конвенция
консультация на тему

Кузнецова Наталья Александровна

материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konventsiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Защита прав и достоинства маленького ребенка в Системе работы

с детьми в ДОУ

     Согласно Конвенции о правах ребенка (ст.42) «все государственные

структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко

информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях

Конвенции».

     Начиная работу с детьми по знакомству с Конвенцией, мы выделили

для себя ряд проблем:

  * какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы

в дошкольном учреждении;

  * как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей,

смысл каждого права;

*через какие формы работы с детьми (уже знакомые и нетрадиционные)  

   целесообразнее проводить данную деятельность;

*какую модель реализации статей Конвенции выбрать на практике.

     Мы самостоятельно изучили материалы Конвенции и из общего

количества статей определили тот круг, который, с нашей точки

зрения, был бы понятен и доступен детям (ст. 2, 5, 6, 7, 9. 16, 18, 19,

23-25, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 39);

     Условно объединили их в несколько блоков:

*право на охрану и укрепление здоровья (ст. 23, 24, 25, 33, 39);

*право на образование (ст. 28, 29);

*право ребенка участвовать в играх, развлечениях (ст. 31);

*право на сохранение своей индивидуальности (ст. 2, 5, 6, 7. 16, 19, 31, 32, 37).

     Подобрали имеющуюся по данной проблеме литературу для педагогов и детей:

  1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. «Управление системой социальной защиты детства».  –М. Педагогическое общество России.

2005

  1. Гуров В.Н. «Формирование толерантной личности в полиэтнической

Образовательной среде».  –М. Педагогическое общество России. 2005

   3. Миков П.В., Русакова Н.А.  «Права вашего ребенка».  

      -М. Педагогическое общество России. 2006

   4. Миков П.В., Русакова Н.А.  «Обеспечение прав ребенка в образова-

       тельном процессе».  –М. Педагогическое общество России. 2006

   5. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И. «Реализация Конвенции

       О правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях»

        -М. Педагогическое общество России. 2005

   6. Чумаков Б.Н. «10 заповедей сохранения жизни».  –М. Педагогическое

        Общество России. 2005

В процессе коллективного обсуждения была выбрана модель реализации статей Конвенции: в рамках программы «Из детства – в отрочество»  интеграция правового материала через различные виды деятельности с детьми: традиции, занятия, игры, праздники, развлечения, театр, художественно-продуктивный труд. Также раскрытию содержанию статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Анализ произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Чувство правосознания, значимости своего «Я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право», «ты не имеешь права этого делать»), в умении анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.  Исходя из вышесказанного был намечен перспективный план работы с детьми:

Дата

Тема    

Цель и содержание деятельности

Дидактический материал

Сентябрь

«Я и мое имя. Что оно означает?»

       Ст.7.

Рассказать о происхождении имени, отчества, подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо, и каждый человек имеет право на имя.

Сказки: «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Белки».

  Октябрь

«Моя семья»

        Ст.7, 9.

Ввести понятие «семья». Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей.

Сказки: Ш. Перро      «Золушка»,

        С. Маршак

«Двенадцать месяцев»,

       «Морозко»

Ноябрь

«Мои папа и мама

любят меня»

  Ст. 5, 7, 18, 27.

Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей.

Сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Л.Толстой «Три медведя».

   Декабрь

«Дом, в котором

    я живу»

      Ст. 16.

   Дать понятие «дом», его функции, разные типы жилья.

Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища.

Сказки: «Зимовье»,

М. Мревлишвили «Заячьи

следы»,

Ю. Мориц «Дом гнома – гном дома»,

«Волк и семеро козлят».

    Январь

«Будем здоровы»

 Ст. 23, 24, 25, 33,

        39.

Дать понятие «здоровье». Беседа

 О здоровье, почему человеку важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, почему важно заниматься физкультурой и закаливаться.

Сказки: «Воробушек – воробей»,

Гримм «Бременские музыканты»,

К. Чуковский «Айболит»,

«Мойдодыр».

  Февраль

 «Жизнь

      прекрасна»

     Ст.6.

Знакомство с понятием «жизнь».

Сообщение о том, что во всех

странах жизнь человека охраняется законом.

Сказки: «Колобок»,

 «Семеро козлят»,

«Снегурочка»,

Д. Радович «Крокодиловы

слезы».

    Март

«Не обижай меня»

 Ст. 2, 19, 32, 35,

        36, 37.

Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости.

Сказки: «Лисичка – сестричка»,

В. Осеева «Волшебная иголочка»,

Ш. Перро «Мальчик – с – пальчик».

      Апрель

«Какие мы  

         разные»

    Ст. 7, 6.

Беседа с детьми о праве на индивидуальность, на свое мнение.

Сказки: «Морозко», «Сивка – Бурка», «Журавль и цапля»,

Ю. Владимиров «Чудаки»,

«Знаменитый утенок»,

А. Милн и Б. Заходер «Вини – Пух и все, все, все».

          Май

«Кому нужно

        учиться»

      Ст. 28, 29.

Ввести понятие «образование».

Беседа о необходимости и значимости образования. Знакомство детей с правом на обучение и образование, о преимуществе образованных людей над необразованными.

Сказки: А. Толстой «Золотой ключик» и

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

     Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их

выполнения.

     Поэтому, начинать работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, необходимо с проведения диагностики, с целью выявления информированности наших родителей о данном правовом документе, а также выявления отношения родителей к данному документу.

     Таким образом, вся предварительная работа (анкетирование родителей, обработка и анализ полученных данных) подводит нас к следующему этапу – разработке системы мероприятий:

  1. Ярмарка идей «Как сделать родителей соучастниками и партнерами

детей».

  1. Оформление стенда  с наглядной агитацией «Твои права».
  2. Стенная печать, папки – передвижки, листовки.
  3. Диспут «Защитим наших детей от …»
  4. Устный журнал, посвященный воспитанию здорового образа жизни.
  5. Театральное представление «Мы тоже имеем права» (по страницам Конвенции о правах ребенка).
  6. Родительское собрание «Азбука вежливости родителей».
  7. Совместная деятельность детей и родителей:

а) оформление выставок:

    *детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»;

    *создание альбомов: «Кто я?», «Ребенок имеет право»;

       б) совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;

   9. Встреча – дискуссия «Ответственность родителей за воспитание и

       развитие своего ребенка»;

10. Встреча – диспут «Развитие индивидуальности ребенка в семье

      через соблюдение его прав, уважение к его свободе»;

11. Музыкальное развлечение для родителей «Я и мои права»;

12. Открытое занятие «Страна детства»;

13. Круглый стол для родителей «На защите прав детей – педагогика

      не насилие» (форма проведения – телепередача «Моя семья»).

14. Консультации для родителей:

       * «Недопустимость разлучения с родителями»;

       * « Право на жизнь без насилия»;

       * «Родительские обязанности»;

       * «Дети – инвалиды».

Все эти мероприятия призваны оказать помощь родителям и детям осмыслить свои человеческие права и обязанности, а главное –

сделать их основой своего поведения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рассказ воспитателя о "конвенции о правах ребенка"

формировать  у  детей представление  о  правах  ребенка. Понимание   и принятие  детьми  нравственных  норм: воспитание  любви  и  уважения ...

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года...

"В гостях у Конвенции" конспект занятия по правам ребенка

дети подготовительной группы в игровой форме знакомятся с некоторыми првами, представленными в Конвенции. Дошкольники пополняют словарный запас новыми словами....

Презентация "Конвенция о правах ребенка"

В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные условия, которым должно следовать общест...

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

Конвенция о правах ребенка

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДОУ...