Главные вкладки

    ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
    консультация (старшая группа) по теме

    Нецветаева Екатерина Юрьевна

    В работе представлена краткая характеристика развития речи детей в старшей группе (5-6 лет) и дан буклет для родителей "Развиваем речь играя!"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_5.doc31.5 КБ
    Файл buklet_po_rechi.docx99.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

    ЛЕКСИКА

     В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)

    Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).

     Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).

     Имеют представление

    - о сезонных изменениях в природе;

    - о выращивании овощей и фруктов;

    - о лесных ягодах и грибах;

    - о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

    - о насекомых и птицах, рыбах.

     Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).

     Знают

    - названия месяцев, дней недели, части суток;

     - название своей страны и столицы государства;

     - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

     - правила дорожного движения для пешеходов.

    ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

    Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);

    - правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

    - правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

    - согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

    - образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

    - правильно по смыслу применяет все части речи.

     СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

     На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

     В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

     ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

    Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

     Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

    От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

    Советы родителям!!!!

    Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

    1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

      2.         Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

    3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не пе редается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от ок ружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

    4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не

    отвлекаясь



    Предварительный просмотр:

    Развиваем речь, играя!

    (Для детей от 5 до 6 лет)

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!!!

    Воспитатель средней группы №3

    МБДОУ д/с №142

    Нецветаева Е.Ю.

    «Назови лишнее слово»

    Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

    кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

    стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

    пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

    слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

    волк, собака, рысь, лиса, заяц;

    лошадь, корова, олень, баран, свинья;

    роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

     «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

    грустный, печальный, унылый, глубокий;

    храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    желтый, красный, сильный, зеленый;

    « Чем отличаются предметы?»

    Чашка и стакан

    Яблоко и груша

    Помидор и тыква

    Тарелка и миска

    Кофта и свитер

    «Что общее?»

    У двух предметов:

    огурец, помидор (овощи);

    ромашка, тюльпан (цветы);

    слон, собака (животные).

    У трех предметов:

    мяч, солнце, шар — ...

    тарелка, ваза, чашка — ...

    лист, трава, крокодил — ...

    "Подбери словечко"

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

    Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

    «Волшебные  очки»

    Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги,       красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

    "МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК"

    Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психо - эмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

    Уважаемые родители, «поиграем с ручками»

    вместе с детьми»!

    Массаж биологически активных точек (бат), которые находятся на кончиках пальцев.

    Для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтем одной руки между указательным и большим пальцем другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать по часовой стрелке (30 раз) увеличивая силу нажима, затем против часовой стрелки (30 раз), ослабляя силу нажима. Таким образом, массируем все пальцы правой и левой руки. На каждый палец затрачиваем по 1 минуте, на все пальцы 10 минут. Этот массаж выполняется строго 30 дней подряд, так как за это время формируется нервный импульс, если пропустили один день, то  массаж начинается сначала.

    Массаж с помощью различных предметов.

    • работа с мячиком с шипами, орехом, шишкой;

    • прокатывание между ладонями ребристого карандаша, бигуди витые, бигуди ворсистые (вертикально);

    • прокатывание пальцев руки по ребристой поверхности;

    • работа с наждачной бумагой.

                                                                     

    В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

    1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

    Ребенку важно уметь:

     *определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

     * делить слова на слоги;

    * различать твердые и мягкие согласные;

     * различать гласные и согласные звуки;

    * различать слова, похожие по звучанию;

    * различать слова, отличающиеся одним звуком;

     * находить слова, в которых нет заданного звука;

     * осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

     2. Формирование правильного звукопроизношения.

    Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

    3. Развитие моторики и графических навыков (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д., игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).

    4. Развитие звуко-буквенного анализа.

    Ребенка надо научить:

    - устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

    - понимать смыслоразличительную роль буквы.

    5. Развитие словаря.

    Формировать умения:

     * определять количество и последовательность слов в предложении;

    * составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

    * пересказать текст;

    * рассказать сказку.

     6. Обучение чтению.

     Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

    Список литературы для детей 5-6 лет

    • - читать детям нужно каждый день;
    • - если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:

    1)      Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).

    2)      Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

    Карика и Вали».

    3)      Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».

    4)      Андрей Усчев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».

    5)  Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

    6)  Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.

    7)  Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».

    8)  Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».

    9)  Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).

    10)  Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.

    11)  Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».

    12)  Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».

    13)  Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».

    14)  Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».

    15)  Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».

    16)  Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».

    17)  Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».

    18)  Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».

    19)  Туве Янсон. Все о Муми-троллях.

    20)  Дмитрий Емец «Приключения домовят».

    21)  Сергей Михалков «Праздник непослушания».

    Рекомендации родителям

    • Верьте в силы ребенка!
    • Обучайте в игре!
    • Умейте выслушать ребенка.
    • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
    • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

    Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

    - посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

    - в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

    - обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

    - привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

     

     И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

    Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

    Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

    "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

    До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить...

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

    До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...