"Приглашаем посетить Зимний дворец"
консультация (средняя группа) по теме

В октябре месяце, мы с детьми ездили на обзорную экскурсию по Санкт – Петербургу и посетили Зимний дворец Петра 1. Мы узнали много нового об истории нашего города., о строительстве зимнего дворца и о жизни Петра 1. Нам очень понравилась эта экскурсия, и мы хотим поделиться полученной информацией с вами.

Слайд № 1

Изначально Зимний дворец в Санкт-Петербурге был построен Д. Трезини в 1708 году для императора Петра Первого. Носил название "Зимние маленькие хоромы".

Перед венчанием Екатерины и Петра I архитектор, снеся первый Зимний дворец, в 1711-1712 гг. поставил на его месте Второй. Назван он был в честь предстоящего бракосочетания "Свадебные палаты".

Третий Зимний дворец был возведен архитектором Маттарнови Г.И. несколько позже - в 1716-1720 гг. Это было величественное двухэтажное здание, привлекающее могуществом камня, использованного в качестве основного строительного материала. В этом дворце император Петр Первый провел последние годы своей жизни. В результате траурного события, произошедшего 28 января (8 февраля) 1725 г. Большой зал дворца переименовали в Погребальный.

После 1725 года Зимний дворец претерпевал различного рода архитектурные изменения.

Придя к власти, Екатерина I перестроила здание на свой лад. Несколько расширила занимаемую дворцом площадь. Уже при Екатерине II, в 1782-1785 гг. архитектор Джакомо Кваренги поставил на его месте Эрмитажный театр. Сейчас он является одним из старейших театров в России.

Растрелли строил Четвертый Зимний дворец, исходя из его градообразующего положения в сердце города и империи. Мотивом для сноса предыдущего строения послужил указ Анны Иоанновны, полагавшей, что Третий Зимний дворец довольно-таки скучен. Под Четвертый Зимний дворец были перестроены палаты Апраксина Ф.М., занимавшие территорию нынешнего дворца.

Слайд № 2

Современной Зимний дворец был по счету пятым.

Сегодня трехэтажный Зимний дворец - памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко. Прямоугольное здание длиной в 210 метров и шириной 175 метров включает более тысячи помещений. Главным фасадом Дворец обращен в сторону Дворцовой площади. В центре фасада - запомнившиеся нам с учебников истории ворота в три пролета с решетками из чугуна. По бокам фасада - парадные въезды с пандусами.

Над входом в Зимний, архитектор гармонично расположил божественные скульптуры Нептуна и Амфитриты. Фронтон треугольной формы украшен круглыми часами. Декоративные наличники на окнах и своеобразная лепнина придают дворцу необычайную красоту. На крыше здания немыми блюстителями таинственного прошлого расположились древние боги, великолепные вазы... Вдоль могущественной Невы снаружи Зимнего дворца красуется главный вход здания, обрамленный белоснежными колоннами, приятно гармонирующими с светло-зеленым цветом стен.

 

Слайд № 3

 

Внутри дворца - парадные залы, тянущиеся по центру памятника архитектуры. В Палатках воссоздана первоначальная окраска стен серой известью, оконные переплёты с расстекловкой, стенные панели, паркеты, изразцовые печи, камины.

После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу Анны Иоанновны открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству. В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во ремя дворцового переворота 1741 года. Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг. Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.

 

Слайд № 4

Войдя в музей мы увидели старинные рисунки, представленные в экспозиции музея. Они дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I. Наш экскурсовод рассказал, о том как много лет шло строительство Зимнего дворца, и о том как зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием эрмитажного театра.

Слайд № 5

В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии. На фотографии слева представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.

На стене одного из залов мы увидели старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.

.Слайд № 6 «Парадный двор»

Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку. В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней. Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первоначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.

Проходя по территории парадного двора мы увидели карнавальные сани и садовую коляску Петра I - редчайший образец прогулочного экипажа начала XVIII века. Двор выложен кирпичом "в ёлочку" по аналогии с подлинными фрагментами, обнаруженными во время раскопок. Другая часть двора, расположенная выше и выложенная булыжником, относится к середине 18 века. Разница в уровнях соответствует толщине культурного слоя, образовавшегося за 300 лет существования города.

Слайд № 7 « Токарная»

Одним из главных увлечений Петра I на протяжении всей его жизни была работа на токарных станках. По описанию современников, обычный день российского императора складывался следующим образом:

“Государь встает очень рано, так что в три и четыре часа утра присутствует в тайном совете. Потом идет на верфь, где смотрит за постройкой кораблей и даже сам работает, зная это мастерство превосходно. В девять или десять часов занимается токарной работой, в которой так искусен, что решительно ни одному художнику не уступит”.

Работа на токарно-копировальных станках настолько вошла в привычку русского царя, что, отправляясь в поездки по Европе, Петр часто брал “махины” с собой. Изготовленные им в России медальоны, а иногда и сами станки, преподносились в качестве дипломатического подарка. Кубок и табакерка, выточенные из слоновой кости собственноручно Петром I, были подарены в 1718 г. королю Фридриху Вильгельму I. Кроме того, прусскому двору передали “медальерный” станок конструкции Нартова, личного токаря Петра I, получившего в конце жизни титул статского советника. “…У него в Берлине такой махины нет”, - сообщал мастер.

В это помещение посетителей не пускают. Экспозицию этой комнаты можно увидеть через окно.  Но так как наши ребята малы ростом,  экскурсовод поднимал каждого, что бы увидеть что находится внутри.

Слайд № 8 «Кабинет»

Это одна из самых ярких и интересных комнат. Интерьер украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе - китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной здесь же, при раскопках центральной части дворца. Между окон - часы английской работы с миниатюрным портретом Петра

Слайд № 9 «Столовая»

Интерьер этой комнаты украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: «Вид Нового моста в Париже» (Х. Моммерс) и «Портрет Петра I» (Питер ван дер Верф). Конторка Петра I была изготовлена в Англии по чертежу царя. На ней мы увидели зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Мы обратили внимание на высоту конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.Его рост был 104 см. . В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, его голова была также мала по сравнению с телом.  .

У Петра Первого было две любимых собаки данцигский булленбейцер Тиран и терьер Лизетта. Историк Штелин так говорит о последней: «Собачка так была привычна к государю, что никогда от него не отставала... и некогда спасла от кнута одного знатного придворного служителя, неизвестно по какому обвинению впавшего в немилость.» . Императрица  приказала написать от имени Лизетты короткую челобитную, в которой эта собака просила царя о помиловании этого человека. Прочитав записку, засунутую под ошейник собаки, царь объявил о помиловании. Чучело этой собаки тоже представлено в экспозиции этой комнаты. Она лежит там как живая, поэтому детям очень хотелось ее погладить, но экскурсовод не разрешил, потому что она пропитана специальным препаратом что бы не портилась.

В этой комнате Петр Первый скончался

 

Слайд № 10

 

В одном из залов — копия «восковой персоны» Петра I. «Восковая персона» Петра I была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.

 

Слайд № 11

 

Проходя по набережной Зимней канавки экскурсовод показала и рассказала, что в наше время от бывшего дворца остались покои Екатерины, которые она занимала после смерти царя. Справа, наверху, вскрыт и музеефицирован образец исторической кирпичной кладки. Цвет части фасада под ним восстановлен таким, каким был при постройке дворца.

 

Слайд № 12

 

Проходя мимо Эрмитажа, мы задержались около атлантов. Говорят, что если дотронуться до большого пальца на ноге атланта и загадать желание, то оно должно исполниться. Мише Барышникову очень понравилась эта экскурсия и его желанием было – посетить этот музей еще раз.

За тем  мы погуляли по Дворцовой площади. Вместе с экскурсоводом рассмотрели Зимний дворец,

Александрийский столп, Исаакиевский собор.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

В октябре месяце, мы с детьми ездили на обзорную экскурсию по Санкт – Петербургу и посетили Зимний дворец Петра 1. Мы узнали много нового об истории нашего города., о строительстве зимнего дворца и о жизни Петра 1. Нам очень понравилась эта экскурсия, и мы хотим поделиться полученной информацией с вами.

Слайд № 1

Изначально Зимний дворец в Санкт-Петербурге был построен Д. Трезини в 1708 году для императора Петра Первого. Носил название "Зимние маленькие хоромы".

Перед венчанием Екатерины и Петра I архитектор, снеся первый Зимний дворец, в 1711-1712 гг. поставил на его месте Второй. Назван он был в честь предстоящего бракосочетания "Свадебные палаты".

Третий Зимний дворец был возведен архитектором Маттарнови Г.И. несколько позже - в 1716-1720 гг. Это было величественное двухэтажное здание, привлекающее могуществом камня, использованного в качестве основного строительного материала. В этом дворце император Петр Первый провел последние годы своей жизни. В результате траурного события, произошедшего 28 января (8 февраля) 1725 г. Большой зал дворца переименовали в Погребальный.

После 1725 года Зимний дворец претерпевал различного рода архитектурные изменения.

Придя к власти, Екатерина I перестроила здание на свой лад. Несколько расширила занимаемую дворцом площадь. Уже при Екатерине II, в 1782-1785 гг. архитектор Джакомо Кваренги поставил на его месте Эрмитажный театр. Сейчас он является одним из старейших театров в России.

Растрелли строил Четвертый Зимний дворец, исходя из его градообразующего положения в сердце города и империи. Мотивом для сноса предыдущего строения послужил указ Анны Иоанновны, полагавшей, что Третий Зимний дворец довольно-таки скучен. Под Четвертый Зимний дворец были перестроены палаты Апраксина Ф.М., занимавшие территорию нынешнего дворца.

Слайд № 2

Современной Зимний дворец был по счету пятым.

Сегодня трехэтажный Зимний дворец - памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко. Прямоугольное здание длиной в 210 метров и шириной 175 метров включает более тысячи помещений. Главным фасадом Дворец обращен в сторону Дворцовой площади. В центре фасада - запомнившиеся нам с учебников истории ворота в три пролета с решетками из чугуна. По бокам фасада - парадные въезды с пандусами.

Над входом в Зимний, архитектор гармонично расположил божественные скульптуры Нептуна и Амфитриты. Фронтон треугольной формы украшен круглыми часами. Декоративные наличники на окнах и своеобразная лепнина придают дворцу необычайную красоту. На крыше здания немыми блюстителями таинственного прошлого расположились древние боги, великолепные вазы... Вдоль могущественной Невы снаружи Зимнего дворца красуется главный вход здания, обрамленный белоснежными колоннами, приятно гармонирующими с светло-зеленым цветом стен.

Слайд № 3

Внутри дворца - парадные залы, тянущиеся по центру памятника архитектуры. В Палатках воссоздана первоначальная окраска стен серой известью, оконные переплёты с расстекловкой, стенные панели, паркеты, изразцовые печи, камины.

После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу Анны Иоанновны открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству. В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во ремя дворцового переворота 1741 года. Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг. Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.

Слайд № 4

Войдя в музей мы увидели старинные рисунки, представленные в экспозиции музея. Они дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I. Наш экскурсовод рассказал, о том как много лет шло строительство Зимнего дворца, и о том как зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием эрмитажного театра.

Слайд № 5

В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии. На фотографии слева представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.

На стене одного из залов мы увидели старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.

.Слайд № 6 «Парадный двор»

Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку. В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней. Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первоначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.

Проходя по территории парадного двора мы увидели карнавальные сани и садовую коляску Петра I - редчайший образец прогулочного экипажа начала XVIII века. Двор выложен кирпичом "в ёлочку" по аналогии с подлинными фрагментами, обнаруженными во время раскопок. Другая часть двора, расположенная выше и выложенная булыжником, относится к середине 18 века. Разница в уровнях соответствует толщине культурного слоя, образовавшегося за 300 лет существования города.

Слайд № 7 « Токарная» 

Одним из главных увлечений Петра I на протяжении всей его жизни была работа на токарных станках. По описанию современников, обычный день российского императора складывался следующим образом:

“Государь встает очень рано, так что в три и четыре часа утра присутствует в тайном совете. Потом идет на верфь, где смотрит за постройкой кораблей и даже сам работает, зная это мастерство превосходно. В девять или десять часов занимается токарной работой, в которой так искусен, что решительно ни одному художнику не уступит”.

Работа на токарно-копировальных станках настолько вошла в привычку русского царя, что, отправляясь в поездки по Европе, Петр часто брал “махины” с собой. Изготовленные им в России медальоны, а иногда и сами станки, преподносились в качестве дипломатического подарка. Кубок и табакерка, выточенные из слоновой кости собственноручно Петром I, были подарены в 1718 г. королю Фридриху Вильгельму I. Кроме того, прусскому двору передали “медальерный” станок конструкции Нартова, личного токаря Петра I, получившего в конце жизни титул статского советника. “…У него в Берлине такой махины нет”, - сообщал мастер.

В это помещение посетителей не пускают. Экспозицию этой комнаты можно увидеть через окно.  Но так как наши ребята малы ростом,  экскурсовод поднимал каждого, что бы увидеть что находится внутри.

Слайд № 8 «Кабинет»

Это одна из самых ярких и интересных комнат. Интерьер украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе - китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной здесь же, при раскопках центральной части дворца. Между окон - часы английской работы с миниатюрным портретом Петра

Слайд № 9 «Столовая» 

Интерьер этой комнаты украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: «Вид Нового моста в Париже» (Х. Моммерс) и «Портрет Петра I» (Питер ван дер Верф). Конторка Петра I была изготовлена в Англии по чертежу царя. На ней мы увидели зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Мы обратили внимание на высоту конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.Его рост был 104 см. . В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, его голова была также мала по сравнению с телом.  .

У Петра Первого было две любимых собаки данцигский булленбейцер Тиран и терьер Лизетта. Историк Штелин так говорит о последней: «Собачка так была привычна к государю, что никогда от него не отставала... и некогда спасла от кнута одного знатного придворного служителя, неизвестно по какому обвинению впавшего в немилость.» . Императрица  приказала написать от имени Лизетты короткую челобитную, в которой эта собака просила царя о помиловании этого человека. Прочитав записку, засунутую под ошейник собаки, царь объявил о помиловании. Чучело этой собаки тоже представлено в экспозиции этой комнаты. Она лежит там как живая, поэтому детям очень хотелось ее погладить, но экскурсовод не разрешил, потому что она пропитана специальным препаратом что бы не портилась.

В этой комнате Петр Первый скончался

Слайд № 10

В одном из залов — копия «восковой персоны» Петра I. «Восковая персона» Петра I была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.

Слайд № 11

Проходя по набережной Зимней канавки экскурсовод показала и рассказала, что в наше время от бывшего дворца остались покои Екатерины, которые она занимала после смерти царя. Справа, наверху, вскрыт и музеефицирован образец исторической кирпичной кладки. Цвет части фасада под ним восстановлен таким, каким был при постройке дворца.

Слайд № 12

Проходя мимо Эрмитажа, мы задержались около атлантов. Говорят, что если дотронуться до большого пальца на ноге атланта и загадать желание, то оно должно исполниться. Мише Барышникову очень понравилась эта экскурсия и его желанием было – посетить этот музей еще раз.

За тем  мы погуляли по Дворцовой площади. Вместе с экскурсоводом рассмотрели Зимний дворец,

Александрийский столп, Исаакиевский собор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние праздники с Дедом Морозом. Приглашать или не приглашать?

Сейчас очень популяны домашние праздники с приглашением Деда Мороза и Снегурочки. Как сделать этот праздник приятным, в первую очередь для ребёнка?...

Зимний дворец

Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему “Дворец Петра I в Стрельне (Путевой дворец)” в рамках образовательных областей с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий

Путевой дворец  — самая ранняя постройка в пригороде Петербурга Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времён. Дворец расположен недалеко от берега...

Сценарий развлечения в старшей группе "Зимний сказочный дворец"

Сценарий развлечения в старшей группе "Зимний сказочный дворец"...