Главные вкладки

    Дифференцированный подход как средство оптимизации образовательного процесса в работе с одаренными детьми
    статья по теме

    Андреевских Ирина Владимировна

    Рекомендации для педагогов и родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_rao_andreevskikh_i.v.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Андреевских Ирина Владимировна,

    воспитатель высшей категории

    МБДОУ ЦРР – д/с № 587

    Чкаловского района г. Екатеринбурга

    Дифференцированный подход

    как средство оптимизации образовательного процесса

    в работе с одаренными детьми.

    Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности (одаренности) ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Одаренного ребенка характеризует опережение своих сверстников по ряду психических параметров. Он отличается от своих сверстников большей сосредоточенностью и упорством в решении поставленных задач, изобретательностью и богатой фантазией.

    Одаренный ребенок, в силу выдающихся способностей, демонстрирует высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, познавательной, творческой, художественной, физической и других сферах. Среди выдающихся детей уже в дошкольном возрасте встречаются «интеллектуалы», «биологи», «художники», «лингвисты», «музыканты», и у некоторых из них такая специальная увлеченность оказывается устойчивой на протяжении всей жизни (Никитин, 2000).

    В познавательной сфере одаренность проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающий мир, явления и объекты природы, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы и заключения. Наряду с высоким уровнем развития познавательных способностей у одаренного ребенка может наблюдаться отставание в развитии мелкой моторики и моторной координации (такое явление характерно для детей 3-4 лет). Вместе с тем, одаренному ребенку часто не хватает эмоционального баланса, он бывает нетерпелив, гипердинамичен, импульсивен, ему свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.

    Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки газет, журналов и даже книги, решает математические задачи, хорошо запоминает факты и события, долго сохраняет внимание, интересуется социальными и моральными проблемами, задает вопросы интеллектуального характера (Михайлова, 2002).

    Иногда одаренный ребенок не может показать высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки. Педагоги, работающие с детьми, должны создать оптимальные условия для выявления и развития способностей каждого ребенка. Для оптимизации образовательного процесса требуется объединение усилий педагога-психолога, воспитателей, музыкальных работников, родителей. Педагоги информируют, консультируют, дают рекомендации по проблемам детей, имеющих предпосылки одаренности. Такое обучение предполагает индивидуальный подход к детям с опережающим развитием, а именно, применение дифференцированных заданий и упражнений разной сложности (Панова, 2006).

    В нашем дошкольном учреждении для работы с одаренными детьми применяются следующие развивающие игры:

    • игры с логическими блоками Дьенеша;
    • игры с цветными палочками Кюизенера;
    • логические игры А.Зака;
    • игры В.Воскобовича;
    • игры Б.Никитина.

    У каждого ребенка свой интеллектуальный и психофизический потенциал. Дети с высоким уровнем развития быстрее справляются с заданиями, а педагогу нужно добиться усвоения знаний всеми участниками процесса. Поэтому случается так, что иногда «сообразительным» детям скучно ждать нового задания.

    Система дифференцированного подхода к обучению дошкольников математике позволяет каждому ребенку усваивать знания в своем темпе и выполнять задания необходимого уровня сложности.

    Первый уровень сложности предусматривает владение навыками и умениями в минимальном необходимом объеме, доступными для усвоения всеми детьми в пределах возрастной нормы независимо от их способностей к математике и интереса к ней. Этот уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребенка к обучению в школе.

    Второй уровень сложности предусматривает задания с наиболее трудными вопросами следующего года обучения.

    Третий уровень сложности включает материал, который даётся детям ознакомительно, с целью углубления формирующихся у них основных представлений. Затрагивает только сферу представлений, а не навыков. Имеет наибольший развивающий эффект для способных детей (Носова, 2006).

    Каждое задание должно быть для детей интересным, ведь именно интерес стимулирует внимание, сосредоточенность и, следовательно, содействует усвоению содержания.

    Любое задание должно содержать в себе посильные для детей трудности, активизирующие мысль, внимание, память.

    Каждый ребенок должен быть активно деятельным, что зависит от применяемых педагогом методов и приемов.

    Педагог должен не только обучать детей способам выполнения задания,  но и формировать у них положительное отношение к поставленной задаче.

    Кроме этого, необходима специальная организация детей при реализации образовательной деятельности: работа с подгруппами, с малыми группами, индивидуальная работа, чтобы проследить способы решения проблемы каждым ребенком. При этом не должна исключаться образовательная деятельность со всей группой детей.

    Одаренные дети могут испытывать проблемы в общении со взрослыми и сверстниками: они очень чувствительны к мнению других, нуждаются в понимании и признании. Одаренные дети остро реагируют не только на содержание высказывания, но и на его форму: для них важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. Критические замечания могут больно ранить одаренного ребенка.

    Разработанные рекомендации для взрослых, как родителей, так и педагогов, позволяют облегчить взаимодействие детского сада и семьи.

    1. Проводите образовательную деятельность в игровой форме, вызывая интерес, создавая мотивацию.
    2. Уважительно и доброжелательно относитесь к детям, к их потребностям.
    3. Способствуйте созданию ситуации успеха для каждого ребенка.
    4. Не форсируйте мыслительный процесс ребенка.
    5. Давайте положительную эмоциональную оценку любого малейшего достижения ребенка.
    6. Принимайте ребенка таким, какой он есть, создавайте атмосферу, в которой ребенок смог бы свободно выражать свои чувства.
    7. Минимально ограничивайте деятельность ребенка.

    Таким образом, успех воспитания и обучения одаренных дошкольников определяется обоснованным содержанием и методами обучения, включением их в активное общение со взрослыми и сверстниками. Кроме этого не стоит забывать, что одаренный и талантливый ребенок – это, прежде всего, ребенок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Уважайте его любопытство как великую ценность. Не забывайте, что ему необходим тот же опыт, что и всем детям.

    Литература.

    1. Михайлова З.А. Математика от трех до шести. С-Пб, 2002.
    2. Никитин Б. Ступеньки творчества. Москва, 2000.
    3. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. С-Пб, 2006.
    4. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст).

    Выпуск 1. Воронеж, 2006.

    1. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Воронеж, 2007.
    2. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст).

    Выпуск 2. Воронеж, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

    Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

    Индивидуально-дифференцированный подход при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

    Презентация к семинару-практикуму для педагогов ДОУ компенсирующего вида "Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с наруше...

    Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС

    Инновационный подход учителя-дефектологак образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения  по развитию речив соответствии с ФГОС. Развитие речи у детей с ...

    Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

    Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ....

    Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

    Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

    Консультация для педагогов "Педагогическая диагностика как средство оптимизации образовательного процесса"

    Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка. Педагогическая диагностика ...

    Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер....