Семинар - тренинг "Я буду пестовать тебя с рождения"
консультация (младшая группа) по теме

Чегодаева Наталья Викторовна

Семинар - тренинг  актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизведение ценностей русской национальной культуры. Потешки и пестушки – первые поэтические произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает  чувства ребенка, его речь. Хорошо подобранные, с выразительностью рассказанные потешки побуждают к действию, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок приобщается к красоте, самобытности русского слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_trening_ya_budu_pestovat_tebya_s_rozhdeniya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - тренинг для родителей "Я буду пестовать тебя с рождения"

Первый подарок, который дает нам мать,- это жизнь,

второй - любовь, и третий - понимание. (Донна Брауэр)

Оборудование: аудиозапись с детским потешками, пестушками; записи колыбельных песен.

Как можно выразить свою любовь? Мама окружает своего ребенка с первых дней заботой и лаской, вниманием и поддержкой. В чем же выражается  любовь мамы? Только в уходе за малышом или же есть что - то еще? Давайте попробуем выразить, в чем же заключается проявление любви Мамы к ребенку? (Родители высказывают свое мнение по данному вопросу).

Сегодня мы с Вами поговорим о речевом выражении своей любви, об использовании фольклорных (народных) пестушек, потешек, колыбельных песен.

В русском фольклоре сложено немало стихов, помогающих ребенку просыпаться, кушать, одеваться…

Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения - приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т.д.

Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения "за него", играя его ручками и ножками, когда ребенок еще мал, и ему недоступны некоторые движения (сидеть, ползать и т.д.) Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет игровые движения в соответствии с содержанием песенки - потешки.

Пестушки и потешки привносят самое главное во взаимоотношения матери и ребенка - это духовный и эмоциональный контакт!

Вопрос родителям: "Какие потешки и пестушки Вы помните? Может Вам их рассказывала Ваша мама, няня или же Вы сами, с рождением ребенка выучили детские стишочки?"

"А сейчас мы вместе с Вашими малышами вспомним потешки".

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко,
Разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть-чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка, найдем!

Если мама, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой. Так вам легче будет приучить его умываться по утрам и вечерам: он ведь будет знать, что водичка - его друг. Не забудьте поцеловать малыша в чистую щечку и сказать, какой он молодец, что умылся!

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Посмелей -
Катя, умывайся веселей!

Чтобы ребенок не убегал в другую комнату, завидев расческу, расскажем ему потешку о том, какой он красивый станет после того, как причешется. Стишок заворожит малыша, а мы в это время быстренько приведем его волосики в порядок.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Ваш ребенок не любит одеваться по утрам или на прогулку? Ваш малыш кричит и сердится? А вы заговорите его потешками, пока одеваете! Пока он будет слушать веселые стишки, мама ловко его оденет!

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Тетка Агашка,
Cшей мне рубашку!
Надо нарядиться -
Едем прокатиться!

У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем
.

Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашкой, которую он не очень любит. Рассказывайте ему потешки ласково, с улыбкой, а между делом подносите ложку ко рту. Малыш будет хорошо кушать, и при этом будет развиваться его память и речь.

Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

В лесочке, в лесочке избушка на кочке.
Блинами обита, оладьями покрыта,
Ограда кругом - пироги с творогом.
Сидит кошка у окошка, ежик Антошка
Пряники жует, песенки поет.

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.

Случается и такое, что ребенок плачет. Упал, ушибся - не оставляйте ребенка одного, утешьте его с помощью потешки.  Пусть малыш будет уверен, что ему  есть с кем поделиться своей бедой и его всегда поймут, выслушают и помогут. Ласковые слова потешек действуют на малыша сами по себе, а если их произносят ласковым и нежным голосом - эффект усиливается вдвойне. И ваш малыш уже переключился на игру…

Придет киска не спеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.

Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.

У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.

Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы приготовить ребенка ко сну, успокоить его, если он перевозбужден.

Баю-бай, баю-бай,
Рыбка-сёмга, приплывай!
Рыбка-сёмга, приплывай,
Алексейку поджидай.
Алексейка подрастёт,
С папой на море пойдёт.
Станет сёмгу он ловить,
Станет маму он кормить.

Баю-бай, баю-бай,
К нам приехал дед Мамай,
К нам приехал дед Мамай,
Просит: "Машеньку отдай!"
А мы Машу не дадим,
Пригодится нам самим.

Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.

Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят
.

Основную информацию понимания любви, мира несут в себе народные колыбельные песни. Колыбельная песня -  это своего рода материнская поэзия, существовавшая испокон веков. Ученые считают, что колыбельные песни возникли еще на заре человечества - своими корнями они уходят в глубокую древность. Этнографы обнаружили зачатки колыбельной поэзии у народов первобытнообщинного строя. Также свидетельством древнего происхождения колыбельных песен служит частое употребление в них антропоморфных (т.е. человекоподобных) мифологических образов – Сна, Дремы, Угомона, Упокоя.

Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.

Интересный факт: проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.

Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:

• заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;

• знахарский заговор на здоровье, если он болен;

• заговор-оберег от чужого вредного воздействия.

Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.

«Дитя растет не от еды, а от радости», — справедливо гласит народная пословица.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Согласно словарю  В.Даля выражения в колыбельных означают:

• «баить» — рассказывать,

• «баю, баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,

• «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.

Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особым ритмом, звукочастотностью и рифмой.

Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.

Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели. Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности.

Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.

Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:

«Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать».

Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:

«Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»

Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…

Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.

Кроме содержания колыбельных песен многое предопределяет сама ситуация, в которой они исполняются. Колыбельную песню мать, бабушка или няня поет вечером, чтобы ребенок поскорей заснул. С психологической точки зрения, он находится в это время в особом душевном состоянии предсонья: тельце постепенно расслабляется, глазки закрываются, собственные мысли в этом возрасте еще отсутствуют и не мешают внимательно сосредоточиться на голосе взрослого. Такому сосредоточению помогает еще и то обстоятельство, что поющий голос является главным на фоне окружающей тишины и темноты. Можно сказать, что состояние ребенка подобно тому, что бывает у людей при гипнотическом внушении. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет очень важную роль в открывании души навстречу поющему голосу. Поэтому интонация, слова, образы песни беспрепятственно проникают в душу ребенка, буквально пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа. Ребенку необязательно понимать, он должен просто впустить в себя и помнить. В дремотном состоянии в дремучей глубине его души, которая потом, когда он повзрослеет, никогда не будет полностью доступна его собственному сознанию, угнездятся древние, целостные, мощные и емкие образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных смыслов, передающихся в народной традиции.

Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему задаются социальные ориентиры, а так же нравственные категории его взаимоотношений с младшими и старшими, со старшими и со святыми покровителями.

Вот так колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, представленных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которым должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

Пойте ему колыбельные песни, наполненные любовью и нежностью. Они обязательно помогут малышам стать сильными, умными, красивыми и удачливыми.

"А сейчас возьмите своего малыша на колени и окунитесь вместе с ним в волшебный мир колыбельной песни". (Прослушивание  аудиозаписи колыбельной песни).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Будьте здоровы!"

Представление о том, что такое психическое здоровье, о возможности влияния людей на него, знакомство с методами укрепления и сохранения здоровья...

Коммуникативный тренинг «СЧАСТЬЕ, КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ!»

Ориентация на гуманизацию межличностных отношений, гуманизацию педагогического процесса, на установление субъект-субъектных взаимоотношений между его участниками определяет актуальность коммуник...

Детско-родительский тренинг "Будем ближе"

Одна из значимых задач педагога-психолога в работе это формирование позитивной установки к совместной деятельности детей и родителей,  приобретение родителями практических знаний и навыков эффект...

Психологический занимательный тренинг "Будем мы друзьями"

Цель: Создание психологического комфорта в группе. Задачи:- сплочение группы- развитие коммуникативных навыков детей- знакомство детей друг с другом- знакомство детей с эмоциями радости, грусти, ...

Презентация коллективного проекта по познавательному развитию "Буду знать тебя, мой город!"

Данная презентация позволяет формировать первичные представления о малой родине, о социокультурных ценностях жителей Самары....

Тренинг "Будь здоров!"

тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...