представители) детей раннего возраста и их дети.

3.3.Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (или законных представителей).

3.4.Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей. Психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.

3.5.Формы и методы организации работы клуба: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания и обучения, видеопросмотры материалов по организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении, игровые занятия с детьми.

З.6.Эффективность работы клуба и его результаты обсуждаются на педагогическом совете.

4.        Права и обязанности участников клуба:

4.1.Родители (или законные представители) имеют право на:

- на обучение квалифицированной консультативной помощи по проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

-        получение практической помощи в организации занятий с детьми
дома;

-        высказывание собственного мнения и обмен опыта воспитания детей.
4.2.Специалисты дошкольного образовательного учреждения имеет право:

  • на изучение и распространение положительного опыта семейного
    воспитания;
  • внесение изменений в план работы клуба при возникновении новых
    запросов родителей, смене интересов;

4.3.Дошкольное образовательное учреждение обязано:

  • организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным
    заведующим дошкольным образовательным учреждением, и с учетом
    интересов и потребностей родителей;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую
    помощь родителям.

5.        Организационная структура.

5.1.Членом клуба может быть любой родитель воспитанника дошкольного образовательного учреждения, интересующийся вопросами воспитания и развития детей раннего возраста.

5.2.Вся деятельность клуба осуществляется на добровольных началах.

5.3.Методический контроль над деятельностью клуба осуществляется заведующим дошкольного образовательного учреждения.

5.4 Практическое   руководство   деятельностью   клуба   возложено   на             старшего воспитателя.

5.5.Педагог-психолог      реализует      психологическое  сопровождение   деятельности клуба.

5.6.Девиз клуба «Ты расти, а мы поможем».

  6. Условия работы клуба

6.1 .Заседания   клуба   по   согласованию   с   родителями   проводится   с

периодичностью не менее одного раза в два месяца.

 6.2.Работа клуба осуществляется в соответствии с данным Положением и

согласно годовому плану.

6.3.Тематика   заседаний   отражает   возрастные   особенности   детей   и

      личностные   новообразования   в   данный   период,    поведенческие

реакции в различных условиях.

6.4.Взаимодействие с семьями на занятиях в клубе реализуется с учетом

      родительского стажа, их интересов и потребностей в информации о

воспитании и развитии детей раннего возраста.

6.5.Результаты проведенных мероприятий фиксируется в протоколе.

С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации от них можно провести анкетирование (приложение № 1).

     7.        Документация клуба.

7.1.Настоящее Приложение.

7.2.Перспективный план работы.

7.3.Разработка содержания мероприятий.

7.4.Журнал регистрации посещений занятий клуба.

7.5. Договор.

Оборудование и оформление места проведения заседания Клуба

Заседание Клуба должно проходить в уютном и красиво оформленном месте. На доске или плакате пишется тема и эпиграф к занятию, изображаются таблицы, диаграммы. В соответствии с избранной организационной формой занятия расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки и прочее.

Организация пространства играет немаловажную роль в процессе общения с родителями. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения личностного пространства.

Психологу (ведущему) важно не только правильно выбрать расстояние между ним и собеседником, но и также учесть расположение.

Расположение участников друг против друга. Если мотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг

друга. Такое расположение эффективно тогда, когда предстоит обсуждение, участники которого придерживаются противоположных точек зрения.

Если мотивом взаимодействия является сотрудничество, то люди становятся или садятся рядом вполоборота.

Треугольник. Такое расположение эффективно при обсуждении вопросов, требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. В центре психолог, выполняющий функцию посредника.

Круглый стол. Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Роль психолога в таком взаимодействии, как правило, минимальна. Все участники находятся в равном положении.

Построение плана-программы клуба «Мы и наши дети» (система сопровождения родителей детей раннего возраста)

Данная программа состоит из десяти встреч, цель которых - дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба:

  • предмет    дискуссии    -    дети    и    способы    взаимодействия    с    ними родителей;
  • все    члены    группы    имеют    право    на    свободное    участие    в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  • ведущий    не    является    абсолютным    авторитетом,    единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Разминка

Это этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Здесь используются упражнения на сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания невербального поведения, на снятие напряжения и т. п.

На первом заседании Клуба это могут быть:

Игры в знакомства

Игра в имена. Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на любую букву, или на все буквы. Например, имя Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, голубоглазая...

Моя социальная роль. Педагог называет свое имя и свою значимую социальную роль: «Я - педагог». Затем по порядку каждый родитель называет свою социальную роль.

Хобби. Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только наглядное представление, найти партнера со сходными интересами. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения.

Игры в пожелания

Пожелания. Каждый участник группы по кругу встает, произносит какую-либо фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

Танцевальный. Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад, вас видеть» или «Какой замечательный сегодня день» и прочее.

Комплимент. Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты.

Некоторые из игровых упражнений выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.

Также на данном этапе можно разработать и утвердить правила Клуба. Сделать это лучше всего на первом занятии. Правила вывешиваются на видном месте. Все участники Клуба придерживаются установленных правил. Бели правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и при необходимости изменить. В правилах, в частности, может предусматриваться следующее: быть пунктуальным, позитивно настроенным, не критиковать и не перебивать друг друга, говорить кратко и по существу вопроса, никого ни к чему не принуждать, соблюдать при необходимости конфиденциальность. Все эти правила могут быть отражены уже в положении Клуба.

Основная часть

Она состоит из нескольких этапов (по усмотрению тренера).

Теоретический этап, как правило, проводится в виде мини-лекции или консультации по данной проблеме. Лекция - это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории; ее цель - сосредоточить внимание на вопросе, познакомить с новой информацией по проблеме и научными подходами к ней.

Практический этап - отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т. д. Игры и игровые ситуации помогут избежать монотонности занятия, являются пре-

красной разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям более непринужденно выполнять сложные задания. Приведу примеры таких игр.

«Стул для вопросов» (один из участников садится на стул в центре комнаты, остальные задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой тематикой, в случае задержки или неправильного ответа стул занимает тот, чей вопрос был последним).

«Из опыта воспитания» (участник по желанию может поделиться с остальными способами решения данной проблемы исходя из собственного опыта воспитания детей).

«Пирамида знаний» (родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на занятии, можно строить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных советов).

Диагностический этап - способствует собственному осознанию родителями своих проблем и включает разработку и проведение тестирования, опросников, различных методик - проективных рисунков и т. д.

Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышления и переживания, будет побуждать к самоанализу. Тест — это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Также в виде тестов в начале и в конце занятия можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие. Активность, настроение и др.

Коррекционно-профилактический этап        (блок)        имеет

непосредственно практико-ориентированную направленность - аутотренинга, релаксации, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и др.

Заключительная часть

Завершая занятие с родителями, целесообразно подвести итоги, в которых необходимо дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе заседания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать?

Во время проведения процедуры обратной связи (в программе этот момент отмечен как «самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие приемы:

1. Письменная        форма    (каждый    участник    отвечает    на вопросы письменно):

  • Чем полезна именно для Вас данная встреча?
  • Ваши пожелания на следующее занятие и др.

2. Устная форма (продолжи фразу: «Работая с группой, я понял, что...», или по кругу передается мяч, и участники по очередно отвечают на вопросы тренера).

Возможны другие варианты по усмотрению ведущего.

«Рисунок дня». Родители выражают свое отношение к занятию с помощью соответствующего рисунка, поясняя при необходимости его смысл.

«Чудесная сумка». Ведущий предлагает участникам Клуба ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.

«Блицопрос». Каждый участник делает короткое сообщение о занятии в 2-3 предложениях.

На этом этапе можно использовать домашнее задание:

  • продумать     свою     позицию     или     поведение     по     какому-либо вопросу;
  • проанализировать       свою       жизненную       ситуацию,       подобную предложенной;
  • вести дневник своих ощущений.

Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации родительского клуба «Азбука красоты и творчества»

Проект представляет собой организацию одной из  инновационных и оптимальных форм сотрудничества педагогов с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста ...

"Организация родительского клуба как форма взаимодействия ДОО и семьи"

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследовате...

Приложение №6. Родительский клуб. "Мы и наши дети"

Родительский клуб "Мы и наши дети". Тема: "Защита прав маленького человека"...

Приложение №6. Родительский клуб. "Мы и наши дети" Поклонимся великим тем годам....

Родительский клуб. "Мы и наши дети" Поклонимся великим тем годам......

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...

Организация родительского клуба в условиях образовательного учреждения для детей с ОВЗ

Родительский клуб – средство повышения педагогической компетентности в условиях образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья...