Родительское собрание
консультация по теме

Субботкина Ольга Александровна

Мой родной город Саранск

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Мой родной город Саранск»

Центральной идеей воспитания любви к своей родине  у русских педагогов была идея народности. Так  К.Д.Ушинский отмечал, что « воспитание, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В. Виноградова и др.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка, осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых при нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного города - Трубчевска. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Познание необходимо проводить через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.

В нравственно- патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

*Знакомство дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

*Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

*Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создания условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости.

*Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. Ребёнок  может выбрать ту деятельность, в которой  выразит свои чувства к увиденному (творческая игра, рассказ, поделки, загадки, аппликация, лепка, рисование, экскурсии).

*Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

*Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка) позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Преобразование его по законам добра и красоты».

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников является:

  1. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему города Саранска.
  2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  4. Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
  5. Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Памятка для родителей по воспитанию любви к родному краю

1. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

2. Рассказывайте о своём районе, посетите с ребенком краеведческий музей, церковь, кинотеатр.

3. Гуляя по улицам родного поселка и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Совершайте всей семьей прогулки по родному поселку, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного поселка. Организуйте выезд на природу.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации, музыке.

6. Всегда поощряйте любознательность ребенка.

НОД с детьми подготовительной к школе группы

«Конкурс знатоков родного города»

Программное содержание:

закрепить знания детей об истории родного города, его достопримечательностях (улицы и проспекты города, музеи, театры и памятники, спортивные сооружения, заводы и фабрики ).

Развивать речь, память, мышление, умение слушать, отвечать на вопросы, реагировать на высказывания партнёра.

Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.

Методические приемы: беседа, музыкальное сопровождение, рассматривание иллюстраций видов города, достопримечательностей, вопросы и ответы, пословицы, игра «Юный эколог», чтение стихотворения В.Орлова «Что нельзя купить?», игра «Расскажи, что знаешь», подведение итога.

Материал: иллюстрации видов города, достопримечательностей, медали Знатока родного города, аудиозапись гимна Мордовии, мяч.

Звучит гимн республики Мордовия.

Воспитатель: Что мы сейчас прослушали?

Дети: Гимн республики Мордовия.

Воспитатель: А что такое гимн?

Дети: Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою родину, свой город.

Воспитатель: А какие еще государственные символы республики Мордовия вы можете назвать.

Дети: Флаг, герб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и покажите, герб города Саранска.(Детям предлагается выбрать из: герб Красноярского края, герб города Москвы, герб Пензенской области, герб города Саранска)

- Правильно! Ребята, вы любите свой родной город?

Дети: Да!

Воспитатель: А что вам нравится в нашем городе?

Дети: Лес, музеи, парк города Саранска.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, как вы знаете свой любимый город. Предлагаю, устроить конкурс «Знатоков родного города». Вам надо пройти 6 туров, за каждый будет вручаться Медаль знатока. В конце конкурса мы подсчитаем ваши медали и определим, кто будет победителем конкурса.

Итак, 1-й тур: «История города Саранска».

Ребята города, как и люди, не похожи друг на друга, у каждого своя история и судьба. У каждого города свой характер – гласит русская пословица. Каков же он у города Саранска? Почему город носит такое имя?

Дети: Появление города связано с той местностью, где он возник. Свое имя Саранск получил по тому, что он строился на берегу реки Саранки.  Очень давно Саранск был крепостью и имел военное значение.

Воспитатель: А сегодня?

Дети: Город быстро растет. Появились новые микрорайоны, построены современные здания.

Воспитатель: Молодцы ребята! Медалью знатока награждаются те дети, которые активно отвечали на вопрос.

2-й тур: «Саранск – мой город».

Воспитатель: Наш город разделен на районы. Скажите, в каком районе мы с вами  живем?

Дети: Мы живем в Пролетарском районе города Саранска.

Воспитатель: Назовите улицы нашего Пролетарского района.

Дети: ул. Коваленко, ул. Н.Эркая, ул. Воинова, ул. Победы, ул. Миронова.

Воспитатель: Какие улицы нашего города вы еще можете назвать?

Дети: Самая длинная улица – это улица А.И.Полежаева, названная в честь поэта (показ фото).

Улица имени Н.П.Огарева, здесь находится самый большой ВУЗ города Саранска – университет (показ фото).

Проспект Ленина, на котором расположен железнодорожный вокзал, его называют воротами города.

Улица Советская – самая главная в нашем городе. На Советской площади находятся: здание правительства республики – Дом Советов; Дом Республики, где работает Глава Республики Николай Иванович Меркушкин; Храм Федора Ушакова.

 Воспитатель: Медаль знатока вручается тому, кто активно отвечал на вопросы.

3-й тур: «Саранск-культура».

Воспитатель: Наш город – это культурный центр республики Мордовия. Где могут отдохнуть жители нашего города?

Дети: В парке, музее, театрах, лесах.

Воспитатель: Ребята, подойдите и посмотрите внимательно. Скажите, как называется это здание и что в нем находится.

Дети: Это Мордовский национальный драматический театр. Здание украшено скульптурами, колоннами, мордовским национальным орнаментом. В этом театре хранится мордовская народная культура (показывают спектакли).

Воспитатель: А какие театры, музеи вы можете еще назвать.

Дети: Театр «Крошка»; Музей Мордовской национальной культуры(Краеведческий музей) – в нем хранятся предметы старины, исторические ценности; Музей изобразительных искусств (в нем находятся картины Федота Васильевича Сычкова, скульптуры Степана Дмитриевича Эрьзи).

Воспитатель: Правильно! Медаль знатока вручается тому, кто был более активным.

4-й тур: «Экология города Саранска».

Воспитатель: Ребята! Красота, которую дарит нам природа, бесценна! Ничто не может заменить дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озера с зелеными берегами.

     Прочтем стихотворение В.Орлова « Что нельзя купить?»

                                        Если деньги накопить

                                        Можно многое купить –

                                        Дом, одежду и завод,

                                        Самолет и пароход!

                                        Но нельзя купить росу,

                                        Птичье пение в лесу,

                                        И не спрятать в кошелек-

                                        Родничок и тополек.

     А теперь поиграем в игру «Юный эколог».

Подойдите, выберите картинки и расскажите, что нельзя делать в природе.

- Молодцы! Все вы награждаетесь медалями.

5-й тур: «Саранск – спорт».

Воспитатель: Саранск – это один из самых спортивных городов нашей огромной России. Назовите крупные спортивные сооружения нашего города.

Дети: Спортивный комплекс «Мордовия»; Ледовый дворец; Стадион «Старт», Стадион «Светотехника», Дворец Спорта.

Воспитатель: Верно! Ребята, я буду показывать картинки, а вы называйте вид спорта, который на ней изображен. (Показ картинок).

Детям вручаются медали.

6-й тур (заключительный): «Промышленность города Саранска».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Расскажи, что знаешь».Я бросаю вам мяч, и называю завод, фабрику, а вы рассказываете, что на ней выпускают (какую продукцию).

Завод «Биохимик»,

Кондитерская фабрика «Ламзурь»,

Саранский завод «Медоборудования»,

«Саранский Приборостроительный завод»,

Макаронная фабрика,

Молокозавод «Саранский»,

Консервный завод,

Саранский хлебозавод.

Все вы справились и прошли 6 туров. Кто-то из вас набрал больше медалей, кто-то меньше. Но, тем не менее, все вы по праву можете носить звание « Знатоки родного города».

Объявляется победитель: Званием «Знатока родного города» награждаются все участники конкурса. Поздравляю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...