Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по теме

Карпенко Татьяна Ивановна

 

Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эстетического развития детей очень  разнообразны и важны, и результативность этой  работы  проявляется во всех  видах деятельности ребёнка – дошкольника. Художественно-эстетическое  воспитание – целенаправленный  процесс  формирования творческой  личности, способной  воспринимать, чувствовать, оценивать  прекрасное и создавать  художественные  ценности. Дети в дошкольном  и даже в раннем возрасте способны реагировать  на красивое в окружающей  обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся  рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое  и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khudozhestvenno-esteticheskoe_vosptanie_detey.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание  как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – наиболее  целесообразный  период для эстетического  и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают  большим потенциалом  фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании  и совершенствовании  уникальных  детских способностей.

          Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эстетического развития детей очень  разнообразны и важны, и результативность этой  работы  проявляется во всех  видах деятельности ребёнка – дошкольника. Художественно-эстетическое  воспитание – целенаправленный  процесс  формирования творческой  личности, способной  воспринимать, чувствовать, оценивать  прекрасное и создавать  художественные  ценности. Дети в дошкольном  и даже в раннем возрасте способны реагировать  на красивое в окружающей  обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся  рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое  и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

          Составляющей  основой  эстетического развития  становится  художественное  образование – процесс усвоения  искусствоведческих  знаний, умений и навыков, развития  способностей и переход к  самостоятельному художественному  творчеству.

          Опираясь на исследования учёных ( Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугиной, Н.П. Саккулиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой, А.М. Виноградовой, Л.П. Стрелковой, Л.Н. Комиссаровой,  В.А. Езикеевой, Л.В. Куцаковой,    С.И. Мерзляковой  и др.),  я ещё  раз убедилась в необходимости совершенствования  методов и средств  художественно – эстетического воспитания  детей, их духовного  развития. Новизна и оригинальность моей методической работы  заключается  в том, что    система  художественно – эстетического  воспитания в работе с детьми дошкольного возраста  основывается  на синтезе произведений народного искусства  и художественных видов деятельности. Целенаправленная работа педагогов по введению  элементов народной культуры в различные виды  деятельности ребёнка является одним из  главных  условий полноценного эстетического и духовно – нравственного воспитания дошкольников и развития на этой основе их индивидуальных  художественно – творческих способностей.

          Поставив цель развития художественно – творческих  способностей детей средствами интегрирования  народной культуры во все виды  творческой деятельности дошкольников, я базируюсь  на следующих принципах:                                                                                                                                          

- во-первых,  на тщательном, обусловленном возрастными особенностями отборе художественного материала по различным видам народного творчества;                                                                                                                               

- во-вторых, интеграции работы на основе народного творчества  с различными направлениями  воспитательной работы и видов деятельности;               

- в–третьих, активного включения детей в разнообразные виды художественно – творческой деятельности детей;                                                            

- в- четвертых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;                                                                                           

-  в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми работ в жизнь  группы  и дошкольного учреждения;                                                                             

-  в- шестых, и что самое важное, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных потребностей, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми.

            Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии  произведений народной культуры на чувства ребёнка. Доказано, что  чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особый акцент в  ознакомлении детей  с лучшими и доступными детскому пониманию  произведениями народного творчества я делаю на  чувственном познании мира ребёнком. Так музыка, художественное слово, изобразительная деятельность способствуют объединению  всех видов художественной деятельности  в единый,  целостный педагогический процесс  формирования у детей  эстетической культуры, духовности  и развития самостоятельного художественного творчества.

          В основе современного образования лежит личностно – ориентированное  обучение. Я считаю, что лишь через творческое взаимодействие индивидуальностей  в образовательном процессе (педагоги – воспитанники - родители) возможно оптимальное развитие участников педагогической деятельности, обогащение и раскрытие природного, национального, творческого потенциала русского народа.

Основным  же условием успешной активизации детской деятельности является творческое отношение к ней самих детей, педагогов, родителей и окружающего социума.

         Педагоги должны помочь семье восполнить пробел в знаниях родителями этнопедагогики,  оказать помощь в выявлении и дальнейшем развитии на этой основе индивидуальных творческих способностей их детей через:  индивидуальное, групповое, коллективное общение, изучение запросов  и пожеланий родителей, проведение круглых столов, конкурсов, посиделок, выставок совместного  с детьми творчества с использованием  русских народных традиций, обычаев,  лучших образцов народного искусства.

           Только в творческой деятельности происходит развитие   творческих

способностей - овладение методами познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую  познавательную и практическую деятельность детей.

          Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является  исследователем, проявляя живой интерес к  различного рода исследовательской деятельности, к развитию творческих способностей.

          Процесс познания творческий и наша задача - поддержать и развивать в ребёнке  интерес.

          Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

          Работа эта начинается с построения предметно - развивающей среды, разрабатывается перспективные, тематические  планы для работы с детьми и родителями. Отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них удовлетворения от проделанной работы.  В процессе работы каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель- наставник, а равноправный партнёр. Соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности.

          Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны  воспитателей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно –эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинт...

Доклад для районного методического объединения: "Интеграция- одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Монотипия - как одно из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста

laquo;Дети  должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А.СухомлинскийМонотипия - это одно касание, прикосновение, надавливание. Эта техника необыкнове...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...