Зимний дворец
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кирилюк Алена Анатольевна

Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan._no9.docx545.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №14 Кировского района

НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

 

Составил воспитатель

Кирилюк Алена Анатольевна

Санкт-Петербург 2015

НОД по теме:

«Уголок уединения Зимний дворец»

             Цель:  познакомить обучающихся  с историей строительства и архитектурными особенностями Зимнего дворца;

             Задачи:

             1. Образовательная: рассказать обучающимся об истории строительства и архитектурных особенностях Зимнего дворца;

             2. Развивающая: 

  • способствовать расширению кругозора обучающихся, посредством

презентационного аспекта занятия;

  • способствовать развитию мышления обучающихся посредством этапа

дидактическая игра «Кто больше слов подберет»;

3. Воспитательная: формировать представление об уникальности нашего города, посредством содержательного аспекта занятия;

Оборудование:

  • ноутбук;
  • презентационный материал к занятию;

План НОД по теме:

«Уголок уединения. Зимний дворец»

I. Вступительная часть………………………………….…… 5 мин.

1.Приветствие. Введение в тему занятия………………….... ...5мин.

II. Основная часть…………………………………………….20мин.

1.Строительство дворца…………………………………………5мин.

2.Дворец………………………………………………………....10мин.

3.Дидактическая игра «Кто подберет больше слов».................5мин.

III. Заключительная часть…………………………….……....5мин.

1.Чтение и заучивание стихотворения……………………….…5мин.

Ход НОД по теме:

«Уголок уединения. Зимний дворец»

I. Вступительная часть.

1. Приветствие. Введение в тему занятия.

Педагог: Здравствуйте, друзья! Наше занятие я сегодня хочу начать не совсем обычно.

«Что за лестница! Жаль ногами топтать. Экие украшения! Что за перила! Какая работа! Тут одного железа рублей на пятьсот пошло! Что за картина! Кажется, живая.… А краски, какие краски. Эта медная ручка, - продолжал он, подходя к двери и щупая замок, - еще большего достойна удивления. Эх, чистая выделка!»

Эта удивительная история, ребята,  произошла с кузнецом Вакулой из повести Николая Васильевича Гоголя, русского писателя, «Ночь перед Рождеством». В поисках черевичек (туфелек), которые носила сама царица, он попал в царский дворец.

           Дворец этот не придуман Гоголем. Он был на самом деле. Однако Вакула увидел не все. Разве мог он подняться по 117 лестницам, распахнуть 1866 дверей, заглянуть во все 1945 окон, пройти по 1050 комнатам Зимнего дворца? Как вы думаете?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

         Педагог: Нет, конечно.

           А мы можем это сделать, потому что Зимний дворец стоит на берегу Невы и сейчас,  каждый человек, которого привлекает сказочный мир искусства, имеет возможность войти в него.

(Демонстрируется слайд№3)

II. Основная часть.

  1. Строительство дворца.

           Педагог:  Строительство резиденции русских царей происходило в несколько этапов. Вначале это был небольшой деревянный дворец.

(Демонстрируется слайд№4)

Педагог:  Затем, на месте деревянного дворца построили двухэтажное каменное здание. И так перестраивали дворец, пять раз. Шестое по счету здание Зимнего дворца строилось по проекту и под руководством придворного архитектора  Франческо Бартоломео  Растрелли.

(Демонстрируется слайд№5)

  1. Дворец.

           Педагог:  Итак, приготовьтесь, сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по залам Зимнего дворца.

(Демонстрируется слайд№6)

Педагог:  Мы войдем во дворец по парадной лестнице. Посмотрите, какая она красивая широкая.

(Демонстрируется слайд№7)

Педагог:  Все гости, приезжающие во дворец, поднимались по этой лестнице. Еще в Зимнем дворце есть Посольская или Иорданская лестница.

(Демонстрируется слайд№8)

Педагог:  По ней проходили во дворец  послы из разных стран, которые приезжали в Россию. А Иорданской она называется потому, что в Крещение по ней выходили на набережную Невы и шли к проруби, которая называлась «иордань».

На нашем пути будет встречаться большое количество дверей. Все они разные, но очень красивые.

(Демонстрируется слайд№9)

Педагог:  Первый зал, в который мы попали – Тронный. Как вы думаете, почему он так называется?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог:  Правильно, в этом зале стоит императорский трон. Посмотрите, какой этот зал большой и нарядный. Даже потолок  украшен лепниной и позолотой, а пол как картина. А вот и трон. Он стоит на возвышении, чтобы все кто присутствовал на приеме у царской особы, могли ее видеть.

(Демонстрируется слайд№10)

Педагог: Следующий зал – Рыцарский. Здесь мы видим рыцарей в доспехах, их боевых коней и оружие.

(Демонстрируется слайд№11)

Педагог: А вот Малахитовый зал. Его стены отделаны зеленым камнем – малахитом. Этот камень добывали далеко на Урале и везли в Петербург.

В следующем зале на стенах мы видим картины и называется он – Картинный, еще его называют Большой просвет, потому что потолок  в этом зале стеклянный.

(Демонстрируется слайд№12)

Педагог: Мы с вами видели большой тронный зал, но в Зимнем дворце есть, и малый тронный зал еще его называют Петровский, потому что он украшен портретом Петра I.

(Демонстрируется слайд№13)

            Педагог: Вы заметили, что все залы дворца, которые мы посмотрели, разные они украшены позолотой, лепниной, в залах висят массивные хрустальные люстры, на полах красивые  узоры, составленные из разных пород деревьев. Блестящий дворец должен был прославлять власть русских царей. Поэтому на его украшение не жалели денег.

           Восемь лет строился дворец под руководством Растрелли. Вдоль фасада со стороны Невы поодиночке и попарно стоят стройные белые колонны. В ясные дни лучи солнца создают причудливую игру света и тени над окнами. А на крыше более ста скульптур придают великолепному зданию еще большую парадность.

(Демонстрируется слайд№14)

Педагог: Необычайно привлекательно здание дворца днем, когда на зеленом фоне его стен выделяется белизна колонн. А вечером, освещенный тысячами огней, он кажется сказочным.

3. Дидактическая игра «Кто подберет больше слов».

Педагог: Давайте, ребята, немного отдохнем и поиграем в игру «Кто больше слов назовет».

(Педагог называет  имя существительное – обучающиеся подбирают подходящие по смыслу прилагательные. Например: Дворец - большой, красивый, роскошный. Осуществляется  фронтальная форма работы).

           Педагог: Ну что продолжим дальше наше путешествие по Эрмитажу.

По приказу владелицы роскошного дворца – Екатерины II- выделили несколько комнат с окнами на Неву для коллекций картин и других художественных сокровищ.

 Эти  комнаты названы Эрмитажем, что в переводе с французского означает «пустынька», «уединенное убежище»,  так как любоваться этой красотой могла только  императрица.

(Демонстрируется слайд№15)

Педагог: Устроенный в комнатах Зимнего дворца, Эрмитаж положил начало будущему музею. Коллекция картин и произведений искусства постоянно пополнялась, и для нее было построено специальное здание – Малый Эрмитаж, который был соединен с Зимним дворцом.

(Демонстрируется слайд№16)

Педагог: Зимний дворец строился восемь лет и простоял 75 лет. Но однажды случилась беда, и пламя пожара всего за три дня почти полностью уничтожило грандиозное здание. Но уже через год с небольшим дворец возродился из пепла такой, же большой, торжественный и пышный, внешне во всем похожий на предыдущий.

(Демонстрируется слайд№17)

Педагог: Шли годы, Зимний дворец из резиденции российских императоров превратился в музей. И сокровища, которые там хранились,  смогли увидеть все желающие.

    Однажды, ясным воскресным утром 22июня 1941 года мирная жизнь была нарушена. Началась Великая Отечественная война. Немецкие войска очень стремительно продвигались по территории нашей страны, и уже 8 сентября 1941 года наш город оказался в кольце вражеской блокады. Город обстреливали артиллерия и самолеты. Нужно было спасать бесценные экспонаты. Часть коллекции смогли вывезти в тыл на Урал, часть укрыли в подвалах Зимнего дворца, но само здание дворца и Эрмитаж пострадали от  авиационных и артобстрелов.
(Демонстрируется слайд№18)

Педагог: Долгие 900 дней длилась блокада Ленинграда, и все это время ученые жили и работали в бомбоубежищах Зимнего дворца, выращивали овощи в Висячем саду, тушили зажигательные бомбы – спасали памятник архитектуры.

(Демонстрируется слайд№19)

Педагог: 27 января 1944 года – день полного снятия блокады Ленинграда. Работники  Эрмитажа  начинают  восстанавливать памятник архитектуры. А уже   осенью 1944 года на улицах Ленинграда появились афиши, извещающие об открытии музея для посетителей.

            Закончилась война, наступил долгожданный мир, и экспонаты музея вернулись из Свердловска в Ленинград.

(Демонстрируется слайд№20)

Педагог: Долгие годы трудились реставраторы в залах Зимнего дворца и Эрмитажа. Восстанавливали пострадавшие от обстрелов экспонаты, стены, лепнину и паркетные полы. И теперь, благодаря их труду мы можем видеть красоту и великолепие Зимнего дворца, любоваться картинами и скульптурой.

(Демонстрируется слайд№21)

III. Заключительная часть.

  1. Чтение и заучивание стихотворения.

         Педагог: Зимний дворец очень большой, невозможно обойти все его залы и посмотреть все произведения искусства за один день.

Сегодня мы с вами познакомились с историей постройки  Зимнего дворца, посмотрели некоторые залы и узнали, как спасали экспонаты Эрмитажа во время войны.

Да, дети - Санкт- Петербург очень богатый город: своей историей, культурой, своими традициями. Недаром во все времена поэты сочиняют стихи о нашем городе. Послушайте одно и давайте постараемся его выучить.

Во дворце, где у царских семей

Зимнее было становище,

Теперь Эрмитаж - так зовется музей,

В котором хранятся сокровища.

Чтоб обойти эти груды добра,

Не хватит, пожалуй, и месяца.

Посуда из чистого серебра,

Хрустальные люстры светятся,

Картины предыдущих веков,

Гобелены и статуи,

Знамена, отбитые у врагов,

Звездные, полосатые...

Из малахита и лазурита

Вазы, колонны, столики -

Все это доступно, все это открыто

И школьнику и историку!..

(Николай Глазков)

 Педагог: Вам понравилось это стихотворение?

( Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

Педагог: Молодцы, ребята. Спасибо за вашу работу. До следующей встречи!

(Демонстрируется слайд № 22)        

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дворец для деда Мороза и Снегурочки"

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционной техники - торцовочная вышивка бумажными салфетками на потолочных плитках с помощью зубочисток....

"Приглашаем посетить Зимний дворец"

В октябре месяце, мы с детьми ездили на обзорную экскурсию по Санкт – Петербургу и посетили Зимний дворец Петра 1. Мы узнали много нового об истории нашего города., о строительстве зимнего дворца и о ...

Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему “Дворец Петра I в Стрельне (Путевой дворец)” в рамках образовательных областей с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий

Путевой дворец  — самая ранняя постройка в пригороде Петербурга Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времён. Дворец расположен недалеко от берега...

Сценарий развлечения в старшей группе "Зимний сказочный дворец"

Сценарий развлечения в старшей группе "Зимний сказочный дворец"...