Главные вкладки

    Экологическое воспитание в детском саду
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Симакова Надежда Владимировна

       Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI

       В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

                  «Экологическое воспитание в детском саду»

       Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI

       В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия.

       Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

        Прежде   чем   выстраивать   работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

       Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

       При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

    основы  экологического  воспитания   направлены   на   формирование ответственного  отношения   к  окружающей среде;

    одно дошкольное учреждение без помощи   семьи  ничего   не  сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера   ребенка   закладывается   в семье.

         Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислу­шаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

       Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.

    Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

    Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу.   Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не   луг.   Не   ловите   бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

    Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

       Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведе­ния людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

       Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

    Дайте оценку этому поступку.

    Как бы Вы поступили?

    Что надо делать, когда встречаете птиц?

    Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

    Надо ли помогать птицам? Как?

    Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

        В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

       Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

      Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

    Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

    1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

    2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

    3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

    4. Как Вы сами относитесь к животным?

    5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, про­гулки, ТСО, труд, уход.)

    Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

    1. Имеются ли дома объекты природы?

    2. Проявляет   ли   ребенок   к   ним интерес?

    3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

    4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка,  вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили  для  поддержания  интереса  к природе?

    5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

    Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

    1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

    2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

    3. Оказывать   вместе   с   ребенком помощь животным на улице.

    Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

    1. Вырастить   в   семье   комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание в детском саду

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

    Экологическое воспитание в детском саду

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

    Экологическое воспитание в детском саду № 11

    Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

    Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

    В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

    Экологическое воспитание в детском саду

    Доклад  для  родительского  собрания...

    Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

    Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

    Развитие познавательного интереса посредством экологического воспитания в детском саду.

        Материал Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием 2012г."Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраст...